Внеклассное мероприятие на тему «Помнить и никогда не забывать!» (9–11)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Павлоградского муниципального района Омской области
"Богодуховская средняя школа"
Лучшая методическая разработка внеклассного занятия
«ПОМНИТЬ И НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ!»
Подготовила:
социальный педагог
Кучегура О.А.
.
Павлоградка-2021г
Паспорт мероприятия
Название мероприятия |
«ПОМНИТЬ И НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ!» |
Автор мероприятия: |
Кучегура Ольга Александровна |
Тип мероприятия |
Социальный, информационный, патриотический |
Целевая аудитория |
Обучающиеся МБОУ «Богодуховская СШ» 9-11 классов |
Цель мероприятия |
Формировать ценностное отношение обучающихся к нравственным категориям «справедливость, порядочность, страх, трусость, дружеские отношения, толерантность». Формировать представление учащихся о Холокосте в годы Второй мировой войны через анализ художественного произведения и исторические факты.
|
Задачи мероприятия |
Познакомить учащихся с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики фашистов в годы Второй мировой войны. формирование сочувствия к жертвам массового убийства; формирование подлинно гражданского сознания; моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о справедливости, порядочности, милосердия. воспитание у школьников стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире
|
Необходимые ресурсы |
Интернет ресурсы, дополнительная учебная литература : 1. Батхен Ника Смертью смерть... // ПитерBook. - 24 февраля 2009 г. // http://www.labirint.ru/news/4405/ 2. Ганиева Алиса «Взрослая трагедия глазами ребенка» // Независимая газета. – 2008. - №46 (491) 3. Джон Бойн Мальчик в полосатой пижаме. Роман. Пер. с англ. Елены Полецкой. – М.: «Фантом Пресс», 2014. - 288 с. 4. Ионкис Грета «Смена ракурсов» // Еврейское слово. – 2011. - №24 (537) 5. Латышева Марина «Двое за проволокой» // PБК – daily. – 2008. - №243 6. http://detectivebooks.ru/book/20165485/ 7. https://ru.wikipedia.org/wik Оформление: На доске Взрослая трагедия глазами ребенка Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
|
Место реализации: |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Павлоградского муниципального района Омской области «Богодуховская средняя школа»
|
Продукт |
Внеклассное мероприятие |
Предварительно |
учащиеся читают роман и смотрят фильм по произведению Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
|
Сценарий внеклассного мероприятия
«ПОМНИТЬ И НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАТЬ!»
( посвященного памяти жертвам Холокоста)
Цель мероприятия: Формировать ценностное отношение обучающихся к нравственным категориям «справедливость, порядочность, страх, трусость, дружеские отношения, толерантность». Формировать представление учащихся о Холокосте в годы Второй мировой войны через анализ художественного произведения и исторические факты.
Задачи мероприятия:
Познакомить учащихся с темой Холокоста как одним из примеров бесчеловечной политики фашистов в годы Второй мировой войны.
формирование сочувствия к жертвам массового убийства;
формирование подлинно гражданского сознания;
моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о справедливости, порядочности, милосердия.
воспитание у школьников стремления противостоять насилию и жестокости в современном мире
Материалы и оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран; презентация,фильм, запись аудиоматериалов,свечи.
Методы: наглядные, словесные.
Предварительно учащиеся читают роман и смотрят фильм по произведению.
Ведущие мероприятия: ( Ведущий 1)
( Ведущий 2)
Чтецы: К Виктория (Чт. 1)
ЛМаргарита (Чт. 2)
И Татьяна (Чт. 3)
Ход мероприятия
Звучит музыка №1.(выходят ведущие)
Ведущий 1:
- На свете существует много видов искусств – искусство танца и изобразительное искусство, литература и музыка, театр и поэзия. Эти виды искусства существуют уже многие тысячи лет. Сравнительно недавно среди них появилось и ещё одно – искусство кино. Кино совсем ещё малыш – ему всего чуть больше ста лет! Но этот малыш родился на свет под счастливой звездой – ведь все просто обожают его!
Вашему вниманию предлагается буктрейлер по книге Джона Бойна«Мальчик в полосатой пижаме». Внимание на экран.
(Предварительно учащиеся читали роман и смотрели фильм по произведению)
Просмотр буктрейлер по книге Джона Бойна«Мальчик в полосатой пижаме»
Ведущий 2:
- Ребята, как вам показалось, о чем данный фильм? Могла ли на воле быть дружба между этими двумя мальчиками?Какая тема у нашего мероприятия?
Ведущий 1:- А как вы думаете, что незаконного мог сделать восьмилетний мальчик, чтоб оказаться в заключении?
Ведущий 2:
- Знаете ребята, этот мальчик не совершал преступления. Он казался в заключении потому что, принадлежал к нации, которую во время Второй мировой войны лидер фашистов Адольф Гитлер, решил искоренить полностью. Он был евреем. И из-за своего происхождения, он оказался в заключении, а точнее в концлагере.
- 27 января солдаты Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим. Этот день объявлен Международным днем памяти жертв холокоста. Именно о холокосте я хотел бы поговорить на нашем мероприятии.
(Вкл. презентация и говорят ведущие)
Ведущий 1: Слышали ли вы слово “Холокост”?
Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.
Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.
1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
Ведущий 2:
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.
Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось… Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.
Чтец 1
Наум Коржавин
ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Ведущий 1:
- Василий Васильевич Громадский, полковник в отставке. Он со своими солдатами одним из первых вошел в лагерь смерти Освенцим.
Первое, что я увидел в освобожденном Освенциме были дети… Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое – как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.
Особое место занимали газовые камеры. Нацисты тщательно изучали различные способы уничтожения людей. В конечном итоге они пришли к выводу, что оптимальный способ убийства – использование газа (газа-цианида, именовавшегося Циклон Б).Для умерщвления 1500 человек требовалось 5-7 кг газа
Эсэсовцы убеждали заключенных в том, что их отправляют в баню, велели снимать одежду, после чего перегонялись в следующее помещение, имитирующее баню. Под потолком были расположены душевые отверстия, из которых никогда не текла вода. В помещение площадью 210 м² эсэсовцы вводили около 2000 жертв. После того, как закрывались двери газовой камеры, через отверстия, находящиеся в потолке, поступал ядовитый газ циклон Б. Люди умирали в течение 15-20 минут.
Чтец 2
Засыпал снег сегодня Бабий Яр
Чтец 1: Засыпал снег сегодня Бабий Яр.
Прикрыл собою братскую могилу.
Сто тысяч в ней взывают молча к миру,
Чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар!
Там, где фашисты сваливали в ад
Убитых и живых, растут берёзы.
Смотрю на них и плачу… Эти слёзы
Погибших не вернут уже назад.
Но слёзы скорби нашей не напрасны.
Они, как мудрость, над душою властны:
Они её печальный, вечный плод.
Они напоминают тем, кто молод,
Как будет страшен войн грядущих Молох,
Что в гневе уничтожит людской род
Ведущий 2:
- Дети страдали больше всего. Из узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000. Из них - 220 000 еврейские дети.Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. В сентябре 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры.В начале октября 1944 г. в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611.
В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
Чтец 3 (горит в руке свеча)
«Мама, мне страшно!»
«Мама, мне страшно!»
«Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
И вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья».
«Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!»
«Хватит! Довольно!
Скажите ему!»
«Мама, спаси!
Не хочу умирать!»
«Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
Повернулась лицом…»
«Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!»
Задувает свечку
Ведущий 1:
Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий. Совершая действия, помни, что ты – Человек! Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек! Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен. Российский историк и философ, основатель Центра «Холокост» Михаил Яковлевич Гефтер писал: «Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности. Это – память, противящаяся забвению.Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
Ведущий 2:
Что означает слово «Холокост»? Сегодня это знать обязан каждый. Объявляется Минута молчания (звук метронома).
Спасибо всем за внимание.