Портфолио профессиональных достижений педагогического работника
Критерий 1
«Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, совершенствования методов обучения и воспитания»
1.1. Использование педагогическим работником программы, учебно-методического обеспечения:
- обоснование выбора программы, учебно-методического обеспечения
Работаю по системе развивающего обучения Л.В.Занкова 11лет.
Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъективности учащихся в учебном процессе.
Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития ребенка.
Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития ребенка.
. Для реализации этих приоритетов необходима научно обоснованная, проверенная временем развивающая педагогическая система. Таковой является система Л.В.Занкова, которую характеризуют целостность и взаимообусловленность следующих её частей.
Цель образования– развитие личности
Задача системы Л.В.Занкова – представить учащимся целостную широкую картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. |
Цель системы Л.В.Занкова о птимальное общее развитие каждого ребенка. |
Единые психолого-педагогические основы системы
Личностных Метапредметных Предметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) |
Дидактические принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого. Методика обучения Типические свойства методической системы: Многогранность Процессуальность Коллизии Вариантность Предметные методики Организационные формы Система изучения результативности |
Комплект учебников по СРО Л,В.Занкова создает предпосылки для:
Индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний;
Интеграция учебных курсов создает предпосылки для духовно-нравственного развития;
Здоровьесберегающего характера обучения;
Данная система позволяет
ученику:
развивать ум, волю, чувства, нравственные представления, формировать потребности учиться;
получать радость от умственного труда, творчества и общения;
позволяет приобрести: самостоятельность, уверенность, ответственность;
стремление к сотрудничеству.
учителю:
изменить взгляд на образование и ученика;
технологию развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей;
расширяет возможности для творчества.
родителям:
уверенность в успешном будущем своего ребенка.
Эта система близка мне по своей сути: она не подавляет личность ребёнка, а «взращивает» её, намечает ориентиры для развития индивидуальных способностей. Все приёмы, находки,
способы работы с детьми опираются на установление диалоговых отношений - отношений сотрудничества, понимания и соучастия. Дети на уроках не испытывают чувства страха, они получают радость от свободного умственного труда, творчества, общения. Система Л.В.Занкова учит анализировать, дарит встречу с удивительными людьми. Искренне убеждена в том, что принципы развивающего образования изменил мой взгляд на образование и ученика, подсказали мне ориентиры для творчества и расширили их возможности. Родителям эта программа даёт уверенность в успешном будущем своего ребёнка, поскольку «она формирует особый тип мышления, соответствующий 21 веку, с его скоростями и технологиями» считают родители моего класса.
Опираясь на знания о ребёнке в области психологии, физиологии, дефектологии, педагогики Л.В.Занков доказал, что развитие происходит как сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних факторов, который следует за обучением. Отсюда и особый тип обучения, который характеризуется исключительным вниманием к содержанию и организации педагогического процесса, отражающего социокультурный опыт, соцмальный заказ и внимание к внутреннему миру ребёнка: его индивидуальным и возрастным особенностям, его потребностям и интересам.
Учебно-методический комплект СРО Л.В.Занкова для начального звена разработан в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования, с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального и общего образования и с новым Базисным учебным планом. Учебники прошли государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Учебники соответствуют действующим санитарным нормам.
- Разработка и обоснование рабочей образовательной программы в соответствии с условиями их применения, целями данного образовательного учреждения, образовательными запросами обучающихся, родителей;
В ходе работы по развивающей системе Л.В.Занкова мною разработаны рабочие программы для 1-4 класса по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Главной целью учебной дисциплины «Литературное чтение» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение литературному чтению в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о литературе и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения литературному чтению определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. (Приложение 2 – с.5-24.)
- Реализация ГОС
Учебный год/ класс | Предмет | Выполнение программы по предмету (количество часов) | Практические и контрольные работы | ||||
По плану | Фактически | Виды работ | По плану | Фактически | |||
2012-2013 3 класс | Математика | 136 ч | 140 ч | Контрольные работы | 12 | 12 | |
Контрольный устный счет и математический диктант | 13 | 13 | |||||
Русский язык | 170 ч | 173 ч | Развитие речи Диктанты | 17 9 | 19 9 | ||
Контрольные изложения | 3 | 3 | |||||
Литературное чтение | 136 ч | 140 ч | Контрольные работы (комплексная контрольная работа) | 4 | 4 | ||
| | | | | | ||
Окружающий мир | 68 ч | 70 ч | Экскурсии | 6 | 6 | ||
Практические работы | 5 | 5 | |||||
2013- 2014 4 класс | Математика | 136 ч | 140 ч | Контрольные работы | 10 | 10 | |
Контрольный устный счет и математический диктант | 15 | 15 | |||||
Русский язык | 170 ч | 173 ч | Диктанты | 12 | 12 | ||
Развитие речи | 17 | 17 | |||||
Контрольные изложения | 1 | 1 | |||||
Литературное чтение | 136 ч | 140ч | Контрольные работы | 4 | 4 | ||
Окружающий мир | 68 ч | 70 ч | Экскурсии | 7 | 7 | ||
Практические работы | 4 | 4 |
Государственная учебная программа в теоретической и практической части выполняется в полном объеме.
1.3. Использование современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств (видеозаписи уроков (занятий) должны подтверждать информацию по этому показателю).
- Обоснование выбора конкретных современных образовательных технологий, используемых в практической деятельности, и описание способов их применения.
Современный мир очень динамичен, и меняется очень стремительно, что заставляет меня как учителя пересматривать роль и значение исследовательского поведения младшего школьника, ориентирует на переоценку технологий обучения.
Технологии, предлагаемые развивающей системой Л.В.Занкова позволяют устранить перегрузки и стрессы школьников, как правило, сопровождающие процесс обучения. Таким образом сохраняется здоровье детей и подростков, а сам процесс обучения становится максимально комфортным и эффективным.
При изучении классного коллектива, их психологических и индивидуальных особенностей я выбрала для себя следующие образовательные технологии:
Наименование технологии | Обоснование выбора | Способы применения | Ссылка к приложению-иллюстрации |
Технологии здоровьесберегающие по Смирнову Н.К. | Создание психологически-комфортных условий для учащихся в процессе обучения и внеурочной деятельности. Формирование культуры здоровья, мотивации к здоровому образу жизни | В ежеурочной практике проводятся физминутки, зрительная гимнастика, рациональная смена видов деятельности | Раздел 3 (видеоурок) Конспект урока Приложение 3 – с.25 |
Игровые технологии (Н.М. Конышева, М.Т.Салихова) | В младшем школьном возрасте игра ещё сохраняет свою ведущую роль. Она формирует устойчивый интерес к обучению, способствует активизации познаватель- ной и творческой деятель- ности, развивает мышле- ние, сообразительность, внимание. | Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: -дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; -учебная деятельность подчиняется правилам игры; -учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; -успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. | Раздел 3 (видеоурок) Конспект урока Приложение 3 – с.25 |
Дифференцированный подход при разноуровневом преподавании (И. Унт, В.Фирсов) | Основной аспект делается на дифференциацию постановки и достижения целей обучения | В ежеурочной практике на уроках математики и русского языка применяю разноуровневые задания | Приложение 4 – с. 32 |
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) (М. Моисеева, Е. Полат) | Достижение уровневой дифференциации обучения учащихся. Наглядность учебного материала. Активизация обучения младшего школьника. | В процессе обучения русскому языку, окружающему миру, литературному чтению использую мультимедийные хрестоматии, словари. Обучающие программы позволяют отрабатывать полученные знания, осуществлять дифференцированный подход. Разработала тесты по русскому языку в программе Ассистент | Раздел 3 (видеоурок; (работа с интерактивной доской, работа учащихся на рейбуках) Приложение 5 – с. 37 |
Проектно-исследовательская деятельность (по А.И. Савенкову) | Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска | Учащиеся показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. На школьных научно-практических конференциях ребята представляли свои работы | Приложение 6 – с. 38 |
Класс, в котором работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных заданий. Обычно используются различные способы дифференциации в сочетании друг с другом. «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного выбора» (Ш.А. Амонашвили). Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют какой вариант будут выполнять. В работе применяю дифференцированные домашние задания. Наиболее эффективны следующие способы. По степени помощи – отдельным учащимся даю карточки-помощницы для выполнения домашнего задания. По уровню трудности или уровню творчества - даю учащимся с высокой обучаемостью вместо обычного задания, творческие упражнения или более трудное.
Выявлено, что широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов, содействует улучшению качества успеваемости.
Эффективность дифференцированного обучения зависит от целесообразного сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения, в зависимости от целей и задач урока, от специфики данного учебного материала.
Использование ИКТ в учебной и внеучебной работе является еще одним из эффективных способов повышения мотивации учения, развития творческих способностей и повышения качества обучения. Компьютер можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Необходимость использования современных информационных технологий в начальной школе связана с психологическими особенностями младших школьников, с развитием познавательных процессов. Общение с компьютером дает высокую положительную, эмоциональную удовлетворенность, развивает любознательность, речь, логическое и образное мышление.
- Диагностика и отслеживание результативности использования современных образовательных технологий.
Применение данных технологий позволяет мне увеличить рост числа детей, принимающих участие в создании проектов, исследовательских работ.
Если в первом классе в создании проектов принимали участие не только дети, учитель, но и родители, то со второго класса учитель выступал в качестве консультанта. Свои проекты и исследования учащиеся представляли на научно-практических конференциях.
Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает. а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств.
Проводя совместно с психологом мониторинг творческого мышления, используя креативные тесты, выявили, что у учащихся благодаря формированию исследовательским приёмам повышается уровень творческого мышления, что положительно влияет на формирование учебно-познавательных компетенций.
Сформированность творческого мышления положительно влияет на уровень обученности учащихся класса. Ежегодно повышается процент качества знаний учащихся.
Исследовательская деятельность формирует у учащихся желание участвовать в олимпиадном движении.
Анализируя результативность своей работы и деятельность учащихся в технологии учебного исследования пришла к следующим выводам:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, даёт импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
способствует моему профессиональному росту, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.
Учебный год | Предмет | Класс | Вид творческих работ | Количество творческих работ | Количество обучающихся |
2011-2012 | Обучение грамоте | 1 | Проект «Птичья азбука» | 2 | 8 |
Литературное чтение | 1 | Исследовательская работа «Баба Яга – помощница или нет » | 3 | 9 | |
Итого | 5 | 17 | |||
2012-2013 | Окружающий мир | 2 | Коллективный проект (Как затронула ВОВ моих близких) | 2 | 24 |
Исследовательская работа по теме «Плесень: хорошая или плохая» | 1 | 20 | |||
Литературное чтение | 2 | Проект «Мой любимый поэт» | 9 | 9 | |
Сочинение «Осенний парашютист» | 26 | 26 | |||
Сборник загадок | 1 | 10 | |||
Итого | 29 | 89 |
При использовании данных технологий увеличилась степень благоприятного психологического климата в коллективе. Дети стали сплочённее. Сильный ребёнок всегда придёт на помощь слабому, научились работать в группах и парах, не боятся высказывать своё собственное мнение, делать собственные выводы, и с интересом прислушиваются к мнению других участников образовательного процесса.
Групповая и коллективная формы работы позволили повысить степень благоприятности психологического климата в детском коллективе от 0,5 балла до 1,3 баллов (методика приемлемости в обучении). По данным социометрии, проведенной психолого-педагогической лаборатории гимназии, во 2А классе (на конец 2012 – 2013 учебного года) из трёх отверженных детей не осталось ни одного.
Использование данных технологий помогает привлечь к работе не только ребёнка, но и их родителей, которые с интересом включаются в процесс обучения своего ребёнка (помогают готовить сообщения, презентации, игры).
- Навыки работы с интерактивной доской, электронной почтой, Интернетом, на форумах; уместно использует обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы и средства.
В своей педагогической деятельности активно использую цифровые образовательные ресурсы, работаю с интерактивной доской, рейбуками, планшетом. (Раздел 3 (видеоурок)
Основной целью применения интерактивной доски в преподавании является развитие познавательной активности учащихся за счет оптимизации процесса обучения, повышения его наглядности и содержательности. С помощью интерактивной доски можно создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей. Работа с интерактивной доской позволяет проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.
При подготовке к урокам и занятиям работаю с Интернетом. Интересные наработки нахожу на сайтах: www.my.1september.ru , www.mir-konkursov.ru , www.viki.rdf.ru , pedagogby@gmail.com, www.nach-info.yourtalent.ruи других.
При проведении уроков, их целесообразности и лучшего усвоения, достижения уровня дифференциации учащегося, активизации обучения младшего школьника, наглядности учебного материала (так как дети моего класса в основной своей массе аудиалы и имеют широкий спектр зрительной памяти) использую следующие виды ЦОР:
Инновационные учебные материалы («Математика в начальной школе», «Природа, человек, общество», «Открываем законы родного языка, математики и природы»);
Инструменты учебной деятельности («Тест-тренинг комплекс Память»);
Электронные издания (энциклопедия «Кругосвет», журнал «Школьная библиотека»);
Коллекции («Геометрическое конструирование на плоскости и в пространстве», «Произведение искусств из собрания Государственной Третьяковской галереи»).
Информационные технологии позволяют мне и моим ученикам участвовать в сетевых конкурсах.
1.4. Создание здоровьесберегающей среды.
- Создание условий для рационального сочетания труда и отдыха обучающихся в образовательном процессе.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
Я не ставлю перед собой цели выполнять работу медицинского работника, я должна и работаю так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьника, стараюсь быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения.
Каким должен быть урок с позиций здоровьесбережения? Идя на урок, всегда помню, что в классе должен быть соответствующий микроклимат (комфортная температура, свежий воздух, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, чистота и порядок), урок не должен быть однообразным и монотонным, методы и приёмы должны способствовать активизации инициативы и творческого самовыражения, должны иметь место оздоровительные моменты (физкультминутки, дыхательные упражнения, упражнения для глаз).
Урок иностранного языка отличается большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания и напряжения сил. На уроке английского языка стараюсь создать такие условия, которые обеспечивают детям высокую работоспособность на протяжении всего урока и позволяют избежать переутомления.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Каждый урок строю с учетомдинамики внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ. Должны быть представлены все виды речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо, устная монологическая и диалогическая речь.
Во избежание усталости учащихся планирую смену видов работ: самостоятельная работа, работа в группе, в паре, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядкис использованием различного вида движений, песен. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряжение снижается, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувства и сознание ребят. При подборе стихотворений и рифмовок к уроку стараюсь, чтобы их грамматический и лексический материал сочетались с темой урока. Дети особенно любят анимированные физкультминутки. Для их подбора обращаюсь к возможностям сетевых ресурсов Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, то на каждом уроке стараюсь проводить разрядку в виде упражнений дляглаз.
Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.Использую их и для постановки английских звуков. Например, упражнение «Шарик», когда ученикам предлагается «сдуть шарик» [ɵ-ɵ-ɵ].
- Создание психологически комфортных условий в процессе обучения.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Проводя мониторинг изучения медицинских карт первоклассников (2011 – 2012 учебный год), мною была составлена карта здоровья класса.
Отнесенность к группам здоровья | Отнесенность к физкультурным группам | Виды патологий | Выявлено всего заболеваний | |||||
1 гр | | Подготови-тельная | 3 чел /12% | Болезни эндокринной системы - 2чел Болезни глаз - 8 чел. Болезни уха - 2 чел. Болезни органов дыхания - 2 чел. Болезни органов пищеварения-7 чел. Нарушение осанки - 1 чел. Сколиоз - 1 чел. | 96 % учащихся | |||
2 гр | 22чел 88 % | Основная | 21 чел. – 84% | |||||
3 гр | 3 чел 12% | Специаль- ная | 1 чел. – 4 % | |||||
4 гр | | Освобож- денные | |
Я не ставила перед собой обязанность выполнять работу медицинского работника, я должна и работаю так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью детей, старалась быть примером для своих воспитанников в вопросах здоровьесбережения.
Для создания психологически комфортных условий в процессе обучения провожу опрос родителей «Комфортно ли Вашему ребёнку в школе?» Результаты видно на диаграмме.
Проводила тестирование по теме: «Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь». Результат теста приведен в таблице:
Дети | Родители | |
Хорошо осведомлены | 80% | 90% |
Достаточно хорошо | 19% | 10% |
Знаний недостаточно | 1% | 0% |
Глубокая работа по данному вопросу позволила создать психологически комфортные условия в процессе обучения. По данным психолого-педагогической лаборатории гимназии уровень тревожности класса не наблюдается.
- Формирование у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, культуру здоровья.
Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Как классный руководитель в программе развития детского коллектива одним из главных направлений в работе является здоровье.
Цель: использование здоровьесберегающих технологий для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для самореализации личности.
Задачи: овладение навыками общей физической культуры; развитие двигательной активности; ранняя профилактика различных заболеваний, отказ от вредных привычек, правильное рациональное питание; ознакомление с правилами социальной безопасности; |
Динамика уровня физического развития класса выглядит следующим образом:
Анализ этих данных позволяет сделать вывод, что уровень физического развития обучающихся изменился. Доля обучающихся, имеющих уровень физического развития высокий незначительна. Во многом этот факт объясняется тем, что изначально в школу поступают дети, имеющие хронические заболевания.
Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения.
Оздоровительная работа будет эффективной лишь при условии тесного сотрудничества школы и семьи, в результате которого складываются единые взгляды на оздоровительную работу и дети могут в семейных условиях продолжать обучение и закреплять полученные в школе знания, а приобретенные умения трансформировать в навыки и привычки.
Немаловажную роль в организации здоровьесберегающих технологий помогает мне работа с родителями. На родительских собраниях провожу курс бесед “здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.
1.5. Система индивидуальной работы с обучающимися.
- Организация индивидуальной работы с детьми, имеющими затруднения в обучении.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения.
На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.
Принципы построения работы с такими учащимися:
Приоритет индивидуальности.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Так же в своей работе уделяю большое внимание работе с талантливыми детьми и детьми, проявляющими интерес к изучаемым предметам.
Выявление одаренных детей и работа с ними:
I этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности (изучение медицинских карт детей, анкетирования родителей)
II этап – диагностический – на этом этапе (1-4 классы) проводится индивидуальная оценка творческих способностей и способностей ребенка. (А.И. Сизанова «Определения уровня проявления способностей ребёнка».)
III этап – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей младшего школьника
Таким образом, мне удается составить портрет каждого своего ученика. На основе анкетирования, анализа, наблюдения условно разделила одарённых детей в классе на 4 типа одарённости:
Академический (интеллектуальный) | художественный | спортивный | Смешанный тип |
7 человек | 8 человека | 9 человека | 3 человека |
Это дает мне возможность выбрать необходимые методы и приёмы для дальнейшего развития одаренности учащихся.
- Механизмы учета индивидуальных достижений талантливых обучающихся.
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля.… Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно».
Р.Дж. Стернберг, Е. Григоренко.
Перед каждым педагогом стоит задача в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно. Такой путь я называю «самосовершенствованием ребёнка в условиях образовательного процесса». Систему работы с мотивированными учащимися веду по следующим направлениям:
Учебная деятельность | Внеурочная деятельность |
Методы работы | |
- Личностно-ориентированный подход; -Деятельностный подход; -Проблемный диалог; -Исследовательская деятельность -Проектные технологии -Алгоритм на уроках как форма организации знаний учащихся; -Информационно-коммуникационные технологии. | -Кружковая работа по предмету; - Мероприятия по предмету в классе с приглашением родителей; -Проведение внеклассных мероприятий в рамках учебных недель; -Участие в школьных и городских научных конференциях; - Участие в олимпиадах разного уровня; -Участие в конкурсах разного уровня; - Участие в традиционных школьных праздниках; -Участие в международных конкурсах. |
Выявление талантливых детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. На этом этапе работаю совместно с педагогом – психологом.
Выявление творческого потенциала провожу совместно со школьным психологом используя опросники: «Стиль мышления», «Твой творческий потенциал». Для диагностики когнетивной сферы провожу тесты: «Сенсомоторика», «Непроизвольное запоминание» и тренинги «зрительно-поисковый», «переключаемость внимания». Уровень формирования знаний проверяю при помощи тестов «Числовые ряды», «Метафоры».
В результате проведённой работы на каждого мотивированного ребёнка заводится карта творческого роста.
В рамках поддержки мотивированных учащихся стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и конечно в предметных олимпиадах.
Критерий 2
«Высокие результаты освоения обучающимися, воспитанниками
образовательных программ»
2.1. Динамика учебных достижений обучающихся.
- Показатели годового значения среднего балла по предмету (направлению деятельности) в межаттестационный периодв сравнении с краевыми значеними
Предмет (направление деятельности) /класс (группа) | Средний балл по предмету | |||
Край / 1 класс | 1 класс 2011 – 2012 учебный год | Край / 2 класс | 2 класс 2012 – 2013 учебный год | |
Математика | 3,84 | 3,85 | 3,8 | 3,9 |
Русский язык | 3,81 | 3,8 | 3,73 | 3,8 |
Литературное чтение | 4,22 | 4,3 | 4,14 | 4,3 |
Окружающий мир | 4,12 | 4,2 | 4,06 | 4,2 |
- Показатели качества знаний обучающихся по предмету в межаттестационный период в сравнении с краевыми значениями
Предмет (направление деятельности) /класс (группа) | Качество знаний (доля в % получивших «4» и «5») по предмету | |
1 класс 2011 – 2012 учебный год | 2 класс 2012 – 2013 учебный год | |
Математика | 85 % | 82% |
Русский язык | 72 % | 79% |
Литературное чтение | 84 % | 89% |
Окружающий мир | 84 % | 86% |
- Показатели учебных достижений обучающихся по результатам внешнего, независимого мониторинга в межаттестационный период в сравнении с краевыми значениями
Предмет (направление деятельности) /класс (группа) | Итоговые контрольные работы | |
2011 – 2012 учебный год/1 класс | 2012 – 2013 учебный год/2 класс | |
Русский язык | 74% | 78% |
Математика | 83% | 81% |
Литературное чтение | - | 84% |
- Наличие участников, призеров и победителей Всероссийской олимпиады школьников; краевой олимпиады по предметам (специальностям).
Уровень участия | Учебный год | Наименование олимпиады, конкурса, предмет (направление деятельности) | Фамилия, имя обучающегося | Результат участия (участник / призер / победитель) |
Федеральный | 2011-2012 | Конкурс «ЧиП» | Ясинская С. 12 человек | 1 место в школе Участники, дипломы |
Турнир первоклассников | Ясинская С. 14 учеников | Лауреат Участники, дипломы | ||
Федеральный | 2012-2013 | Конкурс «Русский медвежонок» | 20 учеников | Участники,дипломы |
Конкурс «ЧиП» | 14 учеников | Участники,дипломы | ||
Конкурс «Кенгуру» | 18 учеников | Участники,дипломы | ||
Конкурс «Инфознайка» | 6 человек Ясинская С | Участники,дипломы 3 место в школе | ||
Турнир второклассников | 12 человек Кобзев Д Овчинников В Шмаков А Ясинская С | Участники,дипломы Лауреат Лауреат Лауреат Лауреат | ||
Совёнок | Кобзев Д Овчинников В Пожидаева К Фисура К Ясинская С | Победитель 2 тура Участники,дипломы |
2.2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся.
- Участие обучающихся в сетевых проектах, конкурсах разных уровней
Конференции, конкурсы, олимпиады | ||||
Уровень участия | Учебный год | Наименование конференций, конкурсов, олимпиад по предмету, фестивалей, соревнований, предмет (направление деятельности) | Фамилия, имя обучающегося | Результат участия (участник / призер / победитель) |
Муниципальный | 2012 | Экологический марафон | Команда 9 человек | участие |
Муниципальный ЭБЦ | 2012 | Государыня картошка | Команда 5 человек | 2 место |
Муниципальный ЭБЦ | 2012 | Любимому краю посвящается | Команда 5 человек | участие |
Муниципальный | 2013 | Парки города Юности | Команда15 человек | участие |
Муниципальный | 2013 | Заповедная природа | Команда 10 человек | 2 место |
Муниципальный | 2013 | «Малая Родина» краеведческий конкурс Команда 9 учащихся | Команда 9 человек | 3 место |
2.3. Результаты деятельности педагогического работника в области социализации обучающихся
- Создание условий для успешной социализации обучающихся
Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.
Начиная с 1 класса с 2011 года, для полноценного развития и воспитания младших школьников в своей воспитательной работе систематически организую взаимодействие с различными социально-культурными организациями города.
Систематически организую выходы детей, совместно с родителями, в театры, в музеи города; участвуем в праздниках, организованных Федерацией спортивного скалолазания в Силинском парке (Новогодняя тропа, Масленица), Домом творчества, Домом молодежи, городской библиотекой им. Горького. Совместно с туристическим агенством, организую выездные экскурсии: по городу, в п. Верхнюю Эконь, в Солнечный, в Амурск, в воинскую часть, на и т.д. Дети с удовольствием путешествуют, получают новые впечатления, расширяют свой кругозор.
- Участие обучающихся в самоуправлении в пределах возрастных компетенций
Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.
В нашем классе самоуправление развивается успешно, учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое классное самоуправление развивается, решая все большее количество задач, касающихся жизни и деятельности учащихся.
- Доля обучающихся, вовлеченных в социально-значимые дела, проекты
Наименование социально-значимых дел, социально-образовательных проектов | Уровень | Год | % участия обучающихся |
Традиционный праздник «День Семьи» | Гимназия | 2013 г. | 12 чел. |
«Посылка солдату» | Городской | 2012-2013г. | 25 чел. |
Экологическая акция «Чистый Амур» | Городской | 2013г. | 25 чел. |
Акция «Сотвори Новогоднее чудо» | Городской | 2012г. | 25 чел. |
Подготовка и проведение концерта «День пожилого человека» | Школьный | 2013г. | 26 чел. |
Экологическая акция «Помоги зимующим птицам» | Городской | 2012г. | 25 чел. |
Традиционный ежегодный праздник «День Семьи» | Школьный | 2011г. | 8 чел. |
Экологическая акция «Международный день животных» | Городской | 2011г. | 25 чел. |
2.4. Познавательная активность обучающихся по предмету (направлению деятельности)
- Охват обучающихся внеурочной деятельностью по предмету
Формы внеурочной деятельности по предмету | % участия обучающихся |
Предметная неделя по ПДД | 76% |
Предметная неделя по математике | 100% |
Предметная неделя по русскому языку | 100% |
Интеллектуальный марафон Занковцев | 100% |
Предметные олимпиады | 67% |
Школьные конференции | 52% |
Дистанционные олимпиады: Русский медвежонок, Кенгуру, Совенок, ЧиП. | 76% |
- Динамика количества обучающихся, занимающихся в кружках, секциях, факультативах по предмету
Название кружка, секции, факультатива и т.п. | % участия обучающихся | |
Год | Год | |
Факультатив «Основы экономики» | 2011 – 2012 – 100% | 2012 – 2013 – 100% |
Факультатив «Геометрия» | 2011 – 2012 – 100% | 2012 – 2013 – 100% |
Индивидуально-групповые занятия с одаренными учащимися | 2011 – 2012 – 25% | 2012 – 2013 – 24% |
- Динамика количества обучающихся, занимающихся в научном обществе учащихся по профилю преподаваемого предмета (направлению деятельности) педагогического работника
Название научного сообщества учащихся | % участияобучающихся | |
Год | Год | |
2011 – 2012 | 2012 – 2013 | |
Научное общество «Хочу все знать» математика окружающий мир литературное чтение русский язык | 46% 3чел. 3чел. 3чел. 3чел. | 50% 4 чел. 3чел. 3чел. 3чел. |
- Уровень мотивации к изучению предмета (деятельности по направлению)
С целью прогнозирования, осуществления и коррекции образовательного процесса совместно с социально-психологической службой гимназии ежегодно организую мониторинг уровня учебной мотивации.
Уровень мотивации
1«б» класс 2011-2012 год | 2 «б» класс 2012-2013 год | |
25-30 баллов высокий уровень | 48% | 60.8% |
20-24 балла выше среднего | 43.5% | 34.8% |
15-19 баллов с средний | 4.3% | 4.4% |
10-14 баллов ниже среднего | 4.3% | 0% |
10 и ниже баллов низкий | 0% | 0% |
Результаты диагностик показывают, что у обучающихся в основном преобладает высокий или выше среднего уровень учебной мотивации, что свидетельствует о доступности изучения предметов и успешности организации учебной деятельности. Прослеживается рост мотивации к изучению учебных предметов.
Владея методикой управления и прогнозирования учебного процесса, обладая коммуникативными качествами, создаю комфортный микроклимат в процессе обучения. Об этом свидетельствуют результаты анкетирования, проведенного педагогом-психологом гимназии 17.10.2013 г.
Методика измерения | Контингент | Количество опрошенных | Результат (коэффициент) |
Шкала приемлемости | педагоги | 25 чел. | +1,75 |
Учитель глазами учеников | учащиеся | 24 уч. | +1,87 |
Удовлетворенность преподаваемыми предметами | учащиеся | 24 уч. | + 1,88 |
Критерий 3
«Результаты деятельности педагогического работника в профессиональном сообществе»
3.1. Инновационная деятельность педагогического работника
- Участие в одной из форм инновационного поиска: опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работе, апробации
Формы участия | Уровень |
Краевой семинар «Модели управления качеством образования на основе ИКТ, обеспечивающие доступ к образовательным услугам и сервисам» | Семинар |
3.2. Распространение педагогического опыта
- Мероприятияпроводимые по диссеминации инновационного педагогического опыта
Мероприятия по диссеминации инновационного педагогического опыта | ||
Учебный год | Наименование, место проведения, уровень | Форма участия |
2012 | Краевой семинар «Модели управления качеством образования на основе ИКТ, обеспечивающие доступ к образовательным услугам и сервисам» | Открытый урок |
- Наличие научно-методических публикаций по проблемам образования и воспитания обучающихся
Научно-методические публикации по проблемам образования и воспитания обучающихся | ||
Учебный год | Выходные данные публикации, издания | Уровень |
2011 год | Статья «Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников», научно-практическая конференция. Комсомольск-на-Амуре 2011 | Муниципальный |
- Распространение опыта в системе педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации
Формы распространения опыта | ||
Учебный год | Форма участия | Наименование учреждения педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации, привлекавшего педагогического работника |
2011 год | Руководство педагогической практикой (5 курс) | ГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет» |
3.3. Методическая работа
- Участие в работе или руководстве деятельностью методических объединений, советов
Учебный год | Название профессионального объединения | Уровень | Форма участия |
2011 - 2012 | Кафедра учителей начальных классов гимназии | Школьный | Выступления «Методические рекомендации при составлении рабочей программы» /2011 год/ «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках гуманитарного цикла» /2012 год/ |
2011- 2012 | Педагогический совет гимназии | Школьный | Выступления «Новые формы внеклассной работы» /2011 год/ «Современные подходы к оцениванию учебных достижений младших школьников» /2012 год/ |
-Участие в деятельности профессиональных клубов, ассоциаций, сетевых сообществах педагогов
Учебный год | Уровень распространения | Наименования мероприятия, место проведения | Форма участия |
2011-2012 | федеральный | Сообщество учителей начальных классов | Участие в сетевом сообществе учителей начальных классов на персональном сайте «Первая ступенька» |
2011-2012 | федеральный | Публикации на сайте http://nsportal.ru/ | Выставлены методические материалы |
Критерий 4
«Профессиональные и личные достижения педагога
в межаттестационный период»
4.1.Повышение квалификации
- Своевременно в межаттестационный период повышает квалификацию по дополнительным профессиональным образовательным программам по профилю преподаваемого предмета (направлению деятельности) в объеме не менее 72 часов, включающим общетеоретический, предметно-технологический блоки
Повышение квалификации | |||
Учебный год | Наименование образовательного учреждения | Название образовательной программы | Количество часов |
2011 год | Филиал Хабаровского краевого института развития образования | «Проектирование образовательного процесса начальной школы в условиях введения ФГОС общего образования» | 80 часов |
- Повышение квалификации по актуальным проблемам образования в межкурсовой период в объеме не менее 72 часов
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |||
Учебный год | Наименование образовательного учреждения | Название образовательной программы | Количество часов |
2012 | Хабаровский краевой институт развития образования | «Модели управления качеством образования на основе ИКТ, обеспечивающие доступ к образовательным услугам и сервисам» | 72 часа |
2013 | Хабаровский краевой институт развития образования | Семинар «Моделирование технологической карты курса, на основе требований к образовательным результатам ФГОС ООО: методический практикум» | 40 часов |
- Повышает квалификацию в области ИКТ в объеме не менее 12 часов.
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |||
Учебный год | Наименование образовательного учреждения | Название образовательной программы | Количество часов |
2012 год | ФГОУ ВПО «Амурский гуманиарно - педагогический государственный университет» | «Применение интерактивной доски в учебном процессе образовательных учреждений» | 12 часов |
4.2. Сертифицированные достижения педагогического работника
-Г рамоты, поощрения, благодарственные письма разных уровней; государственные или отраслевые награды, звания
Учебный год | Наименование | Уровень |
2012 | Благодарность за проведение международного дистанционного Турнира первоклассников-2012 и выражает признательность за подготовку ЛАУРЕАТА Турнира | Россия / Московский городской психолого-педагогический университет ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» |
2012 | Благодарность за активное участие в экологическом марафоне «Природа без пожаров» | Городской |
2012 | Благодарность за добросовестную работу в пришкольном лагере | Школьный |
2012 | Диплом за 2 место в конкурсе «Государыня картошка» | Городской / Администрация МОУ ДОД ЭБЦ |
2012 | Диплом за активное участие в конкурсной программе «Любимому краю посвящается», посвящённой 74-й годовщине Хабаровского края | Городской / Администрация МОУ ДОД ЭБЦ |
2013 | Благодарственное письмо за активное участие в городском конкурсе виртуальных экскурсих «Парки города Юности» | Городской |
2013 | Диплом за 2 место в городском конкурсе агитбригад «Заповедная природа- Всемирное достояние» в номинации «Агитационное выступление» | Городской |
2013 | Благодарность за проведение международного дистанционного Турнира второклассников-2012 и выражает признательность за подготовку ЛАУРЕАТА Турнира | Россия / Московский городской психолого-педагогический университет ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» |
2013 | Благодарность за активное участие в организации и проведении Международной эвристической олимпиады младших школьников «Совёнок-2013» и Международной интенсивной олимпиады научного творчества «ПРОРЫВ-2013» | Россия / АНОО «Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» |
2013 | Благодарственное письмо за активную работу, инициативность, творчество, всестороннюю поддержку и плодотворное сотрудничество с МОУ ДОД ЭБЦ | Городской / Администрация МОУ ДОД ЭБЦ |
2012-2013 | За активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно- методических материалов, представленных в рамках проекта. | Россия / Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании |
2013 | Благодарственное письмо за организованное проведение летней оздоровительной кампании в 2013 году, укрепление здоровья и развитие творческих способностей детей и подростков | Министерство образования и науки Хабаровского края |
2013 | Благодарность за подготовку участников городского проекта «Малая Родина» 3 место. | Городской |
Критерий 5
«Личностные качества педагогического работника»
5.1. Общая культура
Высокий профессионализм, добросовестность, жизнелюбие, оптимизм, готовность прийти на помощь коллегам – главные личностные качества, характерные для меня.
Родители отзываются обо мне, как о хорошем педагоге, знающем свое дело, умеющем найти подход к детям, учащиеся – как о первоклассном учителе и замечательном человеке, коллеги – как о творческой, инициативной личности, обладающей высокопрофессиональными качествами.
Нахожусь в постоянном творческом поиске и совершенствовании своего мастерства, поэтому в коллективе пользуюсь заслуженным авторитетом и уважением педагогов и учащихся.
5.2. Культура общения
Как педагог, я постоянно сталкиваюсь с самыми разными проблемами межличностного общения. Считаю, что отсутствие культуры педагогического общения или ее низкий уровень могут привести к возникновению конфликтных ситуаций, напряженности в отношениях между учителем и учеником или целым классом.
Умею успешно разрешить конфликты, т.к. обладаю общей психологической грамотностью и высоким уровнем педагогической культуры. Основными моральными нормами, на которых основываются взаимоотношения учителя с учениками, считаю: уважение достоинства каждого из своих воспитанников, доверие и внимательное отношение к их внутреннему миру, душевная чуткость и доброжелательность.
Психологически грамотное восприятие ученика помогает мне установить взаимопонимание и эффективное взаимодействие. Эту возможность во многом обеспечивают мне умение правильно оценивать по выражению лица, жестам, речи, действиям детей их эмоциональное состояние.
Потамошнева Наталья Алексеевна