Познавательная викторина "Вместе мы – сила!" посвященная Дню народного единства
ПрезентацияPPTX / 5.08 Мб
Целевая аудитория: учащиеся 4-х классов.
Актуальность
День народного единства - важный государственный праздник, напоминающий о героических страницах истории России и значимости сплоченности народа перед лицом испытаний. В современном мире, полном вызовов, особенно важно формировать у младших школьников чувство патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны и понимание того, что только в единстве сила народа. Данная викторина призвана в интерактивной и увлекательной форме расширить знания детей об этом празднике, его исторических корнях и значимости для каждого гражданина России.
Цель
Расширить и углубить знания учащихся 4-х классов об истории возникновения и современном значении Дня народного единства, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности.
Задачи
1. Познавательные:
• Напомнить о событиях Смутного времени, предшествовавших установлению праздника.
• Представить героев ополчения - Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского.
• Объяснить значение понятий "единство", "ополчение", "Смутное время".
2. Развивающие:
• Развивать познавательный интерес к истории России.
• Формировать умение работать в команде, слушать и договариваться.
• Развивать логическое мышление, память и внимание.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
• Формировать ценностное отношение к истории и культуре России.
• Прививать чувство товарищества, взаимопомощи и единства.
Ход викторины
Оборудование:
• Карточки с номерами для команд.
• Бланки для ответов или листы бумаги.
• Ручки/карандаши.
• Табло для подсчета баллов (доска).
• Небольшие призы для победителей и участников.
• Презентация с вопросами (по желанию).
Подготовительный этап:
Класс делится на 3-4 команды (по 5-7 человек). Каждая команда придумывает название, связанное с праздником или историей России (например, "Богатыри", "Мининцы", "Наследники Победы").
2. Выбирается ведущий (учитель) и жюри (могут быть старшеклассники или родители).
3. Ведущий кратко напоминает правила викторины: за каждый правильный ответ команда получает баллы, обсуждать ответы нужно тихо, поднимать карточку с номером команды для ответа.
Начало викторины
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы проверить наши знания об очень важном для нашей страны празднике - Дне народного единства. Этот день - символ сплоченности и мужества нашего народа, который смог преодолеть великие трудности. Наша викторина называется "Вместе мы – сила!", потому что именно единство помогло нашим предкам отстоять свободу, и именно единство помогает нам и сегодня.
Пусть победит сильнейшая и самая дружная команда!
Викторина "Вместе мы – сила!"
Раунд 1: "Знатоки истории" (5 вопросов, по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1. Вопрос: Какого числа отмечается День народного единства?
• Ответ: 4 ноября.
2. Вопрос: Какое историческое событие лежит в основе праздника 4 ноября?
• Ответ: Освобождение Москвы от польских захватчиков (или окончание Смутного времени).
3. Вопрос: Как назывался период в истории России в начале XVII века, когда страна переживала тяжелые испытания и раздоры?
• Ответ: Смутное время.
4. Вопрос: В каком городе было сформировано народное ополчение, которое освободило Москву?
• Ответ: Нижний Новгород.
5. Вопрос: В каком году произошло освобождение Москвы, которое мы отмечаем 4 ноября?
• Ответ: 1612 год.
Раунд 2: "Герои Отечества" (5 вопросов, по 2 балла за каждый правильный ответ)
1. Вопрос: Назовите имя земского старосты, который обратился к народу с призывом собрать народное ополчение и пожертвовать все для спасения Отечества?
• Ответ: Кузьма Минин.
2. Вопрос: Назовите имя князя, который возглавил народное ополчение вместе с Мининым?
• Ответ: Дмитрий Пожарский.
3. Вопрос: В каком городе установлен памятник Минину и Пожарскому?
• Ответ: В Москве, на Красной площади.
4. Вопрос: Какую икону несло народное ополчение во главе с Мининым и Пожарским?
• Ответ: Икона Казанской Божией Матери.
5. Вопрос: Кем по профессии был Кузьма Минин до того, как стал лидером ополчения?
• Ответ: Мясник (торговец мясом), земский староста.
Раунд 3: "Пойми смысл" (4 вопроса, по 3 балла за каждый правильный ответ)
1. Вопрос: Что означает слово "единство"?
• Ответ: Сплоченность, общность, согласие, когда люди держатся вместе.
2. Вопрос: Что такое "народное ополчение"?
• Ответ: Войско, собранное из простых людей, не профессиональных солдат, для защиты Отечества.
3. Вопрос: Почему День народного единства является важным праздником для современной России?
• Ответ: Потому что он напоминает, что сила России в единстве её многонационального народа, в способности преодолевать трудности сообща.
4. Вопрос: Какое главное качество проявил русский народ во время Смутного времени, чтобы спасти страну?
• Ответ: Единство, сплоченность, патриотизм, мужество, самопожертвование.
Раунд 4: "Блиц-опрос" (По 1 баллу за быстрый и правильный ответ, время на обдумывание – 5 секунд. Вопросы задаются по очереди каждой команде.)
1. Какой цвет есть на флаге России? (Любой из трех: белый, синий, красный)
2. Как зовут президента нашей страны? (Владимир Владимирович Путин)
3. Как называется главный город России? (Москва)
4. Есть ли в твоем классе дети разных национальностей? (Да/Нет, что важно для единства)
5. Кто такой "патриот"? (Человек, любящий свою Родину)
6. В каком веке происходили события, связанные с Мининым и Пожарским? (XVII век)
7. Что, по твоему мнению, важнее: быть сильным в одиночку или дружным коллективом? (Дружным коллективом)
8. Представь, что кто-то рядом с тобой в затруднении. Что ты, как часть дружной команды, сделаешь? (Помогу)
Завершение викторины
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, показали хорошие знания и умение работать в команде. Пока жюри подсчитывает баллы, давайте еще раз вспомним, почему так важно быть едиными.
(Жюри объявляет результаты, награждает победителей и вручает поощрительные призы всем участникам).
Оценка мероприятия
Викторина прошла успешно, если:
• Большинство учащихся активно участвовали в обсуждении вопросов и предлагали ответы.
• Команды продемонстрировали умение работать сообща, договариваться и уважать мнения друг друга.
• Учащиеся смогли правильно ответить на большую часть вопросов, что свидетельствует о расширении их знаний по теме.
• На мероприятии царила атмосфера познавательного интереса, соперничества и дружелюбия.
• Участники показали понимание ценности единства и патриотизма.
Рефлексия
Для проведения рефлексии можно использовать следующие приёмы:
"Продолжи фразу":
• "Сегодня я узнал(а), что..."
• "Самым интересным для меня было..."
• "Мне показалось важным, что..."
• "Мы с командой смогли..."
• "День народного единства – это праздник о..."
2. "Смайлики настроения":
• Предложить детям нарисовать или выбрать смайлик, который отражает их настроение после викторины (веселый, задумчивый, удивленный, спокойный и т.д.) и объяснить свой выбор.
3. "Дерево знаний":
• Каждому ученику раздать листочек, на котором он напишет одно новое знание, полученное на викторине. Все листочки приклеиваются на заранее нарисованное на доске "Дерево знаний".
Эти методы помогут учителю понять, насколько достигнуты поставленные цели и задачи, а детям - осознать свой опыт и полученные знания.
Список использованной литературы
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей, М.: АСТ, 2024. – 320 с.
Костылев В.И. Минин и Пожарский. Повесть о народном ополчении, освободившем в 1612 году Москву от польских захватчиков, М.: Детская литература, 2022. - 87 с.
Шестернина Н.Л. Главные праздники страны, М.: Школьная книга, 2023. – 48 с.