12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Апексимова Т.В.17

Практикум по теме «Создание и обработка текстовой информации»






ПРАКТИКУМ

по теме

«Создание и обработка

текстовой информации»


(материалы для практической работы учащихся)






Методические рекомендации.


Методика преподавания темы «Создание и обработка текстовой информации» обычно не вызывает вопросов. Однако, целями разработки данного практикума были следующие:

в силу ограниченности времени, любому учителю удобнее использовать на уроках заранее отобранный и подготовленный для уроков дидактический материал;

материал разрабатывался, когда не было школьных учебников, в которых подробно рассматривается практическая работа со свободным программным обеспечением так, как этот материал изложен для работы в Microsoft Word.

В данном случае практикум ориентирован на работу в текстовом процессоре OOo Writer (из пакета СПО), хотя почти все задания можно выполнять и в других текстовых процессорах .


Планирование практических работ выглядит следующим образом:

Текстовая информация и компьютер

Представление текста в памяти компьютера.

Текстовые редакторы: назначение, интерфейс, основные режимы работы.

Практикум. Основные приемы ввода и редактирования текста.

Практикум. Приемы форматирования текста.

Практикум. Работа со списками.

Практикум. Работа с таблицами.

Практикум. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

Практикум. Знакомство со встроенными шаблонами. Включение в текст гиперссылок.

Интеллектуальные системы работы с текстом. Контроль по теме.


В практикуме предусмотрен оптимальный набор заданий для первоначального изучения темы, но может быть использован и для организации повторения материала.


Порядок заданий строго соответствует запланированным практическим работам. Выполнение каждого задания рассчитано на вторую половину урока, при этом первую половину может занимать объяснение учителем нового материала, фронтальная работа по изучению практических приёмов работы и т. д. В то же время любую из практических работ можно предложить учащимся для самостоятельного изучения, т.к. почти для каждого задания предусмотрена памятка с кратким изложением необходимого теоретического материала и алгоритмом выполнения самого практического задания.

Все задания, рекомендуемые в практикуме, имеют заготовки в электронном виде, что позволяет школьнику сосредоточиться на отработке тех или иных приёмов, а не зависеть от уровня владения клавиатурой. Большинство заданий имеют межпредметные связи, что благоприятно влияет на развитие кругозора учащихся.


Задание 1 из практикума рекомендуется использовать на уроке 2 в качестве практической работы на компьютере;

Задания 2, 3 (включая памятку1)- на уроке 3;

Задание 4 на уроке 4 можно выполнить всем вместе под руководством учителя (в зависимости от уровня подготовленности учащихся в группе), а задание 5 на том же уроке предложить для самостоятельной работы;

Заданий 6, 7, 8 вместе с соответствующими памятками обычно достаточно для практической работы на уроках 5, 6, 7. Но у учителя в резерве должны находиться дополнительные задания для учащихся, имеющих опыт работы на компьютере.

Задание 9 на уроке 8 желательно выполнить обязательно, а задание 10 можно предложить некоторым учащимся в качестве дополнительного.

Контроль по теме может заключаться в выполнении индивидуальной практической работы по созданию комплексного текстового документа. Лучше, если это будет творческая работа.



Задание 1

«Основные приёмы ввода и редактирования текста»


Задание:

Набрать по образцу (шрифт Times New Roman, размер шрифта 12 пт) следующий текст;


Основные приёмы набора и редактирования текста.


Строчные буквы, цифры и знаки «-», «=», «.» (точка) набираются простым нажатием клавиш.

Прописные буквы, знаки препинания, круглые скобки, кавычки и специальные знаки (№, %, @, $) набираются при нажатой клавише Shift.

Между словами ставится пробел.

Знаки препинания в тексте (кроме тире) не отделяется пробелами от слова, за которым стоят.

Пробел ставится после знака препинания.

Исключения: тире выделяется пробелами с двух сторон; после дефиса не ставится пробел.

Скобки и кавычки присоединяются к выделенным словам без пробела.

Чтобы начать набирать текст с новой строки, используется клавиша Enter.


Cохранить в файл zadanie1.odt ( в персональной домашней папке).





Задание 2

«Основные приёмы ввода и редактирования текста»


Задание:

Ознакомиться по ПАМЯТКЕ 1 с алгоритмами удаления, перемещения и копирования фрагментов текста.

Набрать по образцу (в один столбик), используя изученные приёмы редактирования, следующий текст:


Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один серый, другой белый -

Два весёлых гуся.

Один серый, другой белый -

Два весёлых гуся.


Вытянули шеи,

У кого длиннее-

Один серый, другой белый -

Два весёлых гуся.

Один серый, другой белый -

Два весёлых гуся.


Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый, другой белый

Спрятались в канавке.

Один серый, другой белый

Спрятались в канавке.


Вот кричит бабуся -

Ой, пропали гуси,

Один серый, другой белый,

Гуси мои гуси.

Один серый, другой белый,

Гуси мои гуси.


Выходили гуси,

Кланялись бабусе,

Один серый, другой белый

Кланялись бабусе.

Один серый, другой белый

Кланялись бабусе.


Жили у бабуси

Два весёлых гуся,

Один серый, другой белый -

Два весёлых гуся.

Один серый, другой белый -

Два весёлых гуся.



Сохранить текст под именем zadanie2 в формате .doc






Задание 3

«Основные приёмы ввода и редактирования текста»

Задание:

Загрузить текст из файла хлеб.odt

С помощью перемещения и удаления фрагментов привести текст в соответствие с приведённым ниже образцом:

Бородинский хлеб — один из наиболее популярных на территории России и стран бывшего СССР сортов ржаного («чёрного») хлеба.

В состав теста, помимо обычных ржаной муки, дрожжей, соли, входит ржаной солод, сахар, патока и кориандр. В бородинском хлебе содержатся витамины B1 и B2.

До революции Бородинский хлеб выпекался с тмином, хотя ни в одном литературном источнике, посвященному хлебопечению, до 1920 года нет ни одного упоминая названия хлеба «Бородинский». (Вполне возможно, что до революции он назывался иначе, так как встречается в литературе о хлебопечении конца XIX в. похожая рецептура.)

Рецептура нынешнего Бородинского хлеба была разработана в 1933 году Московским трестом хлебопечения и уже по этой рецептуре стали использовать кориандр вместо тмина.

Точно не известно, откуда произошло название бородинского хлеба. По легенде бородинский хлеб впервые был испечён монахинями женского монастыря, основанного на месте Бородинской битвы (отсюда и название) вдовой одного из солдат. Но это всего лишь красивая легенда.


Cохранить результаты работы в файл zadanie3.odt ( в персональной домашней папке).


Задание 4

«Приёмы форматирования текста»

Задание:

Загрузить текст из файла zadanie3.odt

Привести текст в соответствие с образцом

(шрифт Arial, размер шрифта 11 пт):

image-20191014214045-2.png

Сохранить результаты работы под именем zadanie4




Задание 5

«Приёмы форматирования текста»

Задание:

Загрузить текст из файла Сорока.odt

Название текста выровнять по центру, заменить буквы на прописные (регистр), использовать начертание «полужирный».

Разбить текст на четверостишья.

Первые четыре четверостишья вывести в две колонки (по два в каждой).

Последнее четверостишье отцентрировать.

Сохранить результаты работы под именем zadanie5




Задание 6

«Работа со списками»

Задание:

Загрузить текст из файла zadanie1.odt

Привести текст в соответствие с образцом (размер шрифта 13 пт):


image-20191014214203-3.png

Сохранить результаты работы под именем zadanie6



Задание 7

«Работа с таблицами»

Задание:

Создайте таблицу по образцу:


Название падежа

Имя существительное

Именительный

слон

Родительный

...

Винительный


Творительный


Предложный



Заполните таблицу, назовите ёё Таблица 1 (справа над таблицей).

Скопируйте Таблицу 1, назовите копию Таблица 2.

Добавьте строку «Дательный» (в нужном месте).

Добавьте и заполните следующие столбцы:

столбец 1 - № п/п (автонумерация),

столбец 2 - Обозначение падежа (например, И.п.)

столбец 4 - Вопрос (например, Кто? Что?)


Сохраните результаты работы в файле zadanie7





Задание 8

«Вставка графических объектов в текст»

Задание:

Ознакомьтесь с ПАМЯТКОЙ 5.

Оформите обложку любой из нижеперечисленных детских книг, используя при необходимости иллюстрации из каталога Детство.

Сохраните результаты работы в файле zadanie8.pdf (обратите внимание на формат файла!)

t1571077518au.png


Возможные варианты работ:

Гуси — лебеди (русская народная сказка)

Маша и медведь (русская народная сказка)

Колобок (русская народная сказка)

Теремок (русская народная сказка)




Задание 9

«Включение в текст гиперссылок»

Задание:

Вам предлагаются для работы четыре файла, содержащие информацию о законах физики.

Это файлы 1.odt , 2.odt, 3.odt, 4.odt из каталога «Законы Ньютона».


Вы должны, используя гиперссылки, создать единый документ, состоящий из четырёх частей, который знакомил бы пользователей с законами Ньютона.


Главная страница гипертекстового документа должна быть сохранена под названием zakon.odt




Задание 10

«Работа с шаблонами»

Шаблон — это заготовка, которая используется для создания других документов.

Для примера можно создать шаблон для выполнения контрольных работ по информатике и ИКТ.


Задание:

В новом документе установите следующие параметры страницы: ориентация книжная, поля по 1,00 см, включить верхний колонтитул.

Вставьте из Галереи любой подходящий фон.

Верхний колонтитул должен содержать выровненную по правому краю информацию:

класс 8 «_»

Фамилия Имя

В левом верхнем углу можно создать именной логотип.

Выберите команду Файл — Шаблоны — Сохранить.

В появившемся окне «Шаблоны» в каталоге Мои шаблоны сохраните свой под именем Именной бланк Фамилия (например, именной бланк Иванов).


Теперь Вы можете воспользоваться своим шаблоном для размещения ответов на контрольные вопросы.

Для этого в окне текстового процессора ОOо Writer выберите команду Файл — Создать - Шаблоны и документы, выберите в каталоге Мои шаблоны свой бланк и приступайте к работе.




ПАМЯТКА 1

Работа с фрагментами текста

Фрагмент (блок) - это специальным образом выделенный непрерывный кусок текста.

Буфер обмена («карман») — специальная область памяти для временного хранения информации.


Удаление фрагмента:

Выделить фрагмент.

Забрать (команда «вырезать») его в буфер обмена.


Перемещение фрагмента:

Выделить фрагмент.

Забрать (команда «вырезать») его в буфер обмена.

Переместить курсор в место вставки.

Вставить фрагмент из буфера.


Копирование фрагмента:

Выделить фрагмент.

Скопировать (команда «копировать») его в буфер обмена.

Переместить курсор в место вставки.

image-20191014213953-1.pngВопросы для размышления:

Чем отличаются операции «вырезать» и «копировать»?

После выполнения операции «вставить» останется ли фрагмент текста в буфере обмена?


ПАМЯТКА 2

Форматирование текстов


Структурные единицы (элементы) текста: символ, слово, строка, абзац, страница, раздел.


Под форматированием печатного текста понимают оформление его элементов по каким-либо правилам.


В процессе форматирования текста могут меняться

для символов — шрифты, начертание, размер (кегль), эффекты шрифта (напр., цвет, тень, рельеф), положение (обычное, индексы) и др.;

для абзацев — выравнивание, отступы и интервалы, обрамление и др.;

для страницы — ориентация, размеры полей и др.


Для текстового процессора ОOо Writer с форматом элементов текста можно ознакомиться в меню Формат.


Образец:


Бородинский хлеб

один из наиболее популярных на территории России и стран бывшего СССР сортов ржаного («чёрного») хлеба.


Этот текст выровнен по центру, межстрочный интервал «полуторный», использован шрифт Arial размером 11 пт, начертание «полужирный»



ПАМЯТКА 3

Работа со списками

Список - это последовательность пронумерованных или промаркерованных (помеченных особыми значками) пунктов.


В текстовых процессорах существует возможность создания списков с автонумерацией. В таких списках при удалении или добавлении пунктов последовательная нумерация сохраняется автоматически.


Для текстового процессора ОOо Writer создание нумерованного списка будет выглядеть следующим образом:


Выделить предназначенный для нумерации фрагмент текста.


Выбрать на панели форматирования инструмент «нумерованный список».

t1571077518aw.jpg


Для настройки нумерации необходимо выбрать пункт «маркеры и нумерация» в меню «Формат»

t1571077518ax.jpg


или инструмент «маркеры и нумерация» на динамической (всплывающей) панели инструментов.

t1571077518ay.jpg


Далее необходимо настроить нужные параметры нумерации, используя появившуюся диалоговую панель «Маркеры и нумерация».

t1571077518az.jpg




ПАМЯТКА 4

Работа с таблицами


Вставить таблицу в документ в текстовом процессоре ОOо Writer можно несколькими способами.

Один из вариантов: t1571077518ba.jpg

Установить курсор в месте вставки таблицы.


Выбрать в меню «Таблица» пункт «Вставить таблицу».

t1571077518bb.jpg


Используя появившееся диалоговое окно «Вставка таблицы», указать необходимое количество столбцов и строк, нажать кнопку «ОК».


Другой вариант: t1571077518bc.jpg

Установить курсор в месте вставки таблицы.

На панели инструментов «Стандартная» выбрать инструмент «Таблица».

Используя раскрывающийся список, установить желаемые размеры таблицы.

Для редактирования таблицы (вставить-удалить столбцы-строки, разбить-объединить ячейки)


можно использовать меню «Таблица»


но более удобным является использование динамической панели «Таблица» (автоматически появляется на экране в то время, когда курсор попадает в область таблицы)


t1571077518bd.jpg



ПАМЯТКА 5

Вставка графических объектов в текст

В ОOо Writer есть несколько способов вставить графический объект в текстовый документ.

Вставка графического объекта из файла:

Поместите курсор в том месте документа, куда требуется вставить графический объект.

Выберите команду Вставка - Изображение - Из файла.

Выберите графический файл, который нужно вставить, и нажмите кнопку Открыть.

Вставка графического объекта копированием:

Откройте файл, содержащий изображение для вставки.

Выделите нужный объект одним щелчком мыши.

Из контекстного меню выберите команду Копировать.

Поместите курсор в том месте документа, куда требуется вставить графический объект.

Из контекстного меню выберите команду Вставить.

Вставка объектов из галереи:

Вставка объекта в виде копии

Откройте t1571077518be.jpg галерею, щелкнув значок Галерея на панели инструментов Стандартная или выбрав команду Сервис - Галерея.

Выберите тему.

Выделите нужный объект одним щелчком мыши.

Перетащите его в документ или щелкните правой кнопкой, чтобы открыть контекстное меню, и выберите команды Вставить и Копия.

Вставка объекта в виде фонового рисунка

Откройте галерею, щелкнув значок Галерея на панели инструментов Стандартная или выбрав команду Сервис - Галерея.

Выберите тему.

Выделите нужный объект одним щелчком мыши.

Откройте контекстное меню и выберите Вставка - Фон - Страница или Абзац.

Дополнительно:

Добавление изображений в галерею

Можно поместить рисунок из документа в галерею путем перетаскивания.

Откройте тему галереи, к которой хотите добавить рисунок.

Наведите указатель мыши на рисунок, не нажимая кнопку.

Если курсор мыши меняется на символ руки, изображение ссылается на гиперссылку. В этом случае щелкните по изображению, удерживая клавишу Alt, чтобы выбрать его, не активируя соответствующую ссылку.

Если указатель мыши не принимает форму руки, можно просто щелкнуть рисунок, чтобы выделить его.

После выделения рисунка отпустите кнопку мыши. Снова щелкните изображение и удерживайте кнопку мыши нажатой в течение более чем двух секунд. Изображение будет скопировано во внутреннюю память.

Не отпуская кнопку мыши, перетащите рисунок в галерею.


ПАМЯТКА 6

Включение в текст гиперссылок.

Гипертекст — это способ организации текстовой информации, внутри которой установлены смысловые связи между её различными фрагментами (гиперсвязи).

Наиболее важные сферы применения гипертекста: справочные системы, электронные учебники, странички в Интернете.


Вставить гиперссылку в текстовый документ можно следующим способом:


в основном тексте выделить ключевое слово;


выбрать команду Вставка- Гиперссылка

или щёлкнуть t1571077518bf.jpg значок «Гиперссылка» на панели инструментов «Стандартная»;


image-20191014214341-4.png   

в диалоговом окне «Гиперссылка» указать путь к нужному файлу;


Для удаления гиперссылки можно щёлкнуть по ключевому слову правой кнопкой мыши и выбрать команду «Удалить гиперссылку» из контекстного меню.





Выполнение работ требует использование файлов-заготовок:

    хлеб.odt

Бородинский хлеб — один из наиболее популярных на территории России и стран бывшего СССР сортов ржаного («чёрного») хлеба.


В состав теста, помимо обычных ржаной муки, дрожжей, соли, входит ржаной солод, сахар, патока и кориандр. В бородинском хлебе содержатся витамины B1 и B2.


Приготовляется заварным способом.


Точно не известно, откуда произошло название бородинского хлеба. По легенде бородинский хлеб впервые был испечён монахинями женского монастыря, основанного на месте Бородинской битвы (отсюда и название) вдовой одного из солдат. Но это всего лишь красивая легенда.


Рецептура нынешнего Бородинского хлеба была разработана в 1933 году Московским трестом хлебопечения и уже по этой рецептуре стали использовать кориандр вместо тмина. До революции Бородинский хлеб выпекался с тмином, хотя ни в одном литературном источнике, посвященному хлебопечению, до 1920 года нет ни одного упоминая названия хлеба «Бородинский». Вполне возможно, что название хлеба появилось вместе с его современной рецептурой, а до революции он назывался иначе, так как встречается в литературе о хлебопечении конца XIX в. похожая рецептура.

сорока.odt

Потешка Сорока, сорока
Сорока, сорока,
Сорока- белобока
Кашу варила,
Гостей манила.
Гости на двор -
Каша на стол.
Гости со двора -
Каша со стола.
Этому дала,
Этому дала,
А ты больно мал.
Крупу не драл,
По воду не ходил,
Каши не варил,
Дрова не носил,
Не дам тебе кашки
На красненькой ложке,
На середненьком окошке,
Захлопала, захлопала,
И-и полетела.


   1.odt

Раздел механики, изучающий законы взаимодействия тел, называется динамикой. Законы динамики были открыты великим ученым И.Ньютоном (1687 г.).

Три закона динамики, сформулированные Ньютоном, лежат в основе так называемой классической механики.

Первый закон Ньютона называют законом инерции. Впервые закон инерции был сформулирован Г. Галилеем (1632 г.). Ньютон обобщил выводы Галилея и включил их в число основных законов движения.

Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки.

Третий закон Ньютона объясняет, что происходит с двумя взаимодействующими телами.

Законы Ньютона следует рассматривать как обобщение опытных фактов. Выводы классической механики справедливы только при движении тел с малыми скоростями, значительно меньшими скорости света.



2.odt

Ньютон в своей книге «Математические начала натуральной философии» сформулировал первый закон механики в следующем виде:

Всякое тело продолжает удерживаться в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние.

С современной точки зрения, такая формулировка неудовлетворительна.

Во-первых, термин «тело» надо заменить на «материальная точка», так как тело конечных размеров в отсутствие внешних сил может совершать и вращательное движение.

Во-вторых, и это главное, Ньютон в своём труде опирался на существование абсолютной неподвижной системы отсчёта, то есть абсолютного пространства и времени, а это представление современная физика отвергает.

С другой стороны, в произвольной (скажем, вращающейся) системе отсчёта закон инерции неверен. Поэтому ньютоновская формулировка нуждается в уточнениях.



3.odt

Второй закон Ньютона утверждает, что в инерциальной системе отсчета ускорение, которое получает материальная точка, прямо пропорционально приложенной к ней силе и обратно пропорционально её массе.

При подходящем выборе единиц измерения, этот закон можно записать в виде формулы:

8789b0cb81863be731ae0482eb1fc4fc.png

где 031287b7d833cd045e39cc3a0e273adc.png  — ускорение материальной точки;
4e9ab0875a0738cea2aeeace5cda7851.png  — сила, приложенная к материальной точке;
m — масса материальной точки.

Или в более известном виде:

74b5d600b76aa89ff025a4eeea4db102.png



4.odt

Возьмём для примера замкнутую систему, состоящую из двух тел. Первое тело может действовать на второе с некоторой силой 5a17ead0d1cfd0cd2c4f500469ed421b.png , а второе — на первое с силой 9cd6392c015fbb167348e4ea433ef5dd.png . Как соотносятся силы?

Третий закон Ньютона утверждает: сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия.

Подчеркнём, что эти силы приложены к разным телам, а потому вовсе не компенсируются.

Сам закон:

Тела действуют друг на друга с силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль одной и той же прямой, равными по модулю и противоположными по направлению:

446ae8955ae8ac89ebb2eec084a4db9d.png


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.