12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Владимировна24

Продуктивные задания как средство развития УУД на уроках музыки

Продуктивный –

1. создающий ценности, приносящий результаты; производительный, плодотворный;

2. дающий, приносящий продукт, продукты.

Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.

Продуктивные задания – переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения конкретной задачи – путь к формированию УУД.

Репродуктивные задания позволяют усвоить предметное содержание. В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике.

Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.

Роль продуктивных заданий – нацелить работу по предмету на достижение личностных и метапредметных результатов.

Задания для 1 класса

Задание №1 «Детский альбом»

Цель: - познакомить учеников с «Детским альбомом» П. Чайковского;

- научить определять в музыке жанровую основу: песня, танец, марш, их характерные признаки.

Содержание:

Кто из изображенных на портретах композиторов создал «Детский альбом»?

А) М. Мусоргский

Б) М. Глинка

В) П. Чайковский

Г) С. Прокофьев



Послушай музыкальные пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского и определи жанр каждого:

«Игра в лошадки» песня

«Марш деревянных солдатиков» танец

«Мама» марш



3. Выбери схему, изображающую характер мелодии к каждой пьесе.

t1699616793aa.gifА)

Б) _ _ _ _

В) . . . .

4. Нарисуй иллюстрацию к каждой пьесе.

УУД: Общеучебные, знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

- использование знаково-символических средств представления информации, для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Задание №2 «Где живут ноты»

Цель: создание условий для усвоения учениками знания о нотах, их расположении на нотоносце.

Содержание:

Расставьте в правильном порядке названия нот в До мажорной гамме

_______________________ -РЕ

_______________________ -СИ

_______________________ -ДО

_______________________ -МИ

_______________________ -СОЛЬ

_______________________ -ФА

_______________________ -ЛЯ

2. На нотном стане напиши ноты по порядку.

3. Разгадай ребусы, в которых один из слогов – название ноты. Какие еще можешь назвать слова, в которых спрятались названия нот?

4. По нотной записи определи, какая из песен записана. Спой эти песни.

УУД: Общеучебные, знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

- использование знаково-символических средств представления информации, для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задание №3 Мелодии дня – мелодии ночи

Цель: создание условий для расширения знаний о смене времени суток как природном явлении и изображении этого в живописи и музыке.

Содержание:

1.Рассмотрите картины художников:

И.Левитан Весна в Италии

М.Нестеров Овражек

Что изображено на этих картинах?

Звучат ли они? Какие звуки природы мы можем на этих картинах услышать?

Теперь на следующей странице учебника рассмотрите другие картины художников:

И.Бродский Новолуние

И.Левитан Сумерки. Луна

Что изображено на этих картинах?

Звучат ли эти картины? Какие звуки природы мы можем услышать на картинах?

Что общего вы видите на этих четырех картинах!

В чем отличие?

2.- Как вы думаете, можно ли в музыке услышать разное время суток?

Чтобы ответить на этот вопрос давайте попробуем себя в роли композиторов, попробуем услышать на картинах художников свою музыку, которая бы нарисовала нам утро, день, вечер или ночь.

Работа в группах

Первая группа композиторов, услышьте внутри себя, в своем воображении музыку, рисующую светлое время суток: утро, день.

Вторая группа композиторов услышит внутренним слухом музыку, рисующую темное время суток: вечер, ночь.

Что мы сейчас будем делать? (сочинять музыку)

Расскажите, какая музыка, изображающая утро, день возникла в вашем воображении?



3.А теперь послушаем произведения композиторов сочинивших музыку о вечере, ночи. Споем песню, передавая радостное и грустное настроение двух утят.

Сейчас мы услышим два музыкальных произведения композиторов Вольфганга Амадея Моцарта и Роберта Шумана.

Группа композиторов, сочинивших музыку об утре, поднимают руки, когда слышат произведение, рисующее светлое время суток.

Группа композиторов, сочинивших музыку о вечере, поднимают руки, когда слышат произведение, рисующее темное время суток.

4.Нарисуйте под музыку картину, которую вызывает у вас в воображении музыка.

5.В рабочей тетради с.60 рассмотрите рисунки. Чем они отличаются? Как в песне может быть выражено разное настроение утят? А мы как можем помочь музыке своим исполнением?

УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задание №4 Тембры-краски

Цель: создание условия для осознания учениками понятия ТЕМБР.

Содержание:

1. Игра «Догадайся, кто поет». С помощью песенки выбирается ученик, который у доски, с закрытыми глазами угадывает по поющему голосу своего одноклассника. Тот, кого угадали, выходит к доске и отгадывает.

-Легко было отгадывать, кто поет?

-Почему легко?

-Каждый человек имеет особенное строение голосового аппарата, поэтому голоса у всех людей разные. Какие голоса можно услышать?

-Детские, женские, мужские; высокие, средние, низкие.

- Каждый музыкальный инструмент также по-особенному устроен, поэтому каждый музыкальный инструмент, как и любой человеческий голос, имеет свое собственное звучание, собственную краску. Это звучание называется ТЕМБРОМ.

2. Слушание муз. фрагментов. Определить, какой инструмент играл, охарактеризовать его тембр. А) С. Прокофьев Тема птички; Б) Н. Римский-Корсаков Тема Шехеразады. В) К. Дебюсси «Лунный свет».

3. Эта музыка рисует картину дня или картину ночи?

4. Под музыку нарисуйте, что она изображает.



УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задания для 2 класса

Задание №1 Музыкальные инструменты.

Цель: закрепление понятия о музыкальных инструментах, их тембровой окраске.

Содержание:

1. Какие из музыкальных инструментов входят в состав оркестра русских народных инструментов:

А) скрипка;

Б) свирель;

В) домра;

Г) кларнет;

Д) балалайка?

2. Рассмотри картинку. На каких музыкальных инструментах играют бременские музыканты. Напиши названия этих инструментов.

3. Выбери из предложенных музыкальных инструментов старинные:

Скрипка, саксофон, арфа, электрогитара, клавесин, синтезатор.



УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задание №2 Музыкальный ритм

Цель: создание условий для овладения учащимися знаниями о творчестве М. Мусоргского, понятии ритма.

Содержание:

Учитель показывает графическое изображение длительностей нот на экране.

- Сколько на картинке долгих и коротких звуков?

2. Загадка: Кругом вода, а пить нечего. (Море)

Проговорить загадку в ритме. Где должны быть долгие звуки, а где короткие?

На экране портреты В. Гартмана и М. Мусоргского.

Какая связь объединяет этих людей?

Великий русский композитор написал цикл фортепианных пьес, среди которых «Прогулка», «Старый замок», «Баба Яга», «Избушка на курьих ножках», «Балет невылупившихся птенцов». Как называется это произведение?

«Кащей Бессмертный»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказки старой бабушки»

«Картинки с выставки»



Послушайте произведения М. Мусоргского из цикла «Картинки с выставки». Выбери соответствующие схемы выразительных средств каждой музыке.

Звучат пьесы «Лиможский рынок» и «Римские гробницы».

произведение

мелодия

ритм

лад

регистр

динамика

Катакомбы.

Римские гробницы.

t1699616793ab.gif

t1699616793ac.jpgt1699616793ac.jpgt1699616793ad.jpgt1699616793ad.jpg

t1699616793ae.gif

t1699616793af.gif

p

Лиможский рынок.

Новость.

t1699616793ag.png

t1699616793ah.jpgt1699616793ah.jpgt1699616793ai.jpgt1699616793ai.jpg

t1699616793aj.gif

t1699616793ak.gif

f

Рассмотрите нотные примеры. Какой из них принадлежит пьесе «Лиможский рынок», а какой – «Римские гробницы».



УУД: знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использование знаково-символических средств представления информации, для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задание №3 Музыкальный образ.

Цель: создание условий для развития умения выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений.

Содержание:

Прослушайте музыкальное произведение. С помощью рисунка передайте настроения и чувства, выраженные в этом сочинении. Выскажите свое впечатление о музыке.

Придумайте художественный образ, созвучный настроению прослушанного музыкального произведения. Опишите словами образ, придуманный вами, изобразите его в движении.

УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задание №4. В музыкальном театре.

Цель: создание условий для развития умения разбираться в терминах ОПЕРА и БАЛЕТ; знать их определения, характерные признаки.

Содержание:

Определите правильность соответствия.

t1699616793al.png

Соотнесите названия произведений с их жанрами:



Снегурочка

Сказка о царе Салтане

Щелкунчик

Ромео и Джульетта

Спящая красавица





Опера

Балет



3.Какие из балетов принадлежат П. И. Чайковскому?

а) “Спящая красавица”;

б) “Лебединое озеро”;

в) “Золушка”;

г) “Щелкунчик”.

Какая из сказочных опер не принадлежит Н.А.Римскому-Корсакову?

а) “Конёк-горбунок”;

б) “Золотой петушок”;

в) “Снегурочка”;

г) “Садко”.



УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задание №5. Утро в музыке Э. Грига. Средства музыкальной выразительности.

Цель: создание условий для овладения учащимися знаниями о мелодии, темпе, динамике, тембре как средствах музыкальной выразительности и развития музыки в музыкальном произведении на материале пьесы Э. Грига «Утро».

Содержание:

1.На фоне тихо звучащей музыки Э. Грига «Утро» и ряда слайдов, изображающих утро, учитель читает стихотворение «С добрым утром!» С. Есенина.

-Как вы думаете, какая тема объединяет прозвучавшее стихотворение, произведения изобразительного искусства и музыку?

-Звучало произведение великого норвежского композитора Э. Грига «Утро».

2.Подберите правильные определения к терминам.

t1699616793am.png

Как звучит музыка? Выберите подходящие по настроению эпитеты.

t1699616793an.png



УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задания для 3 класса

Задание №1 Изобразительность в музыке.

Цель: подвести учеников к сознанию того, что музыка может изображать различные явления окружающей жизни.

Содержание:

Прослушай музыку и скажи, какие чувства, мысли, настроения человека она выражает. Подумай и ответь, что эта музыка изображает (шаги человека, танцевальные движения, звуки природы или что-то иное)

А) А. Онеггер «Пасифик 231»

Б) К. Даккен «Кукушка»

В) С. Прокофьев Марш

Г) К. Дебюсси «Шаги на снегу»

Д) С. Прокофьев «Джульетта - девочка»



Какая из предложенных тебе нотных записей соответствует интонациям прослушанного произведения? Поясни свой выбор.

УУД: Общеучебные

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа.



Задание №2 Музыка народная и композиторская.

Цель: развитие умения выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.

Содержание:

Прослушайте «Песнь об Александре Невском», напойте начало мелодии (первую фразу).

О чем рассказывает это сочинение?

Напойте мелодию Былины о Добрыне и сравните ее с «Песней об Александре Невском». Какое из этих произведений является народной музыкой, а какое сочинено композитором?

Что их роднит, и чем они отличаются?

Назовите особенности народной музыки.

УУД: Общеучебные



Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Задание №3. М.И. Глинка – основоположник русской классической музыки.

Цель:

Содержание:

М. И. Глинка написал много произведений различных жанров, в том числе и оперы. Как называется его опера, написанная на сказочный сюжет?

«Садко»

«Кащей Бессмертный»

«Сказка о царе Салтане»

«Руслан и Людмила»

Премьера оперы «Жизнь за царя» состоялась 9 декабря 1836 года в Петербурге. В настоящее время эта опера идёт под новым названием. Каким?

«Князь Игорь»

«Хованщина»

«Царская невеста»

«Иван Сусанин»



УУД: Общеучебные

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа.



Задание №4 «Карнавал животных»

Цель: создать условия для осознания учениками того, что музыка может изображать окружающий мир, животных.

Содержание:

Работа в группах.

Загадка для первой группы.



Отгадайте загадки:

Сер, а не волк,

Длинноух, а не заяц,

С копытами , да не лошадь. (Осел)



Загадка для второй группы.



Очень много силы в нем,

Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос.

Будто нос лет двести рос. (слон )



Загадка для третьей группы.



Не ворона, не синица.

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку –

Раздалось в лесу… (ку-ку, кукушка)

Сейчас мы совершим прогулку в зоосад, не простой, а музыкальный. Встречает нас… услышьте, кого изображает музыка. Звучит «Королевский марш льва».

Отгадывают. Царь зверей – лев.

Как догадались? (слышится рычание, шаги)

Прогулка продолжается. Узнайте своего героя, которого отгадали в загадках в музыке. Определите, какой музыкальный инструмент помог изобразить этого животного. Звучат по порядку «Кукушка в глубине леса»; «Осел»; «Вальс слона».

Первая группа определяет, под каким номером звучала музыка, изображавшая осла, вторая – слона, третья – кукушку.

Докажите правильность своего предположения.

Как называется прием, когда музыкальные звуки изображают звуки окружающего мира?

А) канон

Б) звукоподражание

В) имитация

Г) вариация

Композитор К.Сен-Санс в 1886 году написал «Карнавал животных». Какой подзаголовок он дал для своего произведения?

Поэма

Зоологическая фантазия

Сюита

Симфоническая картина



УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Задание №4 «Песня жаворонка»

Цель: создать условия для осознания учениками того, что музыка может изображать звуки окружающего мира.

Содержание:

Рассмотрите картины художников. Что общего между ними?

Какие изменения происходят в природе весной?

Какие звуки можно услышать, всматриваясь в эти картины?

Как ты думаешь, о чём может рассказать музыка «Марта»?

Выберите из предложенных слова, выражающие настроение музыки, которую вы бы сочинили, если бы были композиторами.

Может ли музыка изобразить пение жаворонка?

Петр Ильич Чайковский любил весну. Он наблюдал за пробуждением природы в это время года. Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение, в котором передал звучание весенней природы, чувства, которые испытывал весной.

1-я группа.

- Какие признаки наступившей весны вы услышали в этой музыке? (Журчание ручейка, пение птиц)

2-я группа.

Какие чувства у вас вызывает музыка? (чувство радости, восхищения весенней природой, песней жаворонка).

Как называется прием, когда музыка передает звуки окружающего мира?

А) вариация

Б) прелюдия

В) имитация

Г) звукоподражание

Нарисуйте свою картину, передающую настроение музыки.

УУД: Общеучебные

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа.



Задания для 4 класса

Задание №1. Музыкант из Желязовой Воли

Цель: создание условия для закрепления знаний по творчеству Ф. Шопена.

Содержание. Решение тестовых заданий.

1.Определить композитора по портрету: Моцарт, Шопен, Мусоргский

2.Композитором какой страны является Фридерик Шопен?
а. Франции
б. Германии
в. Польши

5.Сколько лет прожил Фридерик Шопен?
а. 38 лет
б. 39 лет
в. 36 лет

5.Любимый музыкальный инструмент Фридерика Шопена?
а. орган
б. скрипка
в. фортепиано

6.В Каких музыкальных жанрах не писал Фридерик Шопен?
а. прелюдии
б. симфонии
в. ноктюрны

7.Для какого из танцев Польша не является родиной?
1. полька
2. мазурка
3. полонез

8. Прослушайте музыкальные фрагменты. Который из вальсов принадлежит Ф. Шопену?



УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Задание №2. Блеск и мощь полонеза

Цель: создание условия для овладения обучающимися знаниями об особенностях польского танца полонеза

Содержание.

Слушание Полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» и «Прощание с родиной». Сравните характеры полонезов М. Глинки и М. Огинского. Похожи они или заметно отличаются? Подумайте, почему.

Разучивание песни «Полонез дружбы» Г. Струве.

В каком размере исполняется полонез: а) 2\4; б)3\4; в)4\4?

Выдели в мелодии характерный ритмический рисунок полонеза.

УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Задание №3. Музыкальное путешествие в Италию.

Цель: создание условия для овладения обучающимися знаниями об особенностях итальянской музыки.

Содержание.

Выучи итальянскую народную песню «Санта-Лючия».

Как называется часть мелодии, когда на один слог поется два и более музыкальных звуков.

А) распев Б) канон

В) подголосок Г) имитация

2. Выдели те фрагменты мелодии песни, где воспроизводится эффект легкого покачивания. За счет какого средства музыкальной выразительности достигается этот эффект?

3. найди соответствия. Соедини линией название музыкального произведения с его определением.

Баркарола торжественный польский танец

Полонез жалобная песня

Элегия песня на воде



УУД: Общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Задание №4. Песни и танцы Ф. Шуберта

Цель: создание условий для осознания особенностей песенной лирики Ф. Шуберта.

Содержание.

Какие интонации соединил в песне «Ave Maria» Ф. Шуберт: распевные, декламационные, торжественные, танцевальные, маршевые, восклицательные, вопросительные, повествовательные? Подчеркни нужные слова.

Отметь в нотах триоли.

Прохлопай ритмический рисунок мелодии песни.

Подчеркни слоги в стихах, которые необходимо распевать.

УУД: Общеучебные, знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использование знаково-символических средств представления информации, для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.



Задание №5 «Зимняя дорога»

Цель: развитие умения определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях; выявлять общее и особенное между прослушанными произведениями и произведениями других видов искусства и жизненными истоками.

Содержание.

Рассмотри картину И. Левитана «Владимирка». Почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную пору?

Послушай фрагмент первой части Симфонии №1 П. Чайковского. (Название части «Грезы зимней дорогой».) Созвучен характер музыки характеру стихотворения А. Пушкина «Зимняя дорога»? Что воспроизводят звуки аккомпанемента в симфонии?

Прослушайте романс А. Алябьева на стихи А. Пушкина «Зимняя дорога».

Определите характер и настроение музыки.

Рассмотрите нотный пример. Обведите встречающиеся в песне знаки альтерации: диез, бемоль, бекар. Что они обозначают?

Определи динамические оттенки каждого куплета. Проставь их обозначения рядом со словами. Найди кульминацию песни.

Созвучен ли образ зимней дороги в стихотворении А. Пушкина и в музыке А. Алябьева?

Если бы ты был композитором, то какие средства музыкальной выразительности использовал в своем музыкальном сочинении о зимней дороге? Каким был бы характер музыки?

УУД: Общеучебные, знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

-овладение начальными сведениями о сущностях объектов, процессов и явлений действительности;

-овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- использование знаково-символических средств представления информации, для создания моделей изучаемых объектов и процессов;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Задания для 5 класса

Задание №1. Средства музыкальной выразительности.

Цель: развитие умения ориентироваться в музыкальных терминах, знать определения каждого термина, использовать их в анализе музыки.

Содержание.

Карточка №1: Найдите значение каждому из музыкальных терминов и соедините их стрелкой.

Мелодия

Скорость движения в музыке

Динамика

Высота лада

Штрихи

Равномерное чередование сильных и слабых долей

Темп

Благозвучие, слаженность, соразмерность звучания

Тональность


Окраска звука

Тембр

Способы извлечения звука

Метр

Временная организация звуков в музыке

Ритм

Одноголосно выраженная музыкальная мысль

Гармония

Многоголосный склад, основанный на единстве одновременно развивающихся самостоятельных голосов линий

Лад

Гармоничность, согласованность, упорядоченность звучания музыки

Полифония

Сила звучания в музыке









Карточка №2: Какому из элементов музыкального языка соответствуют выделенные характеристики? Соедините их стрелочкой.

Лад

Равномерный, острый, изменчивый

Регистр

Быстрый, умеренный, медленный

Ритм

Мажорный, минорный

Динамика

Плавная, скачкообразная, певучая

Темп

Тихая, громкая

Мелодия

Высокий, средний, нижний

Полифония

Имитационная, контрастная

Прослушай фрагменты музыкальных произведений, проанализируй их музыкальный язык, используя известные термины.

Запиши в тетрадь свой анализ музыки в виде символов.

УУД: общеучебные, знаково-символические.

Метапредметный результат:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Умение создавать, применять символы для решения творческих задач.

Задание №2. Выразительность и изобразительность музыкальных интонаций.

Цель: развивать умение определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму; эмоционально откликаться на музыку.

Содержание.

1. Прослушайте музыку и скажите, какие чувства, мысли, настроения человека выражают ее интонации. Подумайте и ответьте, что эти интонации изображают (шаги человека, танцевальные движения, звуки природы или что-то иное).

2. Какая из предложенных нотных записей соответствует интонациям прослушанного произведения? Поясните свой выбор.

3. Какая из предложенных репродукций картин созвучна настроению прозвучавшей музыки?

Задание проводится по группам. Каждой группе дается для прослушивания определенное музыкальное произведение, 2-3 нотные записи и 2-3 репродукции картин.

УУД: общеучебные, знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Умение создавать, применять символы для решения творческих задач.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.



Задание №3. Средства музыкальной выразительности.

Цель: развивать умение определять характерные черты музыкальной речи отдельных композиторов.

Содержание: для выполнения задания каждому ученику предоставляются:

1) один фрагмент музыкального произведения для прослушивания, характерный для музыки известных детям композиторов;

2) «эмоциональный словарь», содержащий от шести до девяти эмоциональных характеристик музыки;

3) графические изображения (нотный текст) трех фрагментов, один из которых соответствует прослушанному произведению, а два других существенно от него отличаются.

Задание выполняется в письменной форме, но может использоваться и в ходе беседы о музыке. Задание может быть предложено как для фронтальной, так и для групповой или индивидуальной работы.

Рекомендуемые музыкальные произведения:

П. И. Чайковский. «Утренняя молитва» из «Детского альбома», «Мелодия», Октябрь («Осенняя песнь») из цикла «Времена года».

Л. Бетховен. Фрагмент из финала Третьей симфонии или финала Пятой симфонии.

С. С. Прокофьев «Прогулка» из цикла «Детская музыка».

Прослушайте фрагмент музыкального произведения и ответьте на следующие вопросы.

Какой из композиторов сочинил это произведение?

П. И. Чайковский

Л. Бетховен

С. С. Прокофьев

Каков характер звучания музыки? Выберите слова, передающие настроение музыки.

Спокойно, бодро, решительно, распевно, уверенно, нежно, мужественно, радостно, таинственно, призывно, энергично, стремительно, воинственно, светло, ярко…

Какое из приведенных ниже графических изображений соответствует рисунку мелодии данного фрагмента? Поясни свой выбор.

УУД: общеучебные, знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Умение создавать, применять символы для решения творческих задач.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Задание №4. Попутная песня М. Глинки.

Цель: развивать умение распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (двухчастной, трехчастной формы, формы вариаций, рондо), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях различных жанров.

Содержание:

Прослушай «Попутную песню» М. Глинки. Определи, сколько в ней частей. Для каждой части подбери подходящий по настроению цветовой фон: опиши его словами или изобрази на бумаге.

Рассмотри нотную запись песни. Над каждой нотной строкой ты видишь обозначение темпа. Подбери наиболее выразительное слово для обозначения характера музыки и впиши его в рамки.

Для выполнения этого задания может быть предложен «эмоциональный словарь», включающий от шести до девяти эмоциональных характеристик музыки. Такой словарь учащиеся могут составить самостоятельно в течение учебного года, работая в творческих тетрадях.

УУД: общеучебные, знаково-символические, логические.

Метапредметный результат:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Умение создавать, применять символы для решения творческих задач.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.

Задание №5. Осень в музыке, поэзии, живописи.

Цель: развивать умение эмоционально откликаться на произведения различных видов искусства; в сравнении определять общую тему.

Содержание:

1.Прослушайте пьесу «Октябрь. Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года» П. Чайковского. Какие чувства выражены в музыке?

Рассмотрите репродукции картин И. Левитана «Осенний день. Сокольники» и

И. Бродского «Опавшие листья». Что общего между произведениями изобразительного искусства и музыкой?

3. Прослушайте пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Можно ли это произведение поставить в один ряд с другими рассматриваемыми произведениями? Почему?

4. Только тема осени объединяет представленные произведения, или их смысл более глубок? В чем он выражается?

5. Составьте свой вариант из произведений музыкального, поэтического и изобразительного искусства для урока концерта «Природа в искусстве».



УУД: общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.



Задание №6. Слово и музыка.

Цель: развивать умение анализировать многообразие связей музыки и литературы; воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и литературой; понимать специфику деятельности композитора и писателя на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и литературы.

Содержание:

Занеси в три колонки: музыкальные, литературные, сценические жанры.

Пьеса, романс, кантата, элегия, балет, песня, рассказ, басня, симфония, баллада, повесть, опера, гимн, песня, стихотворение, мюзикл.

Назови жанры музыки, возникшие под влиянием литературы.

Приведи примеры литературных произведений, которые рассказывают о силе музыки.

Приведи примеры терминов, которые употребляются как в литературе, так и в музыке.

Прослушай Первую часть Сороковой симфонии В. Моцарта. Сколько образов выражены в музыке? Охарактеризуй их.

Почему музыка Сороковой симфонии В. Моцарта так похожа на стихи? Объясни свой ответ.

УУД: общеучебные, логические.

Метапредметный результат:

Строить сообщения в устной и письменной форме.

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение.















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.