Проект по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних «Перезагрузка личности»

1
0
Материал опубликован 6 December 2023

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55

ГОРОД КИРОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

«ПЕРЕЗАГРУЗКА ЛИЧНОСТИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Зуева Оксана Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Киров, 2023

Содержание:

Аналитическое обоснование проекта ………………………….…..3

Содержательная часть……………………………………………….4

Этап 1 Изучение несовершеннолетнего и его социального обеспечения…………………………………………………………………4

Этап 2 Обеспечение психологической готовности подростка к изменению………………………………………………………………......4

Этап 3 Накопление подростком нравственно положительного содержания……………………………………………………………….....5

Этап 4 Саморазвитие, самосовершенствование…………………..6

Ожидаемые результаты……………………………………………...7

Список литературы…………………………………………………..8

Приложение 1……………………………………………………………….8

Приложение 2……………………………………………………………….9

Приложение 3……………………………………………………………….10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аналитическое обоснование проекта

 

Постановка проблемы: В современных условиях, несмотря на систематическую работу органов системы профилактики по формированию гражданско - правовой компетенции серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Увеличивается число несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся.

С учащимися образовательных организаций выстроена работа в рамках классных часов и внеурочной деятельности со специалистами системы профилактики по ведению просветительской работы о недопустимости совершения противоправных деяний и ответственности за совершение правонарушений, но часто дети состоящие в группе риска или уже замечанные в совершении неправомерных поступков не достаточно прослушать побудительные речи о ведении законопослушного образа жизни, несовершеннолетние , находящиеся в социально-опасном положении, часто становятся заложниками накопившихся проблем и противоречий, и даже желая исправить негативно сложившующую ситуацию, не могут сделать это самостоятельно, без помощи семьи и общества. Поэтому считаю, что для эффективной профилактике правонарушений, в том числе повторных, необходимо не только проводить просветительскую работу о законопослушном поведении, но и работа непосредственно с личностью подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, выяснять и прорабатывать причины и обстоятельства, приведшие к дезодаптации несовершеннолетнего.

Цели проекта: Создание условий для комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних; эффективной социализации и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и предупреждения семейного неблагополучия.

Задачи проекта: Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики и обеспечения единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений.

Воспитывать законопослушную личность, умеющую анализировать свои поступки, способную к позитивно направленной социальной творческой деятельности.

Защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Осуществлять консультативно-профилактическую работу среди учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей).

Основная мысль проекта: Для эффективной профилактики правонарушений, в том числе повторных, недостаточно только просветительской работы в направлении гражданско-правовой компетенции, необходима психоэливация личности несовершеннолетнего и его окружения.

 

Содержание деятельности

 

1 ЭТАП «Изучение несовершеннолетнего и его социального обеспечения»;

Гипотеза: Личность подростка - отражение семьи с корректировкой общества

Цель: Исследование факторов, приведших к девиантному поведению несовершеннолетних

Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:

- Изучение социально-педагогических условий благополучия несовершеннолетних в семье. ( Таблица 1)

- Изучение социально-педагогических условий благополучия несовершеннолетних в обществе. ( Таблица 2)

- Изучение личностных особенностей подростков, с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелля Р.Б.

Исполнители: проводит составляет анализ и информирует участников проекта о результатах – педагог-психолог.

Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):

- Изучение социально-педагогических условий благополучия семьи. ( Таблица 1)

- Изучения потенциала для изменения психолога - педагогического климата в семье ( Таблица 3)

Исполнители: проводит составляет анализ и информирует участников проекта о результатах – педагог-психолог.

Результат 1 этапа: выявление неблагоприятных факторов способствовавших девиантному поведению несовершеннолетних.

 

2 ЭТАП Обеспечение психологической готовности подростка к изменению;

Гипотеза: Взгляд на себя со стороны через года

Цель: Вхождение в доверие к несовершеннолетнему, пробуждение его интереса к преображению личности

Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:

- Индивидуальные беседы с несовершеннолетним о совершенных правонарушениях; выявление психологических и социальных причин, приведших к нарушениям, обсуждение обстоятельств и последствий таких поступков для подростка, родителей, общества ( исполнитель- социальный педагог).

- Подготовка к восстановительной медиации школьной службы примирения, при которой основной задачей является, показать подростку, что не смотря на совершенные проступки, его поддерживает семья, общество ( исполнитель- педагог- психолог).

- Проведение индивидуальных бесед о последствиях противоправных деяний, информирование о гражданско-правовой ответственности, рассуждения о дальнейшем развитии несовершеннолетнего, построение целей и задач на будущее ( исполнитель- педагог психолог, классный руководитель).

Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):

- Индивидуальные беседы на основании проведенного тестирования семьи и несовершеннолетнего, побуждение родителей (законных представителей) включиться в работу по преображению личности подростка, оформление основных причин девиантного поведения несовершеннолетнего ( исполнитель- социальный педагог).

- Подготовка к восстановительной медиации школьной службы примирения, при которой основной задачей является, показать подростку, что не смотря на совершенные проступки, его поддерживает семья, общество ( исполнитель- педагог- психолог).

- Работа с психологом, по выявлению основных причин отклонения поведения несовершеннолетнего, работа с установкой «Мой ребенок- отражение меня; что бы изменить ребенка- нужно изменить себя»

( исполнитель- педагог- психолог).

Результат 2 этапа: Сформированная мотивация на личностные преобразования, необходимость внесения изменений в свою привычную жизнь, готовность к работе над собой, необходимость в постановке новых целей и задания новых ценностей.

 

3 ЭТАП Накопление подростком нравственно положительного содержания;

Гипотеза: Я хочу быть лучше

Цель: Накапливание положительного социального опыта, психоэливация.

Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:

- Проведение восстановительной медиации школьной службы примирения ( семейный круг), ( исполнитель- педагог- психолог);

- Профориентационная работа: посещение предприятий города в рамках социального партнерства, посещение «дня открытых дверей» в учебных заведениях города, организация и проведение бесед-презентаций с выпускниками школы разных профессий, организация и проведения мастер-классов с родителями класса и школы о их профессиональной деятельности и достижениях, проведение встреч с участниками боевых действий и ветеранами ВОВ. Знакомство с направлениями волонтерской деятельности нашего города, возможность участия. Информирование и посещение других детско-юношеских организаций ( исполнитель- классный руководитель, заместитель директора по ВР).

-Ведение здорового образа жизни: информирование с возможным посещением спортивных объектов нашего города, проведение бесед о изменении качества жизни за счет введения полезных привычек, проведение тематических дней, классных часов, спортивных соревнований на базе школы, участие в спортивных событиях города

( исполнитель- классный руководитель, заместитель директора по ВР, медицинский сотрудник).

-Патриотическое воспитание, знакомство с историей родного края, информирования о достижениях наших земляков, о развитии нашей области и представление ее на мероприятиях разного уровня.

( исполнитель- классный руководитель).

- Работа с психологом школы по программе « Я - часть огромной страны» ( исполнитель- педагог психолог) .

- Просветительская работа- цикл классных часов на тему: «Кумиры нашего времени», с информирование о значимых спортсменах, ученых, изобретателей, космонавтов и других известных личностях 21 века.

( исполнитель- классный руководитель).

 

Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):

- Проведение восстановительной медиации школьной службы примирения ( семейный круг); ( исполнитель- педагог психолог)

- Работа с психологом школы по развитию личности родителя, просветительские беседы о психологии воспитания подростков, о необходимости не только указывать на ошибки и ставить задачи, но и помогать, поддерживать подростка, показывать на собственном примере, уделять большее время на воспитание, работать с утверждением:

« Ребенок в любом возрасте требует любви и внимания» ( исполнитель- педагог психолог)

- Корректировка распорядка дня семьи и личного время, установление времени для совместного времяпрепровождения и выполнения домашнего задания, планирование культурных выходов, создание семейных традиций, по возможности установка семейного хобби или совместных занятии спортом или ведение здорового образа жизни, постановка семейных, домашних обязанностей. ( исполнитель- классный руководитель)

Результат 3 этапа: Определены новые цели и задачи, получены новые знания о социуме, культурной среде, личности и семье, накоплен положительный социальной опыт, изменены ценности и внутренние установки, спланирован новый уклад жизни.

 

4 ЭТАП «Саморазвитие, самосовершенствование»;

Гипотеза: Мое будущее закладывается сегодня

Цель: Поддержка подростка на пути самосовершенствовании, выделение его положительных изменений, корректировка дальнейшего маршрута развития личности

Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:

- Посещение учреждений дополнительного образования в соответствии с интересами; ( исполнитель- классный руководитель, социальный педагог)

- Включение в жизнь класса и школы, участие в акциях и конкурсных движения по интересам, поддержание дружеской атмосферы в классе;

( исполнитель- классный руководитель)

- Работа с психологом школы по отработке негативного влияния отрицательных событий прошлого, открытие новых горизонтов развития личности; ( исполнитель- педагог психолог)

- Работа с учителями- предметниками по повышению качества знаний по предметам, необходимым для дальнейшего получения профессии, участие в олимпиадах, конкурсах, акциях разного уровня в соответствии с выбранным направлением; ( исполнитель- классный руководитель)

- Ведение волонтерской деятельности ( в соответствии с интересами);

( исполнитель- классный руководитель)

- Качественное времяпрепровождение со свой семье, посещение культурных объектов, мероприятий и тд.;

( исполнитель- классный руководитель)

- Ведение здорового образа жизни;

Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):

- Саморазвитие, в том числе повышение знаний в сфере воспитания и психологии подростка. ( исполнитель-заместитель директора ВР)

- Посещение культурных событий и мероприятий города, активное участие в жизни школы, поддержка интересов учащегося в досуговых мероприятиях, совместное времяпрепровождение, занятие спортом;

( исполнитель- классный руководитель, социальный педагог)

- Исполнение семейных традиций, распорядка дня, систематическое выполнение или контроль за выполнением домашнего задания и других школьных поручений, контроль и помощь в исполнении обязанностей несовершеннолетнего в семье, поддержание здорового образа жизни.

( исполнитель- педагог психолог)

- Поддержка подростка в личностном росте, нахождение новых путей развития, достижения целей, корректировка задач на будущее.

( исполнитель- педагог психолог)

Результат 4 этапа: Самодостаточная личность, способная к самоанализу, мотивированная на дальнейшее развитие, с установленными целями и задачами, ориентированная на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.

 

3. Ожидаемые результаты

1. Совершенствование системы профилактической работы, разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы: родительской общественности, педагогического коллектива.

2. Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе.

3. Снижение количества правонарушений среди учащихся.

4. Увеличение числа учащихся, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни. Пропаганда и популяризация среди подростков и молодёжи здорового образа жизни.

 

Кадровое обеспечение проекта:

Директор МБОУ СОШ № 55 г. Кирова;

Заместитель директора по ВР;

Педагог – психолог;

Социальный педагог;

Родители (законные представители);

Социальные партнеры.

 

4. Список используемой литературы

1. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М., 2006 г.

2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.

3. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону,2006.

4. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».

5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.

6. Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.

7. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21 века. Психологопедагогическая работа в кризисных ситуациях. — М. 2009. – 129 с.

Используемые источники

1. http://infourok.ru/konsultaciyakonflikty_v_obschenii_podrostkami-307810.htm

2. http://festival.1september.ru/articles/656091/

3. http://www.dvncms.khv.ru/node/232

4. http://mukhm.ru/wp-content/uploads/2021/01/proekt-parus-nadezhdy.pdf

 

Приложение 1. Таблица 1 Социально-педагогические условия благополучия семьи

Наименование

Социальная оценка семьи

Материально-бытовые условия

хорошие

удовлетворительные

неудовлетворительные

Эмоционально-нравственный климат

Согласие в семье

Имеют место редкие конфликты

Конфликтная семья

Режим дня подростка в семье

соблюдается

периодически

Не соблюдается

Методы и приемы воздействия на подростка

беседы

ругань

Физическое воздействие

Совместное времяпрепровождение отца и (или) матери с подростком, семейный досуг

постоянно

редко

отсутствует

 

Таблица 2 Социально-педагогические условий благополучия несовершеннолетних в обществе.

 

Наименование

Социальная оценка окружающей среды

Успеваемость в школе

хорошая

удовлетворительная

неудовлетворительная

Общение в школе с классным коллективом

Дружеские

нейтральные

Нет друзей

Посещение учреждений дополнительного образование

Занимаюсь с удовольствием

Не определился

Не хочу ни куда ходить

Профориентация

Уже знаю, кем хочу стать

Еще размышляю

Еще не задумывался

Ведение здорового образа жизни ( соблюдение режима дня, правильное питание, физическая активность)

Поддерживаю

Хотел бы поддерживать

Не хочу

Наличие вредных привычек

нет

иногда

да

Круг друзей

есть

Хотел бы найти

нет

Интересы, хобби

есть

Хотел бы найти

нет

 

Таблица 3 Изучения потенциала для изменения психолога - педагогического климата в семье

 

Наименование

Социальная оценка семьи

 

да

нет

Затрудняюсь ответить

Интересен ли вам личностный рост

 

 

 

Хотели бы вы изменить эмоционально-нравственный климат

 

 

 

Хотели бы вы вести здоровый образ жизни

 

 

 

Интересно ли вам узнать новые методы взаимодействия с подростком

 

 

 

Хотели бы вы больше проводить времени с семьей

 

 

 


 

10

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации