Проект по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних «Перезагрузка личности»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 55
ГОРОД КИРОВ
ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
«ПЕРЕЗАГРУЗКА ЛИЧНОСТИ»
Составитель:
Зуева Оксана Александровна
Киров, 2023
Содержание:
Аналитическое обоснование проекта ………………………….…..3
Содержательная часть……………………………………………….4
Этап 1 Изучение несовершеннолетнего и его социального обеспечения…………………………………………………………………4
Этап 2 Обеспечение психологической готовности подростка к изменению………………………………………………………………......4
Этап 3 Накопление подростком нравственно положительного содержания……………………………………………………………….....5
Этап 4 Саморазвитие, самосовершенствование…………………..6
Ожидаемые результаты……………………………………………...7
Список литературы…………………………………………………..8
Приложение 1……………………………………………………………….8
Приложение 2……………………………………………………………….9
Приложение 3……………………………………………………………….10
Аналитическое обоснование проекта
Постановка проблемы: В современных условиях, несмотря на систематическую работу органов системы профилактики по формированию гражданско - правовой компетенции серьезно обострились проблемы социальной дезодаптации детей и подростков. Ослабевает воспитательный и нравственный потенциал семьи, снижается ответственность родителей (законных представителей) за содержание и воспитание детей. Увеличивается число несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся.
С учащимися образовательных организаций выстроена работа в рамках классных часов и внеурочной деятельности со специалистами системы профилактики по ведению просветительской работы о недопустимости совершения противоправных деяний и ответственности за совершение правонарушений, но часто дети состоящие в группе риска или уже замечанные в совершении неправомерных поступков не достаточно прослушать побудительные речи о ведении законопослушного образа жизни, несовершеннолетние , находящиеся в социально-опасном положении, часто становятся заложниками накопившихся проблем и противоречий, и даже желая исправить негативно сложившующую ситуацию, не могут сделать это самостоятельно, без помощи семьи и общества. Поэтому считаю, что для эффективной профилактике правонарушений, в том числе повторных, необходимо не только проводить просветительскую работу о законопослушном поведении, но и работа непосредственно с личностью подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, выяснять и прорабатывать причины и обстоятельства, приведшие к дезодаптации несовершеннолетнего.
Цели проекта: Создание условий для комплексного решения проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних; эффективной социализации и реабилитации детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и предупреждения семейного неблагополучия.
Задачи проекта: Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики и обеспечения единого комплексного подхода к разрешению ситуаций, связанных с проблемами правонарушений.
Воспитывать законопослушную личность, умеющую анализировать свои поступки, способную к позитивно направленной социальной творческой деятельности.
Защищать права и законные интересы несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Осуществлять консультативно-профилактическую работу среди учащихся, педагогических работников, родителей (законных представителей).
Основная мысль проекта: Для эффективной профилактики правонарушений, в том числе повторных, недостаточно только просветительской работы в направлении гражданско-правовой компетенции, необходима психоэливация личности несовершеннолетнего и его окружения.
Содержание деятельности
1 ЭТАП «Изучение несовершеннолетнего и его социального обеспечения»;
Гипотеза: Личность подростка - отражение семьи с корректировкой общества
Цель: Исследование факторов, приведших к девиантному поведению несовершеннолетних
Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:
- Изучение социально-педагогических условий благополучия несовершеннолетних в семье. ( Таблица 1)
- Изучение социально-педагогических условий благополучия несовершеннолетних в обществе. ( Таблица 2)
- Изучение личностных особенностей подростков, с помощью многофакторного личностного опросника Кеттелля Р.Б.
Исполнители: проводит составляет анализ и информирует участников проекта о результатах – педагог-психолог.
Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):
- Изучение социально-педагогических условий благополучия семьи. ( Таблица 1)
- Изучения потенциала для изменения психолога - педагогического климата в семье ( Таблица 3)
Исполнители: проводит составляет анализ и информирует участников проекта о результатах – педагог-психолог.
Результат 1 этапа: выявление неблагоприятных факторов способствовавших девиантному поведению несовершеннолетних.
2 ЭТАП Обеспечение психологической готовности подростка к изменению;
Гипотеза: Взгляд на себя со стороны через года
Цель: Вхождение в доверие к несовершеннолетнему, пробуждение его интереса к преображению личности
Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:
- Индивидуальные беседы с несовершеннолетним о совершенных правонарушениях; выявление психологических и социальных причин, приведших к нарушениям, обсуждение обстоятельств и последствий таких поступков для подростка, родителей, общества ( исполнитель- социальный педагог).
- Подготовка к восстановительной медиации школьной службы примирения, при которой основной задачей является, показать подростку, что не смотря на совершенные проступки, его поддерживает семья, общество ( исполнитель- педагог- психолог).
- Проведение индивидуальных бесед о последствиях противоправных деяний, информирование о гражданско-правовой ответственности, рассуждения о дальнейшем развитии несовершеннолетнего, построение целей и задач на будущее ( исполнитель- педагог психолог, классный руководитель).
Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):
- Индивидуальные беседы на основании проведенного тестирования семьи и несовершеннолетнего, побуждение родителей (законных представителей) включиться в работу по преображению личности подростка, оформление основных причин девиантного поведения несовершеннолетнего ( исполнитель- социальный педагог).
- Подготовка к восстановительной медиации школьной службы примирения, при которой основной задачей является, показать подростку, что не смотря на совершенные проступки, его поддерживает семья, общество ( исполнитель- педагог- психолог).
- Работа с психологом, по выявлению основных причин отклонения поведения несовершеннолетнего, работа с установкой «Мой ребенок- отражение меня; что бы изменить ребенка- нужно изменить себя»
( исполнитель- педагог- психолог).
Результат 2 этапа: Сформированная мотивация на личностные преобразования, необходимость внесения изменений в свою привычную жизнь, готовность к работе над собой, необходимость в постановке новых целей и задания новых ценностей.
3 ЭТАП Накопление подростком нравственно положительного содержания;
Гипотеза: Я хочу быть лучше
Цель: Накапливание положительного социального опыта, психоэливация.
Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:
- Проведение восстановительной медиации школьной службы примирения ( семейный круг), ( исполнитель- педагог- психолог);
- Профориентационная работа: посещение предприятий города в рамках социального партнерства, посещение «дня открытых дверей» в учебных заведениях города, организация и проведение бесед-презентаций с выпускниками школы разных профессий, организация и проведения мастер-классов с родителями класса и школы о их профессиональной деятельности и достижениях, проведение встреч с участниками боевых действий и ветеранами ВОВ. Знакомство с направлениями волонтерской деятельности нашего города, возможность участия. Информирование и посещение других детско-юношеских организаций ( исполнитель- классный руководитель, заместитель директора по ВР).
-Ведение здорового образа жизни: информирование с возможным посещением спортивных объектов нашего города, проведение бесед о изменении качества жизни за счет введения полезных привычек, проведение тематических дней, классных часов, спортивных соревнований на базе школы, участие в спортивных событиях города
( исполнитель- классный руководитель, заместитель директора по ВР, медицинский сотрудник).
-Патриотическое воспитание, знакомство с историей родного края, информирования о достижениях наших земляков, о развитии нашей области и представление ее на мероприятиях разного уровня.
( исполнитель- классный руководитель).
- Работа с психологом школы по программе « Я - часть огромной страны» ( исполнитель- педагог психолог) .
- Просветительская работа- цикл классных часов на тему: «Кумиры нашего времени», с информирование о значимых спортсменах, ученых, изобретателей, космонавтов и других известных личностях 21 века.
( исполнитель- классный руководитель).
Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):
- Проведение восстановительной медиации школьной службы примирения ( семейный круг); ( исполнитель- педагог психолог)
- Работа с психологом школы по развитию личности родителя, просветительские беседы о психологии воспитания подростков, о необходимости не только указывать на ошибки и ставить задачи, но и помогать, поддерживать подростка, показывать на собственном примере, уделять большее время на воспитание, работать с утверждением:
« Ребенок в любом возрасте требует любви и внимания» ( исполнитель- педагог психолог)
- Корректировка распорядка дня семьи и личного время, установление времени для совместного времяпрепровождения и выполнения домашнего задания, планирование культурных выходов, создание семейных традиций, по возможности установка семейного хобби или совместных занятии спортом или ведение здорового образа жизни, постановка семейных, домашних обязанностей. ( исполнитель- классный руководитель)
Результат 3 этапа: Определены новые цели и задачи, получены новые знания о социуме, культурной среде, личности и семье, накоплен положительный социальной опыт, изменены ценности и внутренние установки, спланирован новый уклад жизни.
4 ЭТАП «Саморазвитие, самосовершенствование»;
Гипотеза: Мое будущее закладывается сегодня
Цель: Поддержка подростка на пути самосовершенствовании, выделение его положительных изменений, корректировка дальнейшего маршрута развития личности
Комплекс мер в отношении несовершеннолетнего:
- Посещение учреждений дополнительного образования в соответствии с интересами; ( исполнитель- классный руководитель, социальный педагог)
- Включение в жизнь класса и школы, участие в акциях и конкурсных движения по интересам, поддержание дружеской атмосферы в классе;
( исполнитель- классный руководитель)
- Работа с психологом школы по отработке негативного влияния отрицательных событий прошлого, открытие новых горизонтов развития личности; ( исполнитель- педагог психолог)
- Работа с учителями- предметниками по повышению качества знаний по предметам, необходимым для дальнейшего получения профессии, участие в олимпиадах, конкурсах, акциях разного уровня в соответствии с выбранным направлением; ( исполнитель- классный руководитель)
- Ведение волонтерской деятельности ( в соответствии с интересами);
( исполнитель- классный руководитель)
- Качественное времяпрепровождение со свой семье, посещение культурных объектов, мероприятий и тд.;
( исполнитель- классный руководитель)
- Ведение здорового образа жизни;
Комплекс мер в отношении родителей ( законных представителей):
- Саморазвитие, в том числе повышение знаний в сфере воспитания и психологии подростка. ( исполнитель-заместитель директора ВР)
- Посещение культурных событий и мероприятий города, активное участие в жизни школы, поддержка интересов учащегося в досуговых мероприятиях, совместное времяпрепровождение, занятие спортом;
( исполнитель- классный руководитель, социальный педагог)
- Исполнение семейных традиций, распорядка дня, систематическое выполнение или контроль за выполнением домашнего задания и других школьных поручений, контроль и помощь в исполнении обязанностей несовершеннолетнего в семье, поддержание здорового образа жизни.
( исполнитель- педагог психолог)
- Поддержка подростка в личностном росте, нахождение новых путей развития, достижения целей, корректировка задач на будущее.
( исполнитель- педагог психолог)
Результат 4 этапа: Самодостаточная личность, способная к самоанализу, мотивированная на дальнейшее развитие, с установленными целями и задачами, ориентированная на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни.
3. Ожидаемые результаты
1. Совершенствование системы профилактической работы, разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы: родительской общественности, педагогического коллектива.
2. Создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе.
3. Снижение количества правонарушений среди учащихся.
4. Увеличение числа учащихся, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни. Пропаганда и популяризация среди подростков и молодёжи здорового образа жизни.
Кадровое обеспечение проекта:
Директор МБОУ СОШ № 55 г. Кирова;
Заместитель директора по ВР;
Педагог – психолог;
Социальный педагог;
Родители (законные представители);
Социальные партнеры.
4. Список используемой литературы
1. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М., 2006 г.
2. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
3. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону,2006.
4. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
5. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. — М., 2001.
6. Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
7. Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21 века. Психологопедагогическая работа в кризисных ситуациях. — М. 2009. – 129 с.
Используемые источники
1. http://infourok.ru/konsultaciyakonflikty_v_obschenii_podrostkami-307810.htm
2. http://festival.1september.ru/articles/656091/
3. http://www.dvncms.khv.ru/node/232
4. http://mukhm.ru/wp-content/uploads/2021/01/proekt-parus-nadezhdy.pdf
Приложение 1. Таблица 1 Социально-педагогические условия благополучия семьи
Наименование |
Социальная оценка семьи |
||
Материально-бытовые условия |
хорошие |
удовлетворительные |
неудовлетворительные |
Эмоционально-нравственный климат |
Согласие в семье |
Имеют место редкие конфликты |
Конфликтная семья |
Режим дня подростка в семье |
соблюдается |
периодически |
Не соблюдается |
Методы и приемы воздействия на подростка |
беседы |
ругань |
Физическое воздействие |
Совместное времяпрепровождение отца и (или) матери с подростком, семейный досуг |
постоянно |
редко |
отсутствует |
Таблица 2 Социально-педагогические условий благополучия несовершеннолетних в обществе.
Наименование |
Социальная оценка окружающей среды |
||
Успеваемость в школе |
хорошая |
удовлетворительная |
неудовлетворительная |
Общение в школе с классным коллективом |
Дружеские |
нейтральные |
Нет друзей |
Посещение учреждений дополнительного образование |
Занимаюсь с удовольствием |
Не определился |
Не хочу ни куда ходить |
Профориентация |
Уже знаю, кем хочу стать |
Еще размышляю |
Еще не задумывался |
Ведение здорового образа жизни ( соблюдение режима дня, правильное питание, физическая активность) |
Поддерживаю |
Хотел бы поддерживать |
Не хочу |
Наличие вредных привычек |
нет |
иногда |
да |
Круг друзей |
есть |
Хотел бы найти |
нет |
Интересы, хобби |
есть |
Хотел бы найти |
нет |
Таблица 3 Изучения потенциала для изменения психолога - педагогического климата в семье
Наименование |
Социальная оценка семьи |
||
|
да |
нет |
Затрудняюсь ответить |
Интересен ли вам личностный рост |
|
|
|
Хотели бы вы изменить эмоционально-нравственный климат |
|
|
|
Хотели бы вы вести здоровый образ жизни |
|
|
|
Интересно ли вам узнать новые методы взаимодействия с подростком |
|
|
|
Хотели бы вы больше проводить времени с семьей |
|
|
|
10