12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга55 |
Проект урока. Слово и его лексическое значение
ПРОЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Учитель | Апаленова О.В. |
Тема урока | Слово и его лексическое значение |
Цель урока: | Развитие теоретического мышления шестиклассников, формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, воспитание потребности пользоваться толковым словарем, дополнительной литературой, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся. |
Планируемые ОР, формируемые УУД | Ученик: - находит в тексте необходимую информацию (МР); - выделяет основную мысль в тексте (МР); - высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР); - самостоятельно формулирует тему урока (МР); - устанавливает причинно-следственные связи (МР) - планирует предстоящую познавательную деятельность (МР); - аргументированно отстаивает своё мнение (МР) - обосновывает своё мнение (ЛР) |
Программные требования | Ученик по окончании изучения темы урока: Должен знать основные понятия лексикологии, понимать отличие слов от других единиц языка, уметь объяснять лексическое значение слов различными способами, уметь работать со словарями, уметь проводить лексический анализ слова. |
Мировоззренческая идея | Русский язык как средство коммуникации |
Программное содержание | Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова |
План изучения нового материала | Беседа с учащимися о значении русского языка в жизни человека. Работа над основными терминами. Словарный диктант. Работа со школьными толковыми словарями. Раскрытие понятий: лексическое и грамматическое значение слова. Работа в парах. Практическая работа. Решение тестовых заданий. Закрепление изученного. Работа по учебнику. Лексический диктант. Самостоятельная работа |
Основные понятия | Лексика, лексическое значение слова, лексикон, лексикография, лексикология |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Форма урока | групповая, фронтальная |
Технология | Коммуникативная, личностно-ориентированная, ИКТ, проблемная, развивающего обучения |
Мизансцена | Ученики сидят группами по 5-6 человек |
Оборудование урока | Учебник Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. – М., 2013 мультимедийная презентация, раздаточные материалы (тексты документов) |
Домашнее задание | Выпишите из толкового словаря многозначное и однозначное слово |
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ПОР | ||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | ||||
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. -Как много улыбок засветилось. Спасибо! -А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи | Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение | | ||
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ | ||||
На экране предложение: «С малой удачи начинается большой успех» - Распределите слова высказывания по группам -Оцените работу соседа по парте - По каким признакам распределяли слова? -Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? -Запишите смысл высказывания -Обсудите результат в группе. -Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? -Как думаете, какова тема урока? -Какова главная цель урока? -Какова задача урока? Главный вопрос урока: основные понятия лексикологии, единицы языка, лексическое значение слов. | Распределяют слова и осуществляют самопроверку. Дают ответ. Выделяют признак Работают в группе Рефлексия, вывод Формулируют тему урока Формулируют цель Определяют задачи урока запись темы в тетрадь (слайд 1) запись в тетрадь (слайд 2) | - выделяет основную мысль в тексте (МР); - высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР); - самостоятельно формулирует тему урока (МР); - устанавливает причинно-следственные связи (МР) - планирует предстоящую познавательную деятельность (МР); | ||
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ | ||||
-Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд (слайд-шоу) -Какое слово получилось? -Что такое лексика? -Сколько слов в русском языке? (Анализ упражнения № 97) -Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или лексическое значение. -Что такое лексическое значение слова? -Объясните лексическое значение слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы) -Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы -Какими же способами можно объяснить лексическое значение слова? -Оцените свою работу в карте самоконтроля и самооценки -Дайте лексическое значение слов караван, линейка, такса -Какие трудности возникли? -Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Обращается к выставке толковых словарей -Составить и записать предложения со словами: позёмка, изморозь, изморось и пороша | Фронтально (слайд 3) (слайд 4) Выборочно (слайд 5) учебник С.54 самостоятельно в тетрадях (слайд 6) 1-2 человека устно учебник С. 55 Проверка: 2-3 ученика устно | - выделяет существенные признаки языковых единиц (МР) - даёт определение понятия «лексическое и грамматическое значение слов» (ПР) - находит в тексте необходимую информацию (МР); - аргументированно отстаивает своё мнение (ЛР) - устанавливает причинно-следственные связи (МР) | ||
Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. 1)Относиться к кому - чему-нибудь с глубоким уважением и любовью 2)Старый, бывалый , опытный воин 3)Успех в битве, войне, полное поражение противника - Проверьте себя по словарю и оцените свою работу -Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? Что для вас День Победы? Игра «Угадай-ка» -Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать | Фронтально Проверка: 2-3 ученика устно Работа в парах ( слайд 7) | - находит в тексте необходимую информацию (МР); - аргументированно отстаивает своё мнение (ЛР) - выделяет существенные признаки языковых единиц (МР) | ||
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ | ||||
Ситуация иллюстрация Чтение словарной статьи толкового словаря и анализ толкования слов, определение лексического и грамматического значения слов Вывод: значение незнакомых слов необходимо узнавать в толковых словарях, поэтому нужно пользоваться разными словарями при выполнении классных и домашних работ Ситуация выбора Задание: Выяснить по толковому словарю значение слов громада, великан, колосс, ветеран. Можно ли составить словосочетания гигантская громада, огромный колосс, большой великан, старый ветеран? Обоснуйте своё мнение. Дискуссия - Найдите в словаре значение слова бережливый ( экономичный, расчетливый, бережно относящийся к имуществу). А чем отличается значение слова бережный? (осторожный, заботливый, внимательный). Составьте с ними предложения. (Бережное, бережливое) отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. Работа в группах. Ответьте на вопросы 1) Какой участок – землистый или земельный? 2) Ученик понятый или понятливый? 3) Местность песочная или песчаная? - Какой можно сделать вывод по уроку? | индивидуальная самостоятельная работа с использованием раздаточного дидактического материала групповая работа (письменно и устно) | - анализирует и обобщает информацию из различных источников (МР); - высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР); | ||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА | ||||
Ситуация рефлексии а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности; б) анализ эффективности выбранных способов достижения целей Ситуации самооценки содержательная самооценка | коллективная дискуссия | |