Проект урока на тему «Слово и его лексическое значение» (5–6 классы)

3
0
Материал опубликован 4 February

ПРОЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ

Учитель

Апаленова О.В.

Тема урока

Слово и его лексическое значение

Цель урока:

Развитие теоретического мышления шестиклассников, формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, воспитание потребности

пользоваться толковым словарем, дополнительной литературой, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся.

Планируемые ОР, формируемые УУД

Ученик:

- находит в тексте необходимую информацию (МР);

- выделяет основную мысль в тексте (МР);

- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

- самостоятельно формулирует тему урока (МР);

- устанавливает причинно-следственные связи (МР)

- планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);

- аргументированно отстаивает своё мнение (МР)

- обосновывает своё мнение (ЛР)

Программные требования

 

Ученик по окончании изучения темы урока:

Должен знать основные понятия лексикологии, понимать отличие слов от других единиц языка, уметь объяснять лексическое значение слов различными способами, уметь работать со словарями, уметь проводить лексический анализ слова.

Мировоззренческая идея

Русский язык как средство коммуникации

Программное содержание

Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова

План изучения нового материала

Беседа с учащимися о значении русского языка в жизни человека.

Работа над основными терминами. Словарный диктант.

Работа со школьными толковыми словарями.

Раскрытие понятий: лексическое и грамматическое значение слова. Работа в парах.

Практическая работа. Решение тестовых заданий.

Закрепление изученного. Работа по учебнику.

Лексический диктант.

Самостоятельная работа

 

Основные понятия

Лексика, лексическое значение слова, лексикон, лексикография, лексикология

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

групповая, фронтальная

Технология

Коммуникативная, личностно-ориентированная, ИКТ, проблемная, развивающего обучения

Мизансцена

Ученики сидят группами по 5-6 человек

Оборудование урока

Учебник Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. – М., 2013

мультимедийная презентация, раздаточные материалы (тексты документов)

Домашнее задание

Выпишите из толкового словаря многозначное и однозначное слово

 

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение

 

II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

На экране предложение: «С малой удачи начинается большой успех»

- Распределите слова высказывания по группам

-Оцените работу соседа по парте

- По каким признакам распределяли слова?

-Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

-Запишите смысл высказывания

-Обсудите результат в группе.

-Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

-Как думаете, какова тема урока?

-Какова главная цель урока?

-Какова задача урока?

 

 

 

 

 

 

Главный вопрос урока: основные понятия лексикологии, единицы языка, лексическое значение слов.

 

 

 

 

 

 

Распределяют слова и осуществляют самопроверку. Дают ответ.

Выделяют признак

 

Работают в группе

Рефлексия, вывод

 

Формулируют тему урока

Формулируют цель

Определяют задачи урока

 

запись темы в тетрадь (слайд 1)

 

запись в тетрадь

(слайд 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выделяет основную мысль в тексте (МР);

 

- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

 

- самостоятельно формулирует тему урока (МР);

- устанавливает причинно-следственные связи (МР)

- планирует предстоящую познавательную деятельность (МР);

III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

-Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд (слайд-шоу)

-Какое слово получилось?

-Что такое лексика?

-Сколько слов в русском языке?

(Анализ упражнения № 97)

-Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или лексическое значение.

-Что такое лексическое значение слова?

-Объясните лексическое значение слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы)

-Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы

-Какими же способами можно объяснить лексическое значение слова?

-Оцените свою работу в карте самоконтроля и самооценки

-Дайте лексическое значение слов караван, линейка, такса

-Какие трудности возникли?

-Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Обращается к выставке толковых словарей

-Составить и записать предложения со словами: позёмка, изморозь, изморось и пороша

Фронтально

(слайд 3)

 

 

 

 

(слайд 4)

 

 

 

 

 

 

 

Выборочно

(слайд 5)

 

 

 

 

учебник С.54

самостоятельно в тетрадях

 

 

(слайд 6)

1-2 человека устно

 

 

 

учебник С. 55

 

 

Проверка: 2-3 ученика устно

- выделяет существенные признаки языковых единиц (МР)

 

 

- даёт определение понятия «лексическое и грамматическое значение слов» (ПР)

 

 

- находит в тексте необходимую информацию (МР);

 

 

 

 

- аргументированно отстаивает своё мнение (ЛР)

 

 

 

- устанавливает причинно-следственные связи (МР)

 

Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

1)Относиться к кому - чему-нибудь с глубоким уважением и любовью

2)Старый, бывалый , опытный воин

3)Успех в битве, войне, полное поражение противника

- Проверьте себя по словарю и оцените свою работу

-Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? Что для вас День Победы?

 

 

Игра «Угадай-ка»

 

-Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать

Фронтально

 

 

 

 

 

 

 

Проверка: 2-3 ученика устно

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

( слайд 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

- находит в тексте необходимую информацию (МР);

 

 

 

- аргументированно отстаивает своё мнение (ЛР)

 

 

 

 

 

 

- выделяет существенные признаки языковых единиц (МР)

 

 

 

 

IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

 

Ситуация иллюстрация

Чтение словарной статьи толкового словаря и анализ толкования слов, определение лексического и грамматического значения слов

Вывод: значение незнакомых слов необходимо узнавать в толковых словарях, поэтому нужно пользоваться разными словарями при выполнении классных и домашних работ

Ситуация выбора

Задание: Выяснить по толковому словарю значение слов громада, великан, колосс, ветеран. Можно ли составить словосочетания гигантская громада, огромный колосс, большой великан, старый ветеран?

Обоснуйте своё мнение.

Дискуссия

- Найдите в словаре значение слова бережливый ( экономичный, расчетливый, бережно относящийся к имуществу). А чем отличается значение слова бережный? (осторожный, заботливый, внимательный). Составьте с ними предложения.

(Бережное, бережливое) отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.

Работа в группах. Ответьте на вопросы

1) Какой участок – землистый или земельный?

2) Ученик понятый или понятливый?

3) Местность песочная или песчаная?

- Какой можно сделать вывод по уроку?

 

 

 

 

 

индивидуальная самостоятельная работа с использованием раздаточного дидактического материала

 

 

групповая работа (письменно и устно)

 

 

 

 

- анализирует и обобщает информацию из различных источников (МР);

 

 

 

 

 

- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);

 

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Ситуация рефлексии

а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности;

б) анализ эффективности выбранных способов достижения целей

Ситуации самооценки

содержательная самооценка

 

коллективная дискуссия

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации