Проект урока на тему «Слово и его лексическое значение» (5–6 классы)
ПРОЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
Учитель |
Апаленова О.В. |
Тема урока |
Слово и его лексическое значение |
Цель урока: |
Развитие теоретического мышления шестиклассников, формирование умения употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, воспитание потребности пользоваться толковым словарем, дополнительной литературой, развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса учащихся. |
Планируемые ОР, формируемые УУД |
Ученик: - находит в тексте необходимую информацию (МР); - выделяет основную мысль в тексте (МР); - высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР); - самостоятельно формулирует тему урока (МР); - устанавливает причинно-следственные связи (МР) - планирует предстоящую познавательную деятельность (МР); - аргументированно отстаивает своё мнение (МР) - обосновывает своё мнение (ЛР) |
Программные требования
|
Ученик по окончании изучения темы урока: Должен знать основные понятия лексикологии, понимать отличие слов от других единиц языка, уметь объяснять лексическое значение слов различными способами, уметь работать со словарями, уметь проводить лексический анализ слова. |
Мировоззренческая идея |
Русский язык как средство коммуникации |
Программное содержание |
Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова |
План изучения нового материала |
Беседа с учащимися о значении русского языка в жизни человека. Работа над основными терминами. Словарный диктант. Работа со школьными толковыми словарями. Раскрытие понятий: лексическое и грамматическое значение слова. Работа в парах. Практическая работа. Решение тестовых заданий. Закрепление изученного. Работа по учебнику. Лексический диктант. Самостоятельная работа
|
Основные понятия |
Лексика, лексическое значение слова, лексикон, лексикография, лексикология |
Тип урока |
урок изучения нового материала |
Форма урока |
групповая, фронтальная |
Технология |
Коммуникативная, личностно-ориентированная, ИКТ, проблемная, развивающего обучения |
Мизансцена |
Ученики сидят группами по 5-6 человек |
Оборудование урока |
Учебник Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс. – М., 2013 мультимедийная презентация, раздаточные материалы (тексты документов) |
Домашнее задание |
Выпишите из толкового словаря многозначное и однозначное слово |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
ПОР |
||
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ |
||||
-Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. -Как много улыбок засветилось. Спасибо! -А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи |
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение |
|
||
II. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ |
||||
На экране предложение: «С малой удачи начинается большой успех» - Распределите слова высказывания по группам -Оцените работу соседа по парте - По каким признакам распределяли слова? -Какие признаки важны для понимания смысла высказывания? -Запишите смысл высказывания -Обсудите результат в группе. -Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание? -Как думаете, какова тема урока? -Какова главная цель урока? -Какова задача урока?
Главный вопрос урока: основные понятия лексикологии, единицы языка, лексическое значение слов.
|
Распределяют слова и осуществляют самопроверку. Дают ответ. Выделяют признак
Работают в группе Рефлексия, вывод
Формулируют тему урока Формулируют цель Определяют задачи урока
запись темы в тетрадь (слайд 1)
запись в тетрадь (слайд 2)
|
- выделяет основную мысль в тексте (МР);
- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);
- самостоятельно формулирует тему урока (МР); - устанавливает причинно-следственные связи (МР) - планирует предстоящую познавательную деятельность (МР); |
||
III. ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
||||
-Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд (слайд-шоу) -Какое слово получилось? -Что такое лексика? -Сколько слов в русском языке? (Анализ упражнения № 97) -Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или лексическое значение. -Что такое лексическое значение слова? -Объясните лексическое значение слов, указанных на карточке (снегопад, искрится, безоблачное, сугробы) -Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы -Какими же способами можно объяснить лексическое значение слова? -Оцените свою работу в карте самоконтроля и самооценки -Дайте лексическое значение слов караван, линейка, такса -Какие трудности возникли? -Что нужно сделать, чтобы добиться успеха? Обращается к выставке толковых словарей -Составить и записать предложения со словами: позёмка, изморозь, изморось и пороша |
Фронтально (слайд 3)
(слайд 4)
Выборочно (слайд 5)
учебник С.54 самостоятельно в тетрадях
(слайд 6) 1-2 человека устно
учебник С. 55
Проверка: 2-3 ученика устно |
- выделяет существенные признаки языковых единиц (МР)
- даёт определение понятия «лексическое и грамматическое значение слов» (ПР)
- находит в тексте необходимую информацию (МР);
- аргументированно отстаивает своё мнение (ЛР)
- устанавливает причинно-следственные связи (МР)
|
||
Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям. 1)Относиться к кому - чему-нибудь с глубоким уважением и любовью 2)Старый, бывалый , опытный воин 3)Успех в битве, войне, полное поражение противника - Проверьте себя по словарю и оцените свою работу -Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение? Что для вас День Победы?
Игра «Угадай-ка»
-Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать |
Фронтально
Проверка: 2-3 ученика устно
Работа в парах ( слайд 7)
|
- находит в тексте необходимую информацию (МР);
- аргументированно отстаивает своё мнение (ЛР)
- выделяет существенные признаки языковых единиц (МР)
|
||
IV. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ |
||||
Ситуация иллюстрация Чтение словарной статьи толкового словаря и анализ толкования слов, определение лексического и грамматического значения слов Вывод: значение незнакомых слов необходимо узнавать в толковых словарях, поэтому нужно пользоваться разными словарями при выполнении классных и домашних работ Ситуация выбора Задание: Выяснить по толковому словарю значение слов громада, великан, колосс, ветеран. Можно ли составить словосочетания гигантская громада, огромный колосс, большой великан, старый ветеран? Обоснуйте своё мнение. Дискуссия - Найдите в словаре значение слова бережливый ( экономичный, расчетливый, бережно относящийся к имуществу). А чем отличается значение слова бережный? (осторожный, заботливый, внимательный). Составьте с ними предложения. (Бережное, бережливое) отношение к русскому слову – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык. Работа в группах. Ответьте на вопросы 1) Какой участок – землистый или земельный? 2) Ученик понятый или понятливый? 3) Местность песочная или песчаная? - Какой можно сделать вывод по уроку?
|
индивидуальная самостоятельная работа с использованием раздаточного дидактического материала
групповая работа (письменно и устно)
|
- анализирует и обобщает информацию из различных источников (МР);
- высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию (ЛР);
|
||
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА |
||||
Ситуация рефлексии а) установление соотношения целей и задач с результатами деятельности; б) анализ эффективности выбранных способов достижения целей Ситуации самооценки содержательная самооценка |
коллективная дискуссия
|
|