Проект: "Влияние мультфильмов на психику и развитие младшего школьника".
Районная научно – практическая конференция младших школьников
«Первые шаги в науке»
Тема: «Влияние мультфильмов на психику и развитие младших школьников»
Выполнила: Прудникова София Сергеевна,
МБОУ Новониколаевская школа,
ученица 4 класса
Руководитель: Кольмай Надежда Ивановна,
учитель начальных классов,
второй квалификационной категории.
2023 год.
Оглавление
Введение……………………………………………………………..3 - 4
Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику детей.
1.1. Как появился жанр – мультипликация……………………….4 - 7
1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов…7
1.3. Особенности содержания зарубежных мультфильмов…….7 - 8
1.4.Какие опасности скрывают в себе мультфильмы…………..8 - 9
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся…………………………………9
2.2. Анкетирование родителей младших школьников……… 10
2.3. Исследование интересов детей
при выборе мультфильма для просмотра…………………….10
2.4. Результаты исследования………………………………..10
Заключение…………………………………………………….11
Литература……………………………………………………11- 12
Приложения……………………………………………………13 – 20
Введение
В развитии ребенка очень важна роль сказки. Детки постарше с помощью сказки начинают понимать, что такое «хорошо», как поступать правильно, учатся шутить и жалеть других. Олицетворяя себя с главными героями, они сражаются за добро и справедливость. А благодаря отрицательным героям дети учатся отличать плохое действие от хорошего поступка, добро от зла. Впервые о дружбе малыши так же узнают из сказок. Но сейчас родители зачастую слишком заняты, чтобы уделять время чтению сказок. Поэтому просто включают телевизор и велят смотреть мультфильмы, зачастую зарубежные.
Цель исследования: выяснить, какое влияние оказывают современные, зарубежные мультфильмы на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.
Задачи исследования:
1. Узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация.
2. Выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир мультипликации.
3. Провести анкетирование обучающихся всех классов, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов.
4. Изучить, как влияют иностранные мультфильмы на тревожность и агрессивность школьников.
5. Проанализировать результаты исследований, сделать выводы.
Актуальность проекта:
Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю, смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне, моим братьям и младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше развитие и психику. Я решила изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.
Объект исследования: отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся младшего школьного возраста.
Гипотеза:
Мультфильмы, в которых больше добра, способствуют гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много зла, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Методы:
1. Изучение и анализ различных источников информации.
2. Анкетирование учащихся 2 – 4 классов.
3. Проведение эксперимента.
4. Наблюдения.
Срок реализации: Средняя продолжительность (1 месяц)
Основная часть
Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику детей.
1.1.Как появился жанр – мультипликация.
Анимация (animation) – производное от латинского «anima» - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление.
Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на формах изобразительного искусства и иллюстрации.
Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Художники всех времён и народов мечтали о возможности передать в своих произведениях подлинное движение жизни. Стремление человечества запечатлеть в рисунке движение, наблюдаемое в природе и жизни, мы находим в памятниках глубокой древности.
История мультипликации насчитывает уже тысячелетия. Технологии и качество мультфильмов резко изменились за последние несколько столетий. Они претерпели множество изменений, чтобы стать такими, какими мы их смотрим сегодня.
Первая форма эскиза или анимации существует с 10 000 г. до н.э. Древние цивилизации фиксировали движения камней, птицы, стен.
Мы не можем назвать это мультипликацией, поскольку это была серия набросков, но они оставили основу для вдохновения современной анимации.
Одна из самых популярных форм резьбы по камню восходит к тысячелетию назад, к Древнему Египту. Древние египтяне вырезали на стенах серию изображений, чтобы показать происходящее действие.
Ещё в 70-е годы до н.э. римский поэт и философ Лукреций в трактате «О природе вещей» описал приспособление для высвечивания на экране движущихся рисунков. А в ХV в. появились книжки с рисунками, воспроизводившими различные фазы движения человеческой фигуры. Свёрнутые в рулон, а затем мгновенно разворачивавшиеся, эти книжки создавали иллюзию оживших рисунков.
В средние века также находились умельцы, развлекавшие публику сеансами движущихся картинок при помощи оптических устройств наподобие фильмоскопов, куда вставляли прозрачные пластины с рисунками.
17 веке появился волшебный фонарь. Это была машина, которая проецировала изображения на стену. В то время волшебный фонарь был самым близким изобретением к проекторам. Он ошеломил толпу своими движущимися изображениями. Волшебный фонарь был не машиной, работающей от электричества, а ручным. С XVII века в бродячих театрах по всей Европе проводились такие представления.
В 1833 году был создан Zoetrope, или колесо жизни. Внутри диска были сделаны изображения разных положений и прорезей, через которые можно было заглянуть внутрь диска. Когда колесо вращается, персонаж движется, а затем исчезает, чтобы позже снова появиться в другом движении.
История мультипликации 19 века представляет собой игрушки для создания движения. Одной из игрушек был диск с картинками на каждой стороне. На одной стороне был персонаж, а на другой — объект.
Затем были созданы мультфильмы путем захвата или зарисовки разных изображений животных или людей в разных положениях. Затем эти изображения были собраны и сложены друг на друга. Движение создавалось путем перелистывания страниц максимально быстро и плавно.
Фотоаппараты существовали в 20 веке. Это было началом современной анимации. В 1906 году было поставлено шоу «Юмористические фазы смешных лиц». Мультфильм состоял из серии движущихся рисунков мелом. В нем были мужчина и женщина, которым в каждом кадре шоу придавали разные черты.
30 августа 1877 года в Париже был запатентован – праксиноскоп Эмиля Рейно. Именно этот день можно считать днём рождения мультипликации.
В январе 1926 года в Калифорнии открылась первая студия Уолта Диснея, где рождается самый популярный рисованный персонаж в истории анимационного кино – Мышонок Микки Маус. Облик и повадки мышонка были поначалу другими. Микки Маус выглядел недобрым и язвительным. Родители юных зрителей возмущались скверным характером героя. И Дисней изменил его, сделав милым и равнодушным.
В России Владислав Старевич, родоначальник объёмной мультипликации, начинает в фирме Ханжонкова работу над первым объёмно-мультипликационным фильмом «Развитие головастика», осуществляя в воде покадровую съёмку живых головастиков. 1911 год можно считать годом рождения русской анимации.
С появлением звука в кинематографии для мультипликации открылись новые пути. На экран выходят первые звуковые мультипликационные картины: «Почта» (по произведению С.Я.Маршака), «Улица поперёк» и «Сказка про белого бычка» (режиссёр В. Сутеев и Л. Атаманов).
В 1936 году в Москве была создана специальная студия «Союзмультфильм». Основная задача, которая была поставлена перед студией «Союзмультфильм» - это обслуживание детского и юношеского зрителя. Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.
Персонажи в картинках жили своей жизнью и имели не только свою особую внешность и повадки, но и свой характер. Остроумные сюжетные положения, изобретательно найденные детали, разнообразная среда, в которой происходило действие, ясный, доходчивый текст, прекрасная музыка композиторов – всё это заставляло зрителя с неослабевающим интересом смотреть мультфильмы от первого до последнего кадра.
Хороши они тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Отрицательный персонаж легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что злой персонаж подавался в юмористичной форме, что смягчает его отрицательную сущность. Поэтому эти мультфильмы полезны детям, они учат правильному поведению: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
Никто не будет отрицать, что советские мультфильмы про Карлсона, Винни Пуха, Крокодила Гену и Чебурашку, Дядю Федора и подобные учат прекрасному и доброму.
1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов.
Отечественный мультфильм направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный. В нём четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.
Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается.
Поэтому мультфильмы эти полезны детям даже нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.
1.3. Особенности содержания зарубежных мультфильмов.
Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. Герои мультфильмов агрессивные и жестокие. Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными. Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни. Уродливые и страшные герои. Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой полезной деятельности, в отличие от отечественных мультфильмов. Однако в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало.
1.4.Какие опасности скрывают в себе мультфильмы.
Я выяснила, что выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности. Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей. А по словам психолога Е.О. Смирновой, «…детям до 3-х лет, вообще, мультфильмы смотреть запрещено, т.к. в этом возрасте у детей восприятие так устроено – они будут смотреть все, что ни покажи! Будь то мультфильм, реклама – все равно! Дети смотрят не фильм, у них восприятие чисто сенсорное, и эта вещь очень опасная, потому что при этом блокируется развитие корковых отделов мозга, не развиваются те нейронные цепочки, которые должны развиваться. Я уже не говорю даже, что нарушается общение, нарушается двигательное развитие и возникает, самое страшное – зависимость. Ребенку обязательно нужно, чтобы что-то мелькало, чтобы что-то показывали и это именно блокирует его собственную активность.
В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии. Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.
Часть 2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование учащихся
Я решила исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники и что о мультфильмах думают их родители. Для этого я разработала анкету и провела опрос среди школьников и их родителей. В анкетировании принимали участие 15 человек из 2 класса, 3 класс 25 человек из 4 класса.
(Приложение 1).
В исследовании приняли участие 15 детей и 15 родителей. Анализ показал, что все дети любят смотреть мультфильмы и большинство отдали предпочтение отечественным. Одним из часто встречающихся мультфильмов оказался «Лунтик»,
«Три богатыря», «Колобок» и другие. Из зарубежных мультфильмов дети отдали предпочтение «Свинка Пеппи».
При выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло, веселый и забавный, смешной, познавательный.
На вопрос «Назови нелюбимый фильм. Почему?» были такие ответы, как
«Шрек», «Трансформеры», «Додо» - страшные, герои поступают как злые и грубые персонажи; ничему не учат – из ответов детей.
Подробные ответы на вопросы детей можно проанализировать, рассмотрев диаграммы. (Приложение 2)
2.2. Изучение мнения родителей о влиянии мультфильмов на детей.
На вопрос, «Какие мультфильмы вы не разрешаете смотреть ребенку? Почему?» родители не дали конкретного названия, а обобщили – страшные, жестокие. А на вопрос, «Какие мультфильмы вы могли бы порекомендовать для просмотра детям и почему?» родители назвали такие мультфильмы «Ну, погоди!», «Фиксики», «Волк и теленок», «Как старик корову продавал» и другие, так как они поучительные и никогда не надоедят. (Приложение3)
2.3. Исследование интересов детей при выборе мультфильма для просмотра.
Я решила убедиться сама, как мультфильмы влияют на психику детей.
Мы попросили детей, которые смотрят каналы СТС, ТНТ нарисовать в рисунках чувства, возникшие после просмотра. Были использованы темные, мрачные краски, что говорит о тревоге, злости. В нашем классе мы посмотрели мультфильм «Золушка». Затем мы попросили нарисовать, какие чувства возникли после просмотра. Были использованы яркие, светлые краски. Сделав анализ вместе с психологом, мы поняли, что это чувства радости, сопереживания, доброта. Это еще раз подтверждает, что добрые мультфильмы оставляют добрые чувства в душе ребенка. Итак, наша гипотеза, подтвердилась. (Приложение 4)
2.4. Результаты исследования.
Опрошено 15 учащихся 2 – 4 классов. Результаты анкетирования показали, что практически все дети в возрасте 8-10 лет с одинаковым интересом смотрят и отечественные, и иностранные мультфильмы.
Нельзя сказать, что не все иностранные мультфильмы губительны для сознания детей. Среди них можно найти добрые и качественные мультики.
В заключении, хотелось бы сказать, что исследовательская работа помогла нам разобраться, какие мультфильмы можно показывать младшим братьям, чтобы не только не навредить им, а воспитать их добрыми, отзывчивыми и любящими детьми. А главное понять, что никакие мультфильмы не заменят живого общения.
Заключение.
Исходя из поставленных задач, изучена история мультипликации, рассмотрено положительное и негативное влияние на ребенка, как отечественных, так и зарубежных мультфильмов, проведено анкетирование среди учащихся школы и их родителей.
Отечественные мультфильмы — умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.
Мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей. Мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у детей тревожность, страхи, неуверенность.
В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась, мы доказали, что не все мультфильмы оказывают положительное влияние на детей. Поэтому я рекомендую смотреть больше отечественных мультфильмов.
Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы: только качественные и добрые сюжеты помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному. Некачественные мультфильмы могут наоборот навредить – стереть границы добра и зла или приучить детей плохому.
Литература.
1.Козачёк О.А. «Мультфильмы: их влияние на психику ребенка» - Статья в интернете ссылка - https://s.econf.rae.ru/pdf/2018/11/7323.pdf
2. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31
3.Ньюфелд Г. «Не упускайте своих детей» - Издательство: Ресурс, 2012 г.
4.Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» - М.: Алгоритм, 2006 г.
5.Кривуля Н.Г. «В зеркале времени. Анимация двух Америк» - Издательство: Аметист, 2007 г.
Интернет – ресурсы.
6.Ссылка - https://sunhi.ru/vliyanie-multfilmov-na-soznanie-detej-vliyanie-multfilmov-na-psihiku-rebenka/
Приложения
Приложение 1
Анкета для учащихся начальной школы
1.Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
2.Какие у тебя любимые мультфильмы?
3. Назови мультфильмы, которые тебе не нравятся.
4. Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть отечественные или зарубежные?
А) отечественные
Б) зарубежные
5.Герои каких мультфильмов тебе нравятся, и ты хотел бы быть на них похожим?
6.Как часто ты смотришь мультфильм?
А) каждый день.
Б) иногда.
В) по выходным.
Г) редко.
7.Где ты смотришь мультфильм?
А) по телевизору.
Б) по компьютеру.
В) по DVD.
Г) в кинотеатре.
8. В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики?
А) утром
Б) обед
В) вечером
9. Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой?
А) да
Б) нет
10. Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы?
А) да
Б) нет
Анкета для родителей
Вопросы для родителей:
Какие мультики зарубежные или российский смотрит ваш ребенок?
Какие мультфильмы вы не разрешаете смотреть ребенку? Почему?
Как вы считаете, может ли мультфильм нанести вред психике ребенка? Почему?
Сколько времени ваш ребенок уделяет просмотру мультфильмов?
Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы?
А) каждый день.
Б) иногда.
В) по выходным.
Г) редко.
Какие мультфильмы вы могли бы порекомендовать для просмотра детям? Почему?
Приложение 2
Результаты анкетирования детей.
1.Любишь ли ты смотреть мультфильмы?
Вывод: Все учащиеся любят смотреть мультфильмы.
2.Какие у тебя любимые мультфильмы?
Вывод: Самые любимые мультфильмы это «Лунтик», «Три богатыря». «Колобок»
3. Назови мультфильмы, которые тебе не нравятся.
Вывод: Не нравятся мультфильмы это «Додо», «Трансформеры», «Шрек».
4. Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть отечественные или зарубежные?
Вывод: Дети смотрят советские мультфильмы - 66%.
Вывод: 80% дети не любят смотреть зарубежные мультфильмы.
5. Герои, каких мультфильмов тебе нравятся, и ты хотел бы быть на них похожим?
мультфильм | герой |
Свинки Пеппи | Свинка Пеппи |
Лунтик | Лунтик |
Храбрый рыцарь | Рыцарь |
Колобок | колобок |
Буратино | Буратино |
Чебурашка | Чебурашка |
Три поросёнка | Поросят |
Барбоскины | Лиза |
Сказочный патруль | Элис |
Три богатыря | Алёша Попович |
Маша и медведь | медведь |
Смешарики | Копатыч |
Мимимишки | Лисичка |
Фиксики | Симка |
Красная шапочка | Красная шапочка |
6.Как часто ты смотришь мультфильм?
Вывод: Каждый день смотрят мультфильмы большинство детей.
7.Где ты смотришь мультфильм?
Вывод: Смотрят мультфильмы по телевизору.
8. В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики?
Вывод: Большинство детей смотрят мультфильмы вечером.
9. Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой?
Вывод: Большинство родителей смотрят мультфильмы с детьми.
10. Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы?
Вывод: Родители не запрещают смотреть любые мультфильмы.
Приложение 3
Результаты анкетирования родителей.
1.Какие мультики зарубежные или российский смотрит ваш ребенок?
Какие мультфильмы вы не разрешаете смотреть ребенку? Почему?
3.Как вы считаете, может ли мультфильм нанести вред психике ребенка? Почему?
Вывод: Родители считают, что мультфильмы приносят вред развитию детей.
4.Сколько времени ваш ребенок уделяет просмотру мультфильмов?
5.Как часто ваш ребенок смотрит мультфильмы?
6.Какие мультфильмы вы могли бы порекомендовать для просмотра детям? Почему?
Вывод: Родители выбирают те мультфильмы, в которых больше добра, способствуют гармоничному развитию ребенка.
Отечественные: Ну, погоди! Простоквашино, Буратино, Золушка, Чебурашка, Кот Леопольд, Лунтик, Сказочный патруль.
Зарубежные: Снежная королева, Барелина, Маленький принц.
Приложение 4
Рисунки детей.
Дети нарисовали свои чувства после просмотра каналов СТС, ТНТ
Были использованы темные, мрачные краски, что говорит о тревоге, злости.
После посмотра мультфильма «Золушка». Дети нарисовали какие чувства возникли после просмотра. Были использованы яркие, светлые краски. Добрые мультфильмы оставляют добрые чувства в душе ребенка.
19