Статья «Проектный подход в реализации молодежной политики»
Вильцева Маргарита Юрьевна,
заместитель директора по УВР,
ГАПОУ СО «Уральский техникум автомобильного
транспорта и сервиса»,
г. Екатеринбург, Россия
Проектный подход в реализации молодежной политики
Российская Федерация сегодня переживает сложный период развития социально-ориентированной экономики, правового государства и гражданского общества. По Конституции РФ - социальное государство, политика которого ориентирована на развитие условий для свободного развития и достойной жизни людей. При этом обществу и государству нужно правильно определить стратегические приоритеты, в числе которых молодежная проблематика занимает одно из ведущих мест.
Российская Федерация – государство с присущей только ему многоконфессиональной структурой и многонациональностью, в которой субъекты федерации не похожи один на другой. Социальная структура каждого из субъектов особенна и неповторима многообразием традиций и обычаев. Россия исторически сформировывалась на основе общности территории, социальных отношений, уклада экономической жизни, языка и культуры многонациональных народов.
Молодежь является самым активным населением, с точки зрения того, что в их сознании много идей, которые отличаются современностью и практичностью применения, они полны энергии, амбиций. Поэтому задачей государства является принятие мер, которые направят деятельность молодежи в правильное русле, а именно проведение молодежной политики на уровне не только государства, но и на региональном и местном уровнях.1
Молодежная политика государства – это одно из направлений деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансового, экономического, организационно-управленческого, кадрового и научного характера, реализуемое на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленного на воспитание молодежи, расширение ее возможностей для самореализации, а также достижения и поддержания развития, национальной безопасности государства.
Молодежь является заинтересованным и активным участником преобразований, которые происходят в стране. Развитие позитивных тенденций в молодежной среде и применение потенциала инновационной активности молодежи в интересах формирования гражданского общества могут быть устойчивыми только при условии формирования государственно-общественной адекватной системы социализации молодежи.2
В условиях инновационной направленности развития рыночной экономики проектное управление становится все более актуальным, поскольку для реализации определенных целей и задач необходимы специфичные технологии управления. Проектный подход является одной из таких технологий.
Важной особенностью проектного управления является достижение целей в условиях ограниченности ресурсов. Сегодня проектное управление, как практика, успешно применяется как в экономически развитых странах, так и развивающихся. Область применения проектного подхода достаточно велика, практически во всех сферах экономической и социальной деятельности.
Появление проектного управления было обусловлено необходимостью проведения масштабных преобразований в оборонной сфере. Именно здесь были предложены основные подходы и методы управления проектами. Позже эти инструменты стали активно применять не только на предприятиях государственного сектора, но и в бизнесе.
Современные тенденции в управлении проектами характеризуются активным сотрудничеством государственных структур и бизнеса в области проектного управления. А также отмечается внедрение методологии проектного подхода в органы государственного управления.
В Российской Федерации в последние годы делается существенный акцент на применении проектного подхода для реализации государственных программ. Государственные программы рассматриваются как инструмент взаимодействия между стратегическим и бюджетным планированием.
Государственные программы включают в себя сложный комплекс целей и задач, инструменты государственной политики, обеспечивающие стратегические приоритеты в социально-экономической сфере.
Реализация государственных программ в России направлена на улучшение качества жизни, развитие инноваций и модернизацию экономики.
Опыт проектного управления в России существует и пользуется популярностью. Тем не менее, проектный подход не должен становиться кампанейщиной. Такой подход должен применяться там, где можно «пощупать результаты», а для реализации институциональных реформ использовать его сложнее.
Уход от управления по поручениям позволит освободить время чиновников для более важной работы. Сейчас на исполнение поручений у них остаётся лишь 10–15% от отведённого времени, а остальное уходит на общение с контролирующими органами. Объём рутины в ведомствах запредельный. Сейчас на такую рутину, в том числе разнообразную переписку, уходит 80% времени госслужащих, а должно уходить 30%, ещё по трети должно приходиться на стратегическое мышление и формирование человеческого капитала.
Стоит отметить, что с недавних пор организации госсектора получили дополнительную возможность обмена опытом, лучшими практиками, способствующими повышению эффективности работы госорганов: начиная с 2014 года, Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и другими организациями-партнерами проводится ежегодный конкурс «Проектный олимп», целью которого является поддержать и популяризовать лучшие практики проектного управления в госсекторе. Конкурс проводится по ряду номинаций, и каждый год их становится всё больше, что делает участие в данном мероприятии доступным для более широкого круга участников.
Ежегодно проходят конференции и вебинары, посвященные практике применения проектного управления в государственном секторе, на которых обсуждаются новые проблемы проектного менеджмента в органах власти, способы их преодоления и, конечно же, последние достижения. Так, создана открытая, независимая площадка для общения, обмена и распространения опыта в области эффективного управления проектами, созданы условия для обмена представленным опытом между организациями государственного сектора и иными заинтересованными сторонами.
1 Васильева, В. М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 441 с.
2 Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для академического бакалавриата / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 494 c.