Статья «Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство реализации компетентностного подхода в начальной школе»
«Проектно-исследовательская деятельность краеведческой направленности как средство реализации компетентностного подхода в начальной школе»
Курносенко Виктория Ивановна, учитель начальных классов БОУ г. Омска «СОШ № 40», г. Омск, tory-omsk@mail.ru,
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по ее освоению»
В.Г. Белинский
Изменчивость и динамичность современного мира, ускорение темпов развития, многообразие существующих в нем связей предъявляет новые требования к сфере образования. Школа сегодня стремительно меняется, пытается идти в ногу со временем. Поэтому важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими подходами, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.
Это требование времени нашло отражение в Федеральном законе «Об образовании», в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Мы разделяем точку зрения А.В. Хуторского, Г.В. Селевко в том, что введение образовательной компетенции в систему образования позволит решить проблему, когда учащиеся хорошо усваивают теоретические знания, но затрудняются применять их на практике для решения проблем.
Формирование образовательных компетенций учащихся школы, среди которых важное место должна занимать проектно-исследовательская деятельность, является актуальным вопросом современной российской педагогической науки, ему посвящены исследования таких учёных как, В.В. Краевский, Г.В. Селевко, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.А. Зимняя и другие.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. При изучении сущности вопроса мы опираемся на определение понятие «компетенция» с образовательной точки зрения. В «Стандарте» сформулировано следующее рабочее определение понятия «компетенция»: «готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач».
В современной педагогике также выделяется понятие "компетентность", которое фактически представляет собой личностное отношение к деятельности, мотивы и ценностные ориентации, способности и характеристики личности. Мы определились, что компетенция и компетентность представляют собой единое целое и предлагаем использовать термин "компетенция" для обозначения совокупности знаний, умений, качеств личности и опыта деятельности.
Методологическая основа нашего опыта представлена несколькими уровнями:
1. Философский - (наличие области непознанного, что определяет понимание бесконечности процесса познания)
2.Теоретический - (труды педагогической и возрастной психологии о деятельностном подходе к развитию личности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский); личностно-ориентированное обучение (Я.А. Якиманская), работы А.В.Хуторского, который определяет семь ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, личностная, коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, социально-трудовая.
Приоритетное направление в работе с младшим школьником, по моему мнению: формирование учебно-познавательной, информационной, коммуникативной компетенций.
3. Технологический - (работы по проблеме использования метода проектов в учебно-воспитательном процессе (Н.Ю. Пахомова., И.С.Сергеев, Селевко Г.К.), технология исследовательской деятельности (А.Леонтович), работы по использованию исследовательского метода обучения младших школьников (А.И.Савенков).
4. Предметно-методологический - (методологию системного подхода (В.П. Беспалько, Э.В.Ильенков, Л.И. Новикова), вопросы экологического образования в начальной школе Л.П. Симонова, экологические проекты И.В.Цветковой, вопросы школьного краеведения - В. Дихтерев, А.А. Огородников, А.Н. Алексеев).
5. Психологический - (психологическую теорию о приоритете деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина); зависимость активности субъекта от его интереса к объекту деятельности; развитие проектного мышления (М. Битянова)
В соответствии с данной концепцией педагоги нашей гимназии начали организацию по переходу на компетентный подход к образованию. Специфика компетентного обучения заставила изменить методику обучения, состоящую в том, чтобы прослеживались условия происхождения данного знания. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательного учреждения технологий и методов на основе проектной и исследовательской деятельности.
Как же осуществить переход от предметно-знаниевой к более целостной модели? Современная дидактика рассматривает реализацию компетентностного подхода через образовательные программы.
Остановимся на общих характеристиках образовательной программы спецкурса «Школа научных изысканий» в системе работы с одаренными детьми «Взлетная полоса». Цель программы «Взлетная полоса»: трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования его общих способностей.
Мы представляем один из разделов программы «Взлетная полоса» - спецкурс «Школа научных изысканий». Цель спецкурса «Школа научных изысканий»: формирование компетентности младших школьников в области исследовательской и проектной деятельности как способе познания окружающей действительности. Программа спецкурса «Школы научных изысканий» по содержательной тематической направленности является надпредметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – от коллективной к групповой и индивидуальной, по времени реализации: долгосрочной (период начальной школы).
Содержание спецкурса представлено в двух тесно взаимосвязанных и вместе с тем автономных разделах: курс «Любопытные Варвары» (основы учебно-исследовательской деятельности) и школьная лаборатория «Мой проект» (основы проектной деятельности).
Как же реализовать принятые нами научные подходы на практике? Главным приоритетом в этой инновационной деятельности для нас является краеведение. Опыт работы в течение ряда лет позволяет считать краеведение отправной точкой обучения, воспитания и развития маленького сибиряка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес, так как нет другого такого всеобъемлющего средства образования и воспитания человека, которое включало бы природу и историю, хозяйство и политику, культуру и жизнедеятельность людей родного края. Идея обращения к краеведческому материалу в школьном обучении нашла свое отражение в педагогических трудах Л. Н. Толстого, К.Д.Ушинского и др.
В настоящее время имеется большое количество работ, посвященных различным аспектам школьного краеведения. Для нас особую значимость имеет позиция, что краеведческая работа сочетает в себе теоретическую подготовку с активной практической деятельностью по познанию окружающей действительности.
Цель школьной лаборатории «Мой проект»: создание условий для формирования умений и навыков проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации. Ведущим направлением является внеурочная проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе подкреплена любознательностью младших школьников, а также мотивированностью родителей показать успехи своих детей.
Учениками подготовлены проекты, соответствующие тематике курса «Окружающий мир»: индивидуальные проекты различной тематики: «Животноводство и растениеводство в Омской области» (Настя Б.., Даша М..), «Промышленность города Омска» (Тимофей С.). На занятиях спецкурса разработаны проекты «Лекарственные растения Омской области» (Валя К.), «Создание визитки города Омска» (автор Егор Н.), «Моя любимая команда «Авангард» (автор Никита В..); индивидуальные проекты на одну тему - «Зеленая аптека Прииртышья».
Н.Ю. Пахомова отмечает, что «любой проект приобретает неповторимое, личностное при реализации его в новой обстановке и с другими детьми, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее, описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какие условия его применения должны сложиться для получения ожидаемого успеха». [3]
Одним из наиболее значимых проектов, который оказал позитивное воздействие на духовно-нравственное становление личности младшего школьника, является информационный проект филологического направления «Энциклопедия слова «Сибирь». На одном из занятий члены спецкурса были введены в проблемную ситуацию: «В мире существует огромное количество энциклопедий по разным областям знаний, но во все этом многообразии нет энциклопедии одного слова. А можно ли ее создать?» Нас заинтересовало слово «Сибирь», оно ассоциируется с чем-то величественным, могучим, в нем есть какая-то тайна, особое звучание, и увлекла проблема создания энциклопедии слова «Сибирь». Как она будет выглядеть, какие разделы в нее войдут?».
Используя классификацию М. Битяновой, мы определили ее как проблему, похожую на мозаику. «Это проблемы, которые могут быть разбиты на более или менее независимые смысловые части. Проблема решается в целом, когда решается каждая ее часть». [1] На этапе разработки шагов проекта сформировались основные разделы будущей энциклопедии:
Этимология слова «Сибирь»
Родственные слова к слову «Сибирь»
Собственные имена со словом «Сибирь»
Фразеологизмы со словом «Сибирь»
Фольклор со словом «Сибирь» (частушки, пословицы, загадки, сказки, легенды)
Литературные произведения со словом «Сибирь» (стихи)
Высказывания великих людей о «Сибири» и др.
Работа над созданием энциклопедии дала возможность прикоснуться к таким разделам языкознания как «Этимология, «Ономастика», «Морфемика и словообразование». Дети узнали, что тайна имени «Сибирь» до сих пор не раскрыта, что обычные слова достойны изучения и внимания «как неизведанные страны». На примере раздела «Собственные имена» (поиск названий, содержащих слово «Сибирь» или производных от него) дети приходят к философским открытиям: «Из малого рождается великое», «Процесс познания бесконечен».
Проектная технология является технологией, ведущей ребенка по ступенькам от проекта к проекту. Проект был запущен на занятиях спецкурса как индивидуальный, но по ходу в него включился весь класс, который искал и иллюстрировал найденный языковой материал (пословицы, стихи). На следующий учебный год он трансформировался в групповой (создали макет «Энциклопедии») и индивидуальные (практико-ориентированные) проекты. Практико–ориентированные проекты отличает четко обозначенный результат, который «осязаем». Это продукт, готовый к использованию. Мы «выпустили» диски: «Гимны со словом «Сибирь», «Песни со словом «Сибирь». Ребята под руководством взрослых создали макет «Энциклопедии» (творческая группа из четырех человек трудилась над его созданием). В перспективе организация Фестиваля проектов «Сибирь, мой край родной», где сами собой уже сформировались темы будущих проектов: «Топонимы со словом «Сибирь», «Volga Siber: прошлое, настоящее, будущее» и др.
Уникальность этой работы заключается в том, что данный подход может быть легко перенесен на языковой материал любой местности: «Энциклопедия слова «Волга»», «Энциклопедия слова «Москва»», а поле деятельности широко и многолико, как наша необъятная страна.
При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Данная модель реализована в содержании мини-курса «Любопытные Варвары». Цель курса: создание условий для организации исследовательской деятельности младшего школьника.
Выбор тем обоюдно мотивирован интересом к ней и учеников, и педагога. В какой-то мере это может напоминать традиционные отношения «мастер-ученик». Стараемся, чтобы тема представляла интерес для учащегося не только на данный, текущий момент, но и вписывалась в общую перспективу развития ученика, находилась в «зоне ближайшего развития».
Исследовательские работы по окружающему миру также, в большей степени, носят краеведческую направленность: «Окраска и строение бабочек – приспособление к окружающей среде» (Егор О.), «Появление потомства у животных-эмигрантов в условиях Большереченского зоопарка» (Таня П.).
Исследовательская работа на занятиях спецкурса, как правило, строится по пути углубления содержания деятельности. Так, в 2020-2021 учебном году учащимися школы была подготовлена исследовательская работа на тему «Имя на карте», в 2021-2022году содержание работы было углублено за счет классификации топонимов по историко-языковых группам. Она получила название «Язык земли». Заключительным этапом стал исследовательский труд «Особенности сибирских топонимов». На примере развития темы этой мы доказали факт, что многолетняя исследовательская работа по одной теме с углублением её содержания может осуществляться даже в условиях начальной школы.
Еще один вид - межпредметные исследования, которые разрабатываются на стыке нескольких учебных дисциплин и требуют от обучающихся большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков. Примером могут служить работы: «Почему синица – синица? (Егор Н.)», «Происхождение названий растений» (автор Настя М..), предмет исследования которых находится на стыке нескольких учебных дисциплин, поэтому при необходимости может трансформироваться в любое направление: естествознание, филология, история, краеведение.
Тематика исследовательских работ краеведческой направленности представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
Краеведение может плодотворно развиваться в том случае, если будет опираться на научные знания и будет связано с задачами государства. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях.
Но как этого достичь? Как за необходимой суммой знаний увидеть красоту природы, облик территории, как «за деревьями не потерять леса»? Для обучения важны мысли, а для воспитания – чувства. Что же объединяет мысли и чувства? Конечно же, образ! «Учитель должен учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса» (К.Д. Ушинский). Исследование «Образ Сибири глазами юного омича» вводит нас в мир «географических образов», возникающих в воображении учеников 3 «А» класса. В работе ставится цель - создание калейдоскопа образа «Сибирь» на основе приемов учебной деятельности (одно из толкований слова «калейдоскоп» - «меняющиеся красивые симметричные узоры»). На основе изученных литературных источников ученики мини-курса «Любопытные Варвары» определяют стратегию работы над созданием положительного образа Сибири. Эта проблема (по М. Битяновой) была определена нами, как, «похожая на снежинку, это проблемы (чаще всего — творческие, продуктивные по своей сути), которые могут решаться самыми различными путями».
На первом этапе: мы изучили работы ученых по образу территории, определили состояние исходного образа региона у учеников нашего класса
Используя исследования омских ученых-географов, в частности, Саренко Г.И., заведующей кафедрой естественно-географического образования БОУ ДПО «ИРООО», были определены условия, необходимые для создания положительного образа региона, а именно: отбор положительной информации о территории, организация практической деятельности обучающихся, выбор приемов формирования образа территории.
Рисование, фотосъемка, тексты художественных произведений, музыка, Интернет, СМИ – вот средства формирования образа региона. Работа с картой – это ключевой приём формирования образа территории. Суть его состоит в том, чтобы нарисовать образ территории, выражая собственные ассоциации, используя «дары географической карты». Контуры территории дают огромный потенциал для творчества. Фотосъемка удивительных местечек нашего края, аппликационные работы, конкурс чтецов «Сибирь, земля моя без края», сочинение легенд «Рождение Сибири» и стихов, создание кроссвордов и ребусов дало возможность организовать познание в единстве чувственного и рационального.
Эффективность данной работы заключается в том, что при включении детей в деятельность, происходит положительная динамика в развитии детского образа, который «сгущается» и «ветвится» (по Замятину Д.Н.) за счет появления новых представлений. Диагностичность цели предполагает возможность зафиксировать изменения в учениках, которые произошли в результате деятельности, организованной педагогом и членами спецкурса. Учащиеся отходят от исходных ассоциаций «снег, лес и мороз» и подходят к более образным выражениям «остров», «ледяной цветок», «кит». Итогом практической деятельности стал сборник детских работ «Калейдоскоп образа «Сибирь», в нем представлены материалы за 2019-2023 учебный год. Данное исследование является открытым: апробированы лишь некоторые условия и средства формирования положительного образа территории.
На наш взгляд, такое направление учебно-исследовательской деятельности, где «материалом для исследования» становятся образы учеников начальной школы, можно рассматривать как один из путей гражданско-патриотического воспитания, способ развития регионального самосознания.
Практическая значимость исследования заключается в том, что, используя данную технологию, можно сознательно формировать у младшего школьника имидж региона. А ведь в настоящее время географическое моделирование образа региона является наиболее перспективным направлением развития, не только в российской, но и в мировой географии и экономике.
Оценка качества результатов проектно-исследовательской деятельности представляет собой отдельную проблему. Эти характеристики не имеют однозначного толкования и методик оценки их развития.
Одним из вариантов показателей эффективности проектно-исследовательской деятельности являются результаты выступлений учащихся на конференциях, конкурсах, турнирах и т.д. (внешняя диагностика). ПРИЛОЖЕНИЯ 2,3
У младших школьников, посещающих спецкурс к концу начальной школы формируются (внутренняя диагностика):
- Учебно-познавательные компетенции:
выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?», увидеть проблему, провести самоанализ, обоснованный выбор способа или метода, пути деятельности, планирование своей деятельности.
- Информационные компетенции:
Структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск информации по каталогам, контекстный поиск в Интернет, формулирование ключевых слов
- Коммуникативные компетенции:
Слушание и понимание других, выражение себя, нахождение компромисса, взаимодействие внутри группы.
Достигнутые результаты показывают, что через технологию организации проектно-исследовательской деятельности можно создать условия для самореализации учащихся и учителя, осуществления сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» появляется «исследователь-исследователь».
Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Именно проектно-исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Битянова М.. Развитие проектного мышления http://psy.1september.ru/articlef.php?ID=200203008
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm
3. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя http://schools.keldysh.ru/labmro/web20021/pahomova.htm
4. Савенков А.И.Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-8 М: Педагогический университет «Первое сентября», 2007 г.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
6. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. Теория и методика внеурочной работы. – М.: Педагогическое общество России, 2000
6