Конспект урока русского языка «Путешествие в царство Осени» (10 класс)

1
0
Материал опубликован 4 November

«Урок – путешествие в Царство Осени»

Тема урока: «Состав слова».

Цель: повторить и закрепить знания по теме

Задачи:

- формирование умений и навыков нахождения частей слова;

- развитие и коррекция речи в ходе составления слов, внимания, мышления в ходе распределения правил для урока;

- воспитание мотивации к учению.

Оборудование : картины осени, раздаточный материал, ноутбук, паровозик « Состав слова», сигнальные карточки.

Тип урока : урок закрепления знаний и умений.


 

Ход урока:

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

Надя читает стихотворение:

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше.

Но пусть в нашем классе Вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам Вас сегодня встречать,

Начнём же урок – не будем зря время терять.

- Будем надеяться , вместе с ребятами, что настроение у наших гостей хорошее, а будет ещё лучше.

Психологический настрой.

- Послушайте историю.

В класс пришёл новый ученик. Учительница посадила его с Таней Ивановой. Помолчала Таня немножко, а потом тихонько похвастала:

-Я умею на пианино играть.

- Умею на одной ножке крутиться.

- Петухом кукарекать.

- Кошку дрессировать и ещё лепёшки с вареньем печь.

- А ты что умеешь?

- Учительницу слушать – ответил новичок.

- Ребята, какое умение важнее всего на уроке?

Ответы детей.

- умение слушать внимательно

- говорить грамотно

- писать красиво

- Сегодня на уроке вы должны соблюдать эти правила.

- Ребята, у нас необычный урок. Урок – путешествие. А отправляемся мы с вами в Царство Осени. (слайд) Путешествовать будем на поезде , по пути выполняя различные задания. И если всё правильно сделаем, то к нашему поезду будут добавляться вагончики.

- А сейчас давайте узнаем , какая тема урока сегодня. Чтобы узнать тему вам нужно решить следующую логограмму. Перед вами набор букв (Слайд), нужно составить слова, используя только заглавные буквы.

СоеСвфТаеАбгВ СвпЛеуОбгВоуА (раздаточный материал)

- Что у вас получилось?

- А теперь хором произнесите, что у вас получилось?

- Надя, полный ответ ? (Тема сегодняшнего урока Состав слова)

- Правильно , ребята, тема сегодняшнего урока Состав слова (слайд )

- Как вы думаете , какие задачи урока стоят перед нами? (вспомнить состав слова, научиться правильно выделять части слова) (слайд )

2.Повторение .

Прежде чем отправиться в путешествие, давайте проверим домашнее задание и повторим пройденный материал. Проверим, сможете ли вы справиться с заданиями, которые встретятся нам на пути.


 

- Ребята, а какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс, окончание, основа)

- Правильно, молодцы.

- А сейчас я читаю правила, а вы, поднимаете карточку с нужной частью слова.

Общая часть родственных или однокоренных слов. (корень)

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.(окончание)

После корня он стоит,

перед окончанием,

его я если заменю,

другое слово получу. (суффикс)

4.Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (приставка)

- Ребята, а какую часть слова мы с вами не назвали? (основа) А что такое основа слова? (часть слова без окончания)

- Порядок разбора состава слова. (слайд 4)

- Чтобы начать разбирать слово по составу с чего мы начинаем?

1. Определить, к какой части речи относится разбираемое слово.

- После того как определили часть речи, находим что?

2. Найти окончание (если оно есть в слове)

- Нашли окончание. Переходим к …

3. часть слова без окончанияt1762263034aa.jpg t1762263034ab.jpg. Это основа слова.

- Выделили основу, затем выделяем..

4. Найти корень

- Выделили корень , переходим к ..

5. Найти приставку

- И последним выделяем …

6. Найти суффикс


 

- Молодцы , ребята.

Как я уже сказала, мы путешествуем в царстве осени. Осень – прекрасная пора. Последние деньки радуют нас мягким теплом. Какой сейчас месяц? (ноябрь)

Назовите приметы осени. (Опадают листья, улетают птицы, становится морозно на улице, идут дожди). Назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).

Посмотрите, как изображают осень художники. (картины на доске). Если ранняя осень какие краски используют художники (яркие, теплые). А если поздняя осень, как сейчас у нас за окном, то какие краски будет использовать художник? (Холодные, серые, грязные). Молодцы, ребята предлагаю вам сесть поудобнее и послушать отрывок из музыкального произведения великого композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года». Это произведение посвящено осени. Вот так звучит осень в музыкальных произведениях. (слайд )

Под эту музыку мы и отправляемся с вами в путешествие. (убавить звук)

Запишем число, классная работа – под музыку.

- Перед тем, как начнем вести свои записи в тетрадях, выполним пальчиковую гимнастику:

- Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы по очереди начиная с большого на обеих руках)

- Будем листья собирать (разжимаем и сжимаем кулачки)

- Листья березы,

- Листья осины,

- Листья рябины,

- Листья тополя,

- Листики дуба мы соберем (загибать по очереди пальцы обеих рук начиная с большого)

- Маме осенний букет отнесем (перебирать пальцами по столу, как бы шагая).

- Молодцы, а теперь записываем число и классная работа. Спинки держим прямо, тетрадь под наклоном, локти держим на парте, не на весу.

Дежурный звук : Предлагаю вам отгадать загадку

Если с неба дождь стеной

Ты скорей его открой

И останешься сухой (зонт)

- Ребята, с какой буквы начинается отгадка? (Буква ЗЭ, звук зззз)

- При произнесении звука ззз наши губы растянуты в улыбку (повторяем за мной), язык упирается в нижние резцы, воздух проходит вдоль языка. Произнесем звук ззз…используя правильную артикуляцию и положение языка.

- Давайте дадим характеристику звуку З. (Согласный, парный звонкий, парный твердый. )

- Я читаю вам скороговорку, затем все вместе …

Звенит звонок, зовет звонок и Зоя мчится на урок.

- Ребята, а посмотрите как правильно писать букву Зэ, запишите строчку с заглавной и строчной буквой з. (слайд)

ФИЗМИНУТКА (подвижная) – танец с листьями.

- Ребята, вы много говорили и почти не двигались, наши ноги и руки устали, предлагаю встать тем кто может, остальные на местах и вместе со мной подвигаться под музыку.

Закрепление.

- Ребята, что есть общего у кустов, деревьев и у слов? (корень). Как называется первая остановка?

- Правильно, первая остановка. Корень слова.

На пути нам встретилось дерево с однокоренными словами, оно мешает нам проехать дальше. Чтобы добраться до второй остановки нам нужно найти лишнее слово. Прочитайте слова, расположенные на дереве. (слайд )

Листва

Листья

Лист

Листок

Листочек

Листовой

Лесник

- Давайте найдём лишнее слово. Почему слово Лесник оказалось лишним? (потому что у него корень лес, а у остальных лист)

- Назовите корень.

- Запишите лишнее слово в тетрадь и выделите в нем корень.

- Как называются слова с одинаковым корнем? (однокоренные)

- Запишите по одному понравившемуся слову в тетрадь. Выделите корень слова.

Катя Б выделит корень у слова Листок у доски.

Сделаем вывод, ребята : корень – общая часть родственных слов. (слайд )

Задание выполнили правильно – добавляем один вагончик.

Движемся дальше.

Вторая остановка. Окончание.

На этой остановке нас встречает Доктор Айболит. Сейчас осень, многие болеют простудными заболеваниями, гриппом. Он хочет рассказать вам о пользе (показать чеснок) Чего? чеснока.

Чеснок. (слайд ) – Гоша читает

В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Чесноком лечат кашель, простудные заболевания, насморк. Добрая слава у чеснока.

- Слайд . Ребята, во всех формах слова чеснок будет иметь какой корень? (чеснок)

- С помощью какой части слова образовалась новая форма слова чеснок? (с помощью окончания)

- Выделите и Назовите окончания во всех выделенных словах (ответы по одному)

Сделаем вывод: окончание – изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. (слайд 9)

Задание выполнили правильно – добавляем вагончик.

Третья остановка «Оздоровительная» . (слайд )

Физминутка для глаз.

Электронная физминутка для глаз .

- Ребята, посмотрите, как опадают последние листочки с дерева. Следим за листочками только глазками.


 

- Отправляемся дальше. И следующая остановка

Четвёртая остановка «Суффиксное поле». (слайд ) (устно)

Но мост, по которому можно проехать размыло осенним дождём.

На одном берегу остались корни , а на другом – суффиксы.

Мост

Ветер ик

Снеж ок

Мороз ец

Чтобы восстановить мостик, нужно соединить корни с суффиксами. Попробуем образовать по одному слову (с проговариванием) и выделяем суффиксы

- Берем корень МОСТ присоединяем к нему суффикс ИК получаем новое слово МОСТИК

Сделаем вывод : суффикс – часть слова, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов.

Задание выполнили правильно – присоединяем вагончик.

Пятая остановка «Цветок Приставочный» (слайд )

Устно.

- Ребята, а о какой части слова пойдёт речь на данной остановке? (приставка)

- Правильно, речь пойдет о приставке.

На этой поляне растёт цветок, называется Приставочный.

- На его лепестках – находятся приставки (за, вы, из, на, об)

Образуйте с помощью этих приставок и корня - уч (ить) – новые слова.

К корню УЧ добавляем приставку ЗА образовалось новое слово ЗАУЧИТЬ

Сделаем вывод: Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (слайд 12)

Задание выполнили правильно – прицепляем вагончик.


 


 


 

- Ребята, мы с вами проехали все части слова.

А теперь давайте поставим наши вагончики так, как они стоят в слове, по порядку. Что стоит в начале слова, после приставки, после корня, после суффикса.

НАДЯ у доски собирает правильно вагончики, а дети с помощью сигнальных карточек . Проверка.

Шестая остановка «Почтовая» (слайд )

Телеграмма из леса.

Ребята, пока мы работали с вами над составом слова, осень принесла с собой конверт. Давайте узнаем, что в нём.

Телеграмма. – Ильшат читает.
Наступили первые холода . С деревьев дождём сыплются листья. Лужицы покрылись тонким льдом. Перелётные птицы торопятся улететь в тёплые края.

- Ребята , о каком времени года говорится в телеграмме. А как вы догадались , что это осень?

- Прочитайте второе предложение. Все ли слова вам знакомы и понятны?

Давайте посмотрим значение слова СЫПЛЮТСЯ. (слайд)

- Попробуйте заменим данное слово другими синонимами. А что такое синонимы? (близкие по значению слова, но разные по написанию) (слайд)

- А сейчас запишите первое предложение к себе в тетради.

- Давайте выделим главные члены предложения. А что относится к главным членам? (подлежащее и сказуемое). Что такое подлежащее, как выделяем в предложении, на какие вопросы отвечает. Что такое сказуемое, на какие вопросы отвечает, как выделяем в предложении. Подчеркните подлежащее и сказуемое в предложении.

Костя запиши слово холода у доски, разберем по составу. (слайд с разбором)

Лужицы, холода – морфемный анализ

Итог урока

Ребята, наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться в класс.

ВЫ молодцы, хорошо сегодня поработали.


 


 

- Давайте с вами вспомним какие части слова мы сегодня повторили (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа)

- Все ли поставленные задачи были решены?.

Много осень рассыпала листьев: золотых, красных, зелёных. Давайте мы свою работу сегодня оценим с помощью осенних листочков. Наше дерево засыпает до весны. Зимой ему будет сниться новая листва. Давайте мы приклеим к нему наши листочки. Если вы выполнили все задания на уроке – повесьте красные листочки. Желтые листочки – если задания выполнены частично. Зелёные листочки – задания вам показались сложными.

Оценки за урок. Аргументация.

Задание на дом: карточки со словами.

Костя и Надя – записывают текст в тетрадь. В 4 и 5 предложении выделяют грамматическую основу и выделенные слова разбирают по составу.

Остальные работают в карточках, выделяют части слова.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ГКОУ «С(К) ШИ №5»


 


 


 

Урок русского языка

в 10 а классе

на тему

«Состав слова».


 


 


 


 


 


 


 


 

Провела : учитель русского языка и чтения

Рыжкова Юлия Геннадьевна

Самоанализ

урока русского языка в 10 а классе на тему «Состав слова»

Урок «Путешествие в Царство Осени»

Цель: повторить и закрепить знания по теме.

Задачи:

- отработать умения образовывать слова с помощью разных частей слова;

- развивать и корректировать речь в ходе составления слов, внимания, мышления в ходе выполнения задания «Лишнее слово», разбора слов по составу, разгадывания слова;

- воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование : картины осени, раздаточный материал, ноутбук, паровозик

« Состав слова», сигнальные карточки, доска, учебник..

Тип урока : урок закрепления знаний и умений.

В 10 а классе 8 человек : 2 девочки, 6 мальчиков . Программа обучения – 8 вид ( для детей с умственной отсталостью)

Уровень знаний по предмету:

Хороший – Клящин, Степанова, Безмельницын

Средний – Бабина , Махмутов, Шорин, Лапшин, Новиков

Дети в классе имеют проблемы с речью. Для них очень сложно делать самостоятельно выводы, строить предложения и полные ответы. Они практически всегда повторяют за учителем. Отвечают на наводящие вопросы односложными предложениями или только да, нет. Приходится постоянно направлять их и требовать полные ответы. Некоторые из них стесняются отвечать или начинают замыкаться и молчать, поэтому часто прибегаем к ответам хором.

Для эмоционального и положительного настроя на урок я использовала чтение истории и стихотворения.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока с помощью решения логограммы и ставят задачи урока. Решение логограммы развивает внимание детей, так как они ищут скрытые слова из предложенных букв.

Для развития памяти и внимания детей на этапе проверки домашнего задания использовались сигнальные карточки.

Для общего развития детей использовала музыку П.И.Чайковского «Времена года», работа с картинами художников.

Для развития речи детей в конце каждой остановки делали вывод – определение части слова.

Пополнение словарного состава детей происходило с помощью определения значения слова сыплются и подбора синонимов к нему.

В целях охранительного режима были проведены физминутки – для кистей рук и электронная физминутка для глаз, подвижная физминутка в виде танца с листьями.

Считаю, что подобранный для урока материал был доступным, интересным, связанным с жизнью, с природой , а именно с осенью.

Учащиеся, которые передвигаются самостоятельно поработали у доски.

На уроке с детьми велась коррекционная работа, осуществлялся дифференцированный подход.

Считаю, что дети не устали, так как задания были несложными, разнообразными. Осуществлялась частая смена видов деятельности.

Дети старались быть активными на уроке. Были внимательны, собраны на протяжении всего урока. Все упражнения, запланированные на урок, выполнили.

Итоги урока подведены.

Оценки выставлены, объявлены детям.

Домашнее задание задано.

Считаю, что цели урока достигнуты.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.