12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Акатова Ирина Анатольевна3434
Акатова Ирина Анатольевна.Социальный педагог высшей категории, учитель ОДНРК и ОРКСЭ , педагог -психолог МОУ Степановской СОШ имени Н.К. Иванова муниципального Галичского района Костромской области
Россия, Костромская обл., Галичский район, д Степаново

Этика и нравственность как категория духовной культуры.

Слово «этика» происходит от греческого ethos — «нрав», «характер», «обычай». Его ввёл в обиход Аристотель, который назвал этическими добродетели человека, проявляющиеся в его поведении, — мужество, благоразумие, честность, а этикой — науку, изучающую эти качества

Этика – это философская дисциплина.

Предметом исследования и изучения этики являются нравственность и мораль.

 Нравственность - внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.

Обычно, когда по телевизору или в газете, или на просторах интернета появляются сообщение о каком-либо очень значимом событии и этому событию дается оценка, довольно часто можно встретить выражения «этичный поступок» (если говорят о хороших делах) или «неэтичный поступок» (если говорят о действиях, имеющих негативный окрас).

Рассмотрите картинки и сделайте вывод, какие из них подходят к выражению «этичный поступок» или «неэтичный поступок»и почему?


1

2

3

4

t1702213774aa.jpg

5

6

7

8

2. В современном мире трактуют

Этика – это наука о морали и нравственности, о добре и зле, о правильном, культурном, поведении.

Этика – наука, изучающая моральные нормы.

( Выпиши понятие в тетрадь) Основные этические нормы:

«золотое правило нравственности»: поступай с другими так, как хочешь, чтобы с тобой поступали;

Вежливость ,корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность,

культура общения и др.

Этика имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность.  Всего их семь:

•      Добро и зло. Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;

Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;

Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. Совесть (что это такое?) считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;

•      Личное достоинство, уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;

Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;

Свобода (что это?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;

Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

Составим таблицу

этика









Жизнь людей, их взаимодействие друг с другом регулируют не только писаные законы, но и негласные правила поведения, общения в различных ситуациях. Совокупность таких норм, не прописанных в документах, но регулирующих поведение человека называют моралью и нравственностью

Мораль – это набор правил поведения, в основе которых лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые. Всегда, когда говорят о морали, имеют в виду две категории – добро и зло, с точки зрения которых и определяют, правильно поступил человек или нет.

Мораль контролирует отношение человека: к другим людям; к животным; к природе.

Моральный поступок – это поведение, которое направлено на помощь кому или чему-либо, строится в соответствии с позиции добра и справедливости, не нарушает права других людей.

Представим в виде таблицы мораль и нравственность, их соотношение.

Мораль

Нравственность

Относитесь к другим так, как хотите, чтобы относились к вам.

Человек вежливо общается с другими людьми и ждет от окружающих такого же поведения по отношению к себе.

Проявляйте уважение к старшим.

Человек помогает пожилым людям донести сумку, открывает двери, уступает место в общественном транспорте.

Не воруйте.

Человек не берет чужого, спрашивает разрешения хозяина вещи перед тем, как пользоваться ею.

Дополни предложения.

Моральные нормы - различные нормы, которые приняты в ……………, которые

помогают отличить добро от … …., справедливое от  …………….. Эти нормы помогают понять, что можно, а что … ………..Моральные нормы не имеют …. …. . Человек должен сам научиться отличать добро от…хорошее от … . Как? Читая … ., слушая …. , соблюдая …. ,общаясь с другими  …. Все законы основаны на ….. За соблюдением законов гражданами в государстве следят ……. . Организаций, следящих за исполнением … и правил конечно нет . .

Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали: родители, учителя, друзья и, конечно,

Слова для справок: зло, общество, оформление, книги ,нельзя, плохое, несправедливость, родители, законы государства, люди, моральные нормы, полиция, суды, прокуратура, САМ Человек,

Тест

1.Набор правил поведения, в основе которого лежит подразделение всех человеческих поступков на справедливые и несправедливые:

1.Закон.2. этикет.3 мораль 4 традиция

2. Мораль призвана контролировать отношение человека: 1. К другим людям, 2 к животным. 3 к природе 4. Ко всему перечисленному

3. Моральный поступок: 1. совершается в соответствии с понятиями добра и справедливости2. совершается, исходя из собственных интересов 3.не учитывает права других людей4. совершается, исходя из собственных интересов

4. Моральным можно назвать поступок:1. Купил хлеб, 2 пришел в школу 3. помог донести пожилой женщине тяжелую сумку 4. Получил пятерку по математике

5. Нравственность проявляется: 1. В идеях 2. Реальных поступках 3.в теории 4. Разговорах

6. Нельзя назвать моралью: 1.не воруйте 2. Не ври 3. Соблюдай технику безопасности 4. Уважай старших

7.Наукой о морали и нравственности является: 1.этика, 2 эстетика, 3 электрика,4. Экзистенция


Подробнее: https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/moral-i-nravstvennost-shodstva-razlichiya.html





Опубликовано в группе «Социальный педагог,воспитатель и Учитель с большой буквы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.