Разговоры о важном «Непокоренные»

17
8
Материал опубликован 21 August в группе

Разговоры о важном «Непокоренные»

Автор: Фокина Лидия Петровна,

учитель начальных классов,

ст. Евсино Искитимского района

Новосибирской области

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Образовательные: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

Воспитательные: воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.

Развивающие: развивать познавательный интерес, мышление, память; расширять активный словарь детей; развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.

Целевая аудитория: 1-4 классы

Актуальность: Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

Комментарии к презентации

СЛАЙД 2

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.

Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.

СЛАЙД 3

Прекрасный город Ленинград!

Дворцы, каналы, Летний сад.

В войну был окружен блокадой,

И гибли люди Ленинграда.

Да! Много лет тому назад

В блокаде был весь Ленинград.

Со всех сторон, со всех сторон

Он был врагами окружен.

И большей не было беды:

В домах ни света, ни еды,

И холод, холод ледяной

Пронзал людей словно стрелой.

В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.

Фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда

Что такое Блокада Ленинграда? (Ответы учащихся)

СЛАЙД 4

Блокада Ленинграда — это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни, которые продолжались почти 900 дней (872, если точнее). Это почти 2,5 года.

СЛАЙД 5

Фашисты уже с начала сентября начали активно обстреливать и бомбить Ленинград. Гитлер намеривался войти в пустой город: ни население, ни сам город фашистам был не нужен.

8 сентября одна из бомб упала на Бадаевские склады. В результате пожара тонны муки и сахара сгорели.

Зима 1941 года стала самой тяжёлой. Ударили сильные морозы, закончились запасы еды, перестало работать электричество, остановились трамваи и троллейбусы.

Люди жгли печки "буржуйки". На растопку шло всё — мебель, книги, деревянные дома. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки. За водой с вёдрами ходили к реке.

СЛАЙД 6

Ещё 17 июля в Ленинграде вводят карточки, с помощью которых можно было получить в магазинах еду. А с 1 сентября стало запрещено продавать товары: их можно было получить только по карточкам.

Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было пять. Последнее случилось в декабре 1941 года, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба.

СЛАЙД 7

Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было огромное количество краж этих карточек.

Было несколько категорий блокадных карточек: рабочая, с самой высокой пайкой, а также детская (до 12 лет), иждивенческая, отдельно для служащих, для беременных женщин…

СЛАЙД 8

В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка.

Из-за нехватки муки хлеб делали из жмыха, мучной пыли и целлюлозы. Ели и столярный клей, и цветы (из них получались лепёшки), ботву и корни растений. В еду шёл и корм для птиц.

СЛАЙД 9

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога, когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.

А что такое бомбоубежище? (Ответы учащихся)

Бомбоубежище - это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.

СЛАЙД 10

Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.

СЛАЙД 11

Ленинград продолжал жить и работать.

На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.

А как ещё помогали взрослым дети? (Ответы учащихся)

СЛАЙД 12

Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.

СЛАЙД 13

(Включить этот слайд, после рассказа о Шостаковиче, будет звучать отрывок из Симфонии № 7)

Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской.» Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.

СЛАЙД 14

Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу.

Где проходила эта дорога? (Ответы учащихся)

Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни».

СЛАЙД 15

А почему она так называлась? (Ответы учащихся)

Дорога по Ладожскому озеру спасла тысячи жизней. Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.

СЛАЙД 16

Все это время наши войска вели бои за Ленинград. В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.

В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.

СЛАЙД 17

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали «За оборону Ленинграда». Среди награждённых – 15249 детей.

СЛАЙД 18

Город Ленинград был награждён орденом Ленина, и ему было присвоено звание города-героя. 900 дней и ночей боролся город и выстоял, и победил.

СЛАЙД 19

Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.

Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.

СЛАЙД 20

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

СЛАЙДЫ 21-37

Интерактивная игра «Блокада Ленинграда»

Инструкция

В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1». Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

Работа с рабочим листом

a1724201562.jpg
 

Информационные источники

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/12/29/shkolnikam-o-blokade

https://razdeti.ru/yenciklopedija-prazdnikov/9-maja-den-pobedy/beseda-blokada-leningrada-dlja-detei-nachalnoi-shkoly.html?ysclid=lpsim2i9c8521392346

https://i.ptmap.ru/original/11589.jpg

https://www.uznaychtotakoe.ru/blokada-leningrada/?ysclid=lpsim5527o567553196

https://centr-intellect.ru/wp-content/uploads/2016/06/image.jpg

https://lb-s.ru/wp-content/uploads/2023/05/blo-1140x675.jpg

https://cdn.uznaychtotakoe.ru/images/zhiteli-leningrada-v-ocheredi-za-vodoj-uznaychtotakoe.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bef5194adf689bb297ec6cb3bc9b24ba-4233036-images-thumbs&n=13&exp=1

https://russianstoday.ru/wp-content/uploads/2018/09/%D1%87%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA-%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%8C.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=61c26d4cb5d2b985c027bd3714b82940-6946765-images-thumbs&n=13&exp=1

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/5233237/pub_616ab739c67cad14545c43ad_616abf6dc67cad145467224e/scale_1200

https://tymdshi.shl.muzkult.ru/media/2023/01/30/1291262442/Slajd11.JPG

https://img.razrisyika.ru/kart/11/41033-blokadnyy-leningrad-30.jpg

https://odinweek.ru/wp-content/uploads/2021/06/12-voina.jpg

https://mp3maestr0.ru/?song=%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9+%D0%A8%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87+%E2%80%93+%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F+7+%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F&ysclid=lq9495zo65951217629

https://pravfond.ru/upload/iblock/989/9893f396349c874314a0cd52db293175.jpg

https://img.razrisyika.ru/kart/19/1200/72808-doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada-24.jpg

https://nevapiter.com/sites/default/files/images/%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%96%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B8.jpg

https://waralbum.ru/wp-content/uploads/2021/02/1944_Leningrad_author-B_Kudojarov.jpg

https://shareslide.ru/img/thumbs/4e697eaa46679c67f20719d7e54e8a61-800x.jpg

http://images.myshared.ru/9/937050/slide_26.jpg

https://sankt-peterburg.mid.ru/upload/iblock/ac4/ac46f3a1263ab824a7672721521beaec.jpg

https://i.pinimg.com/originals/78/63/55/7863554de35333167cdcf5e42acbb67f.gif

https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

https://centrideia.ru/metodicheskaya-kopilka/viktorina-chto-ya-znayu-o-gorode-geroe-leningrade?ysclid=lq9m3yg7hd15662579


Файл с материалами (комментарии к презентации, презентация, рабочий лист, муз.файлы)


Разговоры о важном «Непокоренные»ZIP / 22.27 Мб

Примеры слайдов

o1724201658.jpg
u1724201665.JPG
f1724201672.JPG
b1724201681.JPG
z1724201691.JPG


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Лидия Петровна, благодарю за отличный материал!

21 August

Ирина Владимировна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.

21 August

Спасибо за трогательную и вдумчивую работу!

21 August

Марьяна Олеговна! Большое спасибо за внимание к работе и отзыв.

21 August

Замечательная работа! И всё в комплексе!

21 August

Марина Юрьевна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.

21 August

Лидия Петровна, спасибо за прекрасный материал по такой важной теме!

21 August

Татьяна Анатольевна! Большое спасибо за внимание к работе и оценку моего труда.

22 August