Разговоры о важном «Непокоренные»
Автор: Фокина Лидия Петровна,
учитель начальных классов,
ст. Евсино Искитимского района
Новосибирской области
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Образовательные: дать обучающимся общие представления о важнейшем событии Великой Отечественной войны – блокаде Ленинграда; пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.
Воспитательные: воспитывать чувство преклонения перед мужеством, силой воли и готовностью ленинградцев ради Родины пережить личное горе и страдание.
Развивающие: развивать познавательный интерес, мышление, память; расширять активный словарь детей; развивать творческие способности детей, фантазию, воображение.
Целевая аудитория: 1-4 классы
Актуальность: Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией. Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.
Комментарии к презентации
СЛАЙД 2
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
СЛАЙД 3
Прекрасный город Ленинград!
Дворцы, каналы, Летний сад.
В войну был окружен блокадой,
И гибли люди Ленинграда.
Да! Много лет тому назад
В блокаде был весь Ленинград.
Со всех сторон, со всех сторон
Он был врагами окружен.
И большей не было беды:
В домах ни света, ни еды,
И холод, холод ледяной
Пронзал людей словно стрелой.
В сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла – уничтожению города и его населения.
Фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда
Что такое Блокада Ленинграда? (Ответы учащихся)
СЛАЙД 4
Блокада Ленинграда — это осадное кольцо, в которое взяли город. В город перестало поступать продовольствие. Отключили свет, отопление, воду… Наступила зима…Настали страшные, тяжелые блокадные дни, которые продолжались почти 900 дней (872, если точнее). Это почти 2,5 года.
СЛАЙД 5
Фашисты уже с начала сентября начали активно обстреливать и бомбить Ленинград. Гитлер намеривался войти в пустой город: ни население, ни сам город фашистам был не нужен.
8 сентября одна из бомб упала на Бадаевские склады. В результате пожара тонны муки и сахара сгорели.
Зима 1941 года стала самой тяжёлой. Ударили сильные морозы, закончились запасы еды, перестало работать электричество, остановились трамваи и троллейбусы.
Люди жгли печки "буржуйки". На растопку шло всё — мебель, книги, деревянные дома. Но даже в самые лютые морозы люди не тронули в городе ни одного дерева. Они сохранили сады и парки. За водой с вёдрами ходили к реке.
СЛАЙД 6
Ещё 17 июля в Ленинграде вводят карточки, с помощью которых можно было получить в магазинах еду. А с 1 сентября стало запрещено продавать товары: их можно было получить только по карточкам.
Июльскую норму можно назвать щадящей. Рабочим, например, полагалось по 800 граммов хлеба. Но уже к началу сентября ежемесячные нормы стали урезать. Всего понижений было пять. Последнее случилось в декабре 1941 года, когда максимальная норма составила 200 граммов для рабочих и 125 граммов для всех остальных. Запасы продовольствия к тому времени практически подошли к концу. Три дня в декабре в городе вообще не было ни воды, ни хлеба.
СЛАЙД 7
Хлебные карточки были именными. Получали их раз в месяц по предъявлении паспорта. При утере обычно не возобновлялись. В том числе из-за того, что в первые месяцы блокады было огромное количество краж этих карточек.
Было несколько категорий блокадных карточек: рабочая, с самой высокой пайкой, а также детская (до 12 лет), иждивенческая, отдельно для служащих, для беременных женщин…
СЛАЙД 8
В Музее блокады Ленинграда среди множества экспонатов едва ли не самый большой интерес у посетителей обычно вызывает небольшой продолговатый листок тонкой бумаги с отрезанными квадратиками. В каждом из квадратиков – несколько цифр и одно слово: «хлеб». Это блокадная хлебная карточка.
Из-за нехватки муки хлеб делали из жмыха, мучной пыли и целлюлозы. Ели и столярный клей, и цветы (из них получались лепёшки), ботву и корни растений. В еду шёл и корм для птиц.
СЛАЙД 9
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога, когда люди слышали сигнал, то все прятались в бомбоубежище, и чтобы их успокоить по радио звучал звук метронома, который напоминал звук биения сердца, говорившим людям, что жизнь продолжается.
А что такое бомбоубежище? (Ответы учащихся)
Бомбоубежище - это специальные помещения под землёй, где можно было укрыться от бомбёжки.
СЛАЙД 10
Несмотря на такое тяжёлое время, работали детские сады, школы. И те дети, которые могли ходить, учились в школе. И это тоже был подвиг маленьких ленинградцев.
СЛАЙД 11
Ленинград продолжал жить и работать.
На заводах для фронта делали снаряды, танки, реактивные установки. Работали на станках женщины и даже школьники. Люди работали до тех пор, пока могли стоять на ногах. А когда не было сил дойти до дома, они оставались до утра здесь же на заводе, чтобы утром опять продолжить работу.
А как ещё помогали взрослым дети? (Ответы учащихся)
СЛАЙД 12
Они тушили зажигалки, сброшенные с фашистских самолётов. Тушили пожары, носили воду из проруби на Неве, потому что водопровод не работал. Стояли в очередях за хлебом, который давали по спец. карточкам. Помогали раненным в госпиталях, устраивали концерты, пели песни читали стихи, танцевали.
СЛАЙД 13
(Включить этот слайд, после рассказа о Шостаковиче, будет звучать отрывок из Симфонии № 7)
Город продолжал жить. Блокада не могла остановить творческую жизнь города работало радио, и люди узнавали новости с фронта. В труднейших условиях проходили концерты, художники рисовали плакаты, операторы снимали кинохроники. Ленинградский композитор Д. Д. Шостакович в эту жестокую зиму написал Седьмую симфонию, которую назвал «Ленинградской.» Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе.
СЛАЙД 14
Зима голодно, холодно. Хлеб давали по карточкам, но его было очень мало и многие умирали от голода. В городе оставалось много детей и только одна дорога, по которой можно было вывести больных, детей, раненых и привести муку и крупу.
Где проходила эта дорога? (Ответы учащихся)
Эта дорога проходила по льду Ладожского озера. Ладога стала спасением, стала «Дорогой жизни».
СЛАЙД 15
А почему она так называлась? (Ответы учащихся)
Дорога по Ладожскому озеру спасла тысячи жизней. Фашисты знали про эту дорогу, постоянно бомбили её с воздуха. А бывало, лёд не выдерживал, машина проваливалась и тонула.
СЛАЙД 16
Все это время наши войска вели бои за Ленинград. В январе наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили смертоносный удар на врага. И вот пришел этот час. 27 января 1944 года советские войска прогнали фашистов с Ленинградской земли. Ленинград был освобождён от блокады.
В январе 1944 года город был полностью освобожден от врагов. В честь выигранного сражения над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.
СЛАЙД 17
Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек. А выжившие были представлены к уникальной награде – медали «За оборону Ленинграда». Среди награждённых – 15249 детей.
СЛАЙД 18
Город Ленинград был награждён орденом Ленина, и ему было присвоено звание города-героя. 900 дней и ночей боролся город и выстоял, и победил.
СЛАЙД 19
Каждый день отделяет нас от тех суровых военных лет. Но каждый должен знать и помнить подвиг защитников. В память о павших в те дни, на Пискарёвском кладбище, у братских могил горит вечный огонь. Люди приносят цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Прошло уже очень много лет с тех пор, но нельзя забывать о той войне, чтобы она никогда не повторилась.
СЛАЙД 20
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
СЛАЙДЫ 21-37
Интерактивная игра «Блокада Ленинграда»
Инструкция
В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд. Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1». Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.
Работа с рабочим листом
Информационные источники
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/12/29/shkolnikam-o-blokade
https://i.ptmap.ru/original/11589.jpg
https://www.uznaychtotakoe.ru/blokada-leningrada/?ysclid=lpsim5527o567553196
https://centr-intellect.ru/wp-content/uploads/2016/06/image.jpg
https://lb-s.ru/wp-content/uploads/2023/05/blo-1140x675.jpg
https://cdn.uznaychtotakoe.ru/images/zhiteli-leningrada-v-ocheredi-za-vodoj-uznaychtotakoe.jpg
https://tymdshi.shl.muzkult.ru/media/2023/01/30/1291262442/Slajd11.JPG
https://img.razrisyika.ru/kart/11/41033-blokadnyy-leningrad-30.jpg
https://odinweek.ru/wp-content/uploads/2021/06/12-voina.jpg
https://pravfond.ru/upload/iblock/989/9893f396349c874314a0cd52db293175.jpg
https://img.razrisyika.ru/kart/19/1200/72808-doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada-24.jpg
https://waralbum.ru/wp-content/uploads/2021/02/1944_Leningrad_author-B_Kudojarov.jpg
https://shareslide.ru/img/thumbs/4e697eaa46679c67f20719d7e54e8a61-800x.jpg
http://images.myshared.ru/9/937050/slide_26.jpg
https://sankt-peterburg.mid.ru/upload/iblock/ac4/ac46f3a1263ab824a7672721521beaec.jpg
https://i.pinimg.com/originals/78/63/55/7863554de35333167cdcf5e42acbb67f.gif
https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html
Файл с материалами (комментарии к презентации, презентация, рабочий лист, муз.файлы)
Разговоры о важном «Непокоренные»ZIP / 22.27 Мб
Примеры слайдов
Ирина Владимировна Казарцева
Фокина Лидия Петровна
Марьяна Олеговна
Фокина Лидия Петровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Фокина Лидия Петровна
Журавлева Татьяна Анатольевна
Фокина Лидия Петровна