Развитие творческих способностей на уроках чтения ОРКСЭ через олонхо
(Слайд 1) Воспитание творческой личности через якутский эпос олонхо: образы и сюжеты на уроках литературного чтения и ОРКСЭ
Якутский героический эпос олонхо - шедевр мировой культуры, ценнейший памятник устного и нематериального наследия нашей родной Республики, необходим детям, чтобы знать историю о своей малой родине Республике Саха (Якутия).
Однажды маленький мальчик отправился в школу. Он был еще совсем маленький. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы.»
«Здорово», - ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.
Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так».
Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал, перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке. В следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой». «Хорошо», - подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо». И мальчик слепил, как надо. Родители мальчика решили переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:
-Сегодня мы будем рисовать.
-Ура, -подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.
Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.
Когда она подошла к ученику, спросила:
-Ты не хочешь рисовать?
-Хочу, а что нужно?
-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.
-А как я буду рисовать?
-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок
-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.
Развитию творческих способностей помешала первая учительница.
В основе моей работы с учащимися по развитию творческих способностей лежит мысль Сократа: «В каждом ребёнке есть солнце, только дайте ему светить»
Что же такое –творческие способности?
Проанализировав различные определения с точки зрения психологии, философии, педагогики выяснилось, что – под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и воспитания. Олонхо - инструмент для формирования творческой и одновременно - духовной личности ребёнка, т. к. входя в мир чудес и волшебства, ребёнок не только получает первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром, но и получает уроки нравственного отношения к предметам и явлениям.
В данное время приобщение школьников к олонхо идет по таким направлениям:
• на уроках литературного чтения
• на уроках изо
• во внеклассной работе начальной школы
• на уроках ОРКСЭ
(Слайд 2) Отдельного предмета для изучения олонхо у нас нет, но для полного раскрытия творческого потенциала эффективно использую сценические выступления на уроках чтения: чтение по ролям, (слайд 3) постановка инсценировок, по сюжетам якутских сказок и рассказов Олонхо;
(слайд 4, 5, 6) участие в конкурсах рисунков, (слайд 7) конкурсах чтецов;
(слайд 8, 9, 10) освоение памяти, внимания через дидактические игры, национальные игры (на уроках физической культуры) – развивается память, сосредоточенность.
Белый шаман
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга — водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим. Правила игры. Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
В игре повышается интерес к учёбе, развивающий эффект и мотивация учения, происходит развитие личности ребёнка, вырабатывается активная позиция. Дети с удовольствием играют на уроке, не замечая, как усваивают материал, овладевают навыками определенных действий, учатся культуре общения друг с другом.
(слайд 11, 12, 13, 14, 15) На уроках ОРКСЭ при изучении темы «Наше многонациональное государство» говорим о народах РС (Якутия), затрагиваем обычаи и традиции, не забываем про олонхо. Предмет ОРКСЭ более всего расположен к нетрадиционным формам: уроки-экскурсии, конкурсы и викторины, уроки - творческие лаборатории и круглые столы, праздники, уроки-выставки и презентации.
(слайд 16) Одна ученица с нашего класса даже изъявила желание научиться играть на хомусе – музыкальном инструменте жителей нашей Республики (приняла участие в мастер-классе в городе Нерюнгри).
Подводя итог вышесказанному, через метапредметные связи учащиеся включаются в процесс социализации, погружаются в мир психологических отношений, усваивают сценическую культуру, развивают творческую активность.
(слайд 17) Главная идея Олонхо – формирование нравственных понятий как доброта, взаимопомощь, благородство, готовность всегда защитить семью, любовь к Родине.
«Как научить ребёнка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»
Всем спасибо. Желаю творческих успехов!
Олонхо – общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний.