Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике в основной школе
Реализация системно-деятельностного подхода при обучении информатике в основной школе
В современном образовании все большее внимание уделяется использованию системно-деятельностного подхода при обучении. Этот метод акцентирует внимание на активной учебной деятельности учащихся, что позволяет им лучше усваивать и применять знания. В контексте обучения информатике в основной школе, системно-деятельностный подход может быть эффективным средством для развития навыков информационной грамотности и компьютерной грамотности учащихся. Рассмотрим конкретные примеры заданий, которые могут быть использованы в рамках этого подхода:
1.Создание презентации о безопасном использовании интернета: обучающиеся создают презентацию о правилах безопасного использования интернета, включая темы, такие как конфиденциальность, защита от вирусов, буллинг в интернете и т.д. При этом обучающиеся должны будут исследовать и анализировать информацию по этим темам, а затем представить ее в удобной форме для своих сверстников.
2. Создание простых алгоритмов.
Задание: Написать алгоритм поиска наибольшего числа в массиве.
Обучающиеся должны разработать алгоритм, который будет находить наибольший элемент в массиве. Это поможет освоить основные принципы алгоритмизации и основы программирования.
3. Создание веб-проекта: обучающиеся делятся на группы и создают веб-сайт на определенную тему. Например, создание веб-сайта о здоровом образе жизни, истории компьютеров или любой другой интересной теме. В ходе выполнения проекта, обучающиеся изучают программы для создания веб-страниц, анализируют информацию и представляют ее в удобной форме для потенциальных пользователей.
4. Исследование технологических новинок: обучающимся предлагается прочитать статьи о последних технологических новинках и провести анализ их достоинств и недостатков. Затем, дети делятся своими исследованиями и выводами с классом, а также обсуждают, как эти технологии могут повлиять на будущее человечества.
5. Программирование игр: обучающиеся создают собственную компьютерную игру с использованием средств графического программирования, таких как Scratch. При этом они будут не только применять свои знания в области информатики, но и развивать свое творческое мышление, планирование и аналитические способности.
6. Программирование на языке Python.
Задание: Написать программу для вычисления факториала числа.
Обучающиеся используя язык программирования Python создают программу, которая будет вычислять факториал заданного числа. Это задание поможет понять основные концепции программирования и развить навыки создания программ.
7. Работа с базами данных.
Задание: Создать базу данных для учета учеников школы.
Обучающиеся изучают основы работы с базами данных и создают простую базу данных для учета учеников школы с использованием SQL или специальных программных средств. Это задание позволит понять принципы организации и работы с данными.
8. Решение логических задач. Спроектировать алгоритм игры "Жизнь" на языке программирования по выбору ученика.
Обучающиеся должны спроектировать алгоритм игры "Жизнь", которая является примером клеточного автомата и широко используется в информатике для иллюстрации различных концепций. Это задание позволит лучше понять принципы работы программ и алгоритмов.
Эти и другие подобные задания помогают ученикам развивать практические навыки в области информатики, а также развивать критическое мышление и творческую активность. Деятельностный подход в обучении на уроках информатики является не только эффективным способом обучения, но также позволяет учащимся ценить исследовательскую деятельность и развивать свою информационную грамотность
Список используемой литературы:
1. Л.В. Журавлева "Системно-деятельностный подход в образовании: предпосылки, основные принципы, возможности реализации" (Журнал "Образовательные технологии и общество")
2. А.В. Хуторской "Информационная грамотность в системно-деятельностном подходе к обучению" (Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта).