Презентация на тему «Современные требования к качеству знаний и факторы, влияющие на качество знаний» (7–11 классы)

1
0
Материал опубликован 25 February 2024

Пояснительная записка к презентации

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЗНАНИЙ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

«Образование – величайшее из земных благ,

если оно наивысшего качества.

В противном случае оно совершенно бесполезно»

Р.Киплинг


 

Каждый из нас задумывался неоднократно над вопросами:

Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний учащихся?

Чем больше мы воспитываем успешных учеников, тем больше мы понимаем, что работаем качественно.

Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет пути ее решения по- своему. Что вкладываем мы в это понятие, каких результатов ожидаем от своих усилий? Качество начинается с представлений о нем, то есть с понятия "качество образования". Как показывает опыт, представления о качестве у участников образовательного процесса различны.

Одни сводят качество образования к качеству обучения. На вопрос: "Какое в школе качество образования?" отвечают: "Столько-то процентов".

Другие под качеством образования понимают качество обучения в разной интерпретации и всего воспитания.

Третьи - степень развития личности

Четвертые - количество выпускников, поступивших в ВУЗы.

Пятые - готовность выпускников к жизни по шести позициям: готовность к труду, защите Родины, семейной жизни, разумному проведению досуга, продолжению образования, заботе о своем здоровье.

Сегодня под качеством образования  понимают осознанное овладение учеником основными составляющими человеческой культуры, социальным опытом, новейшими фундаментальными знаниями; способность использовать освоенное содержание образования для решения практических задач.

Есть и формальные признаки - например, участие в олимпиадах или уровень отметок ЕГЭ. Но вообще судить надо не по каким-то формальным индикаторам процесса, а по результатам. Хорошие результаты - если выпускник состоялся, нашел себя, значит, и образование было качественным".

Качество образования мы сводим сегодня к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным критерием качества образования.

Школа была и остаётся обучающим учреждением, именно в обучении лежит сфера её зримой ответственности. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием его профессиональной мобильности, развития потенциала, творческой жизни.

Качество образования можно представить в виде трех составляющих:

Качество условий.

- качество нормативно – правовой базы;

- качество кадрового потенциала;

- качество научно – методической работы;

- качество материально – технической базы;

- стимулирование педагогического труда;

- психологический климат в общеобразовательном учреждении;

- качество управления.

2. Качество учебно – воспитательного процесса.

- качество содержания образования;

- качество преподавания;

- качество учения.

3. Качество результата.

- уровень обученности;

- уровень владения творческой деятельностью;

- уровень воспитанности;

- уровень психического, интеллектуального и социального развития;

- уровень социальной адаптации и социальной защищенности;

- состояние здоровья;

- сформированность ключевых компетенций.

Что понимают под качеством образования учащиеся? Для учащихся хорошее качество образования это:

хорошие знания по всем предметам, когда после школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;

в будущем достигнуть успехов в карьере;

дополнительные знания, понимание предмета;

Родители под качеством знаний понимают:

высокую квалификацию учителя;

взаимопонимание между учителем и учеником;

доступная школьная программа, хорошие учебники;

интересное и доступное изложение учебного материала педагогом;

корректное отношение друг к другу, основанное на уважении.

Для учителей хорошее качество образования связано:

с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;

с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;

со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;

с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.

По каким параметрам определяется качество образования ?

Гарантированность образования.

Мотивация учащихся.

Сформированность учебной деятельности.

Качество предметных знаний учащихся.

Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.

Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся.

Развитие творческих способностей учащихся.

Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.

Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.

Факторы влияющие на повышение качества образования:

повышение уровня подготовки учителей;

- стратегическое планирование качества;

-нормативно-правовое обеспечение образования;

- владение учителем научно-обоснованной методикой обучения;

-личностно-ориентированное обучение;

- обеспечение доступности;

- отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся;

- эффективное управление качеством образования.

Какими же должны быть условия для качества образования?

Условия достижения нового современного качества образования:

введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана;

оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся;

обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения;

введение профильного обучения в старшей школе;

усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся;

развитие дистанционного образования;

преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда;

еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий.

новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.

Современному обществу нужен новый учитель:

глубоко владеющий всеми знаниями педагогики и психологии;

обладающий профессиональными качествами;

владеющий ИКТ;

четко управляющий учебным процессом;

умеющий терпеть, сдерживаться, не раздражаться, ждать, когда ученики будут делать так как он планирует.

Какими могут быть новые образовательные результаты?

Ученики решают предметные задачи, а в жизни все проблемы межпредметны. Следовательно необходимо формирование общеучебных умений и компетенций, приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений.

Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается. Значит необходимо развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации, имеющейся в составе ИУМК .

В жизни нам приходится не столько решать учебные задачи, сколько делать важные дела. Поэтому необходима выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки результатов накопленного материала .

Современная эпоха требует не исполнителя, а созидателя, а значит нужно развивать навыки самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации .

Большое дело не сделать в одиночку. Из этого следует, что очень важно формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение .

Население многонационально . Поэтому, чтобы каждый человек в обществе чувствовал себя комфортно, крайне важно развитие толерантности, т.е. понимания, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения.

Каковы причины снижения качества знаний?

Авторитарная педагогика.

Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин).

Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива.

Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка.

Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности.


 

Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными.

Потеря связи с родительской общественностью.

Неблагоприятная социальная среда.

Слабое здоровье ребенка.

«Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.

Для многих не секрет, для эффективной работы человека, ему нужна мотивация. В учебном процессе мотивация играет очень важную роль, ученик должен понимать, зачем ему учить предмет. У него должна быть яркое желание и чёткое понимание, что он получит после усвоения нового материала и закрепления старого. Если мотивация будет глубокой, то таких учеников, намного легче учить. У них начинаются более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию. Ученик вырабатывает потребность в этой информации и знаниях.

Пути повышения качества образования

1)применение личностно-ориентированного подхода

2)применение технологий развивающего обучения:

3)использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (ИКТ):

4)постоянный контроль знаний:

5)глубина и системность преподавания;

6)компетентностный подход в обучении как главный фактор повышения качества образования на уроках.

Выводы

Система образования, чтобы обрести свое новое качество и подготовить подрастающее поколение к жизни, постепенно переходит в режим инновационного развития во всех составляющих ее компонентах. Таким образом, если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на обучение, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности.
Это обусловливает ориентацию образования на раскрытие способностей (и возможностей) ребенка, обеспечение условий для развития его интеллектуальных умений и создание такой образовательной среды, где учащиеся смогут проявить активность, творческий подход к делу, к самообразованию и самоосуществлению своего "Я".

Важно научить школьников самостоятельно добывать знания по интересующей проблеме.


 

Предварительный просмотр презентации

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КАЧЕСТВУ ЗНАНИЙ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ

«Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» Р.Киплинг

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся: полнота, глубина, оперативность, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, осознанность, прочность. Это то, что требует постоянной работы, совершенствуясь, чтобы успевать идти «в ногу со временем».

Качество образования Качество условий. Качество учебно – воспитательного процесса. Качество результата.

Качество условий - качество нормативно – правовой базы; - качество кадрового потенциала; - качество научно – методической работы; - качество материально – технической базы; - стимулирование педагогического труда; - психологический климат в общеобразовательном учреждении; - качество управления.

Качество учебно – воспитательного процесса. - качество содержания образования; - качество преподавания; - качество учения.

Качество результата. - уровень обученности; - уровень владения творческой деятельностью; - уровень воспитанности; - уровень психического, интеллектуального и социального развития; - уровень социальной адаптации и социальной защищенности; - состояние здоровья; - сформированность ключевых компетенций.

Параметры качества образования Гарантированность образования. Мотивация учащихся. Сформированность учебной деятельности. Качество предметных знаний учащихся. Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся. Развитие эмоционально-волевой сферы учащихся. Развитие творческих способностей учащихся. Уровень учебных и интеллектуальных достижений учащихся.

Факторы влияющие на повышение качества образования: повышение уровня подготовки учителей; - стратегическое планирование качества; -нормативно-правовое обеспечение образования; - владение учителем научно-обоснованной методикой обучения; -личностно-ориентированное обучение; - обеспечение доступности; - отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья обучающихся; - эффективное управление качеством образования.

Условия достижения нового современного качества образования: введение в действие государственных образовательных стандартов и компонента школы учебного плана; оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся; обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения; введение профильного обучения в старшей школе; усиление роли дисциплин, обеспечивающих социализацию учащихся; развитие дистанционного образования; преемственность обучения, совместная работа учителей и психолога, логопеда; еще один верный способ улучшения качества образования через использование инновационных технологий. новые технологии в образовательном процессе важны, но, никакие новые технологии не заменят хорошего учителя.

Каковы причины снижения качества знаний? Авторитарная педагогика. Слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей и со стороны школы (пропуски, как по болезни, так и без уважительных причин). Отсутствие единства требований к ответу обучающихся со стороны учительского коллектива. Слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребенка. Отсутствие мотивации к учению, снижение интереса к учебной деятельности. Преобладание пассивных форм обучения (фронтальная, коллективная) над активными. Потеря связи с родительской общественностью. Неблагоприятная социальная среда. Слабое здоровье ребенка. «Сборный класс» или появились новые ученики, уровень успеваемости которых ниже общеклассного.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации