Практическая работа «Свойства организационной культуры образовательной организации: психолого-педагогическое содержание»
Свойства организационной культуры образовательной организации:
психолого-педагогическое содержание
Практическая работа
Как проявляется каждое свойство организационной культуры образовательной организации, в которой вы работаете, в зависимости от психологических особенностей личности обучающихся (в том числе в зависимости от пола и возраста)?
Динамичность. В нашем детском саду одной из важных целей, которые стоят перед коллективом ДОУ, является воспитание разносторонней, активной личности ребенка. Воспитать в ребенке разносторонне одаренную личность уже в дошкольном возрасте возможно только в коллективе, в котором сложилась организационная культура, способствующая развитию творческого подхода к делу сотрудников. Поэтому работа этой направленности ведется начиная с младшего возраста, 2-3 года.
Системность. Базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальных особенностях и предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка, включая одаренных детей и детей с ОВЗ. Обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов. Придерживаемся при проведении различных мероприятий принципа гендерной принадлежности во внешнем облике и культуре поведения ребенка.
Структурированность составляющих элементов. У нас выделены три группы.
- Наибольшую частотность имеют такие признаки понятия, как поведение, ценности, нормы. Именно эти признаки составляют первую группу, находящуюся в большом отрыве даже от второй. С одной стороны, это обозначает связь понятия организационной культуры с общим понятием культуры, которое чаще всего характеризуется как ценностно-нормативная система. С другой, наивысшую частотность имеет признак поведение, которое в общих определениях культуры встречается редко. Поскольку организационная культура обладает целостностью и автономностью, она может иметь другую значимость признаков, и тот признак, который обычно считают периферийным для общих определений культуры, здесь может стать основным.
- Во вторую группу вошли характеристики: убеждения, традиции, группа, правила, неформальные отношения, ритуалы, ожидания, цели, символы, представления, действие и взаимодействие (взаимосвязь), идеи (идеология), внешняя среда. Эти признаки, взятые из разных определений организационной культуры, оказались связанными друг с другом.
- В третью группу вошли признаки, упоминаемые в определениях относительно редко: духовная жизнь, коллектив, мифы, язык, адаптация (приспособление), внутренняя интеграция, установки, образцы (поведения), объединение, обычаи, верования, личность, принятие решений, привычки, сотрудничество, моральный климат, знания. Некоторые признаки как бы притягиваются к признакам из первой и второй групп. Например, обычаи близки к традициям, ритуалам, мифы, язык - к символам, моральный климат.
Относительность. При проведении мероприятий и НОД постоянно совершенствуются подход, оформление, сценарии, разработки.
Неоднородность. В нашем ДОУ независимо от национальной принадлежности, расы, пола, убеждений, религии проявляется толерантное и уважительное отношение и воспитание к каждому ребенку, родителю и иным участникам образовательного процесса.
Разделяемость. В нашем ДОУ соблюдаются нормы поведения, культура существует и эффективно развивается благодаря тому, что её постулаты, нормы и ценности разделяются персоналом. Высокая степень разделяемости, существенное и
сильное влияние на поведение персонала организации оказывают нормы и ценности, цели, кодексы и другие структурные элементы организационной культуры, прописанные уставом организации.
Адаптивность. В нашем ДОУ приоритетна способность оставаться устойчивой и противостоять негативным воздействиям, становиться частью положительных изменений, не теряя своей эффективности. Это свойство напрямую зависит от такой характеристики, как сила организационной культуры.
Вместе с тем многообразие свойств организационной культуры демонстрирует не только её возможность, специфику, но и недостатки. Присутствуют и некоторые негативные аспекты организационной культуры, вытекающие из её свойств, которые во многом влияют на достижение организационных целей. Здесь имеется в виду: организационная культура приходит в противоречие с окружающим, а организационная культура не успевает за веяниями времени. Организационная культура не должна быть самоцелью (излишняя увлеченность имиджем, корпоративными вечеринками и т. д.