Своя игра "Вологодская область"
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
межшкольный конкурс методических разработок уроков
(занятий, сценариев)
«Сердце отдаю детям»
Литомин Александр Андреевич, педагог-организатор
(Фамилия, имя, отчество участника, его должность)
Внеклассное мероприятие в 8 классе
Предмет. (Внеурочное занятие. Другое) Класс.
Тема: «Своя игра. Вологодская область»
г. Вологда, октябрь - ноябрь 2025 года
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
межшкольный конкурс методических разработок уроков (занятий, сценариев) «Сердце отдаю детям»
Технологическая карта урока (занятия, сценария)
Таблица № 1
Автор, разработчик: | Литомин Александр Андреевич, педагог-организатор |
Межпредметные связи | История – тема «История Вологодской области», «Выдающиеся личности Вологодской области», география – «Субъекты Российской Федерации», «Районы Вологодской области», обществознание – «Экономика», «Право», «Политика». |
Класс | 8 класс |
Тип урока (мероприятия) | Массовое, образовательное. |
Технология | ИКТ, игровая |
Тема | День образования Вологодской области, «Своя игра. Вологодская область» |
Цель | Главная цель данного мероприятия – воспитывать чувство патриотизма, любови и уважения к Вологодской области. |
Задачи | Образовательные: - Расширение представлений об историческом наследии региона, его культурных традициях и значимых исторических событиях - Освоение информации о выдающихся деятелях, внесших вклад в развитие Вологодской области - Изучение особенностей народных промыслов и ремесел региона - Понимание значимости природных памятников и охраняемых территорий области Развивающие: - Развитие познавательного интереса к изучению родного края - Формирование навыков работы с информацией: анализ, систематизация, обобщение - Совершенствование умений публичного выступления и защиты своей позиции - Развитие логического мышления через решение проблемных задач и головоломок - Стимулирование креативности при выполнении творческих заданий - Улучшение коммуникативных навыков в процессе командной работы - Развитие памяти и внимания через игровую деятельность Воспитательные: - Формирование патриотических чувств и любви к родному краю - Воспитание уважения к историческому и культурному наследию региона - Развитие толерантности и умения работать в команде - Формирование экологической культуры и ответственного отношения к природе - Воспитание бережного отношения к традициям и обычаям народа - Стимулирование социальной активности учащихся через участие в игровой деятельности - Развитие чувства ответственности за сохранение культурного наследия области |
Основные термины, понятия | Игра, викторина, Вологодская область, регион, личности, события |
Таблица № 2
Планируемый результат | |
Предметные | Совершенствовать речь учащихся. |
Личностные | Самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, становление личности красноярского школьника, знающего традиции и культурные ценности Красноярского края, нашедшие свое отражение в литературном творчестве, способствующего их сохранению и дальнейшему развитию, отличающегося активной гражданской позицией, имеющего навыки жизни в природном, социально-экономическом и культурном пространстве своей «малой родины». |
Регулятивные | Целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового. |
Коммуникативные | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Познавательные | Поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение; содействие развитию мыслительных операций. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей. |
Таблица № 3
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы: |
Групповая (командная) | Колонка, микрофон, комплект коммутации, мультимедиа проектор, экран, персональный компьютер. |
Таблица № 4
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Самоопределение к деятельности. | Создать атмосферу праздника и эмоционального подъема Сформировать интерес к истории родного края Мотивировать учащихся к активному участию в мероприятии Познакомить с целями и форматом игры Активизировать внимание участников |
Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии. | Проверить уровень знаний учащихся о Вологодской области Актуализировать имеющиеся знания о географии, истории и культуре региона Создать проблемную ситуацию для стимулирования познавательной активности Выявить пробелы в знаниях участников Подготовить к восприятию новой информации |
Постановка учебных задач. | Сформулировать конкретные цели мероприятия Определить ожидаемые результаты Объяснить значимость изучения истории родного края Установить критерии оценки ответов Наметить пути достижения поставленных целей |
Организация взаимодействия учителя с учащимися для достижения поставленных целей. | Обеспечить активное включение всех участников в игровую деятельность Организовать эффективную командную работу Создать условия для проявления творческих способностей Развивать навыки коммуникации и сотрудничества Формировать умение работать с информацией |
Правила работы в игровом формате. | Объяснить правила проведения игры Распределить роли и обязанности участников Установить временные рамки этапов Определить систему начисления баллов Обеспечить понимание условий победы |
Подведение итогов. | Провести анализ результатов игры Оценить достижения команд Выявить наиболее эрудированных участников Отметить лучшие ответы Подвести общие итоги мероприятия |
Рефлексия деятельности. | Проанализировать достижения поставленных целей Оценить эффективность использованных методов Выявить наиболее интересные моменты мероприятия Определить пробелы в знаниях Сформировать планы по дальнейшему изучению темы Получить обратную связь от участников |
План урока:
Таблица № 5
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности. | Коммуникативные | Вступительное слово ведущего | Учащиеся внимательно слушают |
Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии. | Личностные | Актуализирует знания учащихся о телевикторине «Своя игра» | Обмениваются мнениями, отвечают на вопросы |
Постановка учебных задач. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности) Регулятивные (целеполагание), коммуникативные | Ведущий ставит цель совместно с учащимися. Рассказывает про категории вопросов в игре и их связь с учебными дисциплинами. | Внимательно слушают, задают вопросы Стараются сформулировать цель игрового урока. |
Организация взаимодействия учителя с учащимися для достижения поставленных целей. | Личностные (личностное самоопределение, оценивание) Коммуникативные (интегрируются в группу, умение слушать и слышать, выражение своих мыслей с достаточной точностью и полнотой) | Ведущий организует формирование 6-х команд. Командиры получают отличительные значки. | Разбиваются на 6 команд, распределяют роли, назначают капитанов команды. Придумывают название команды, девиз. |
Правила работы в игровом формате. | Коммуникативные (планирование сотрудничества, управление поведением партнера, диалог в группе) Познавательные (работа с информацией) Регулятивные (планирование деятельности) | Ведущий описывает игру, убеждается что правила игры понятны всем. Ведущий объясняет систему штрафов игры. | Учащиеся внимательно слушают, записывают необходимую информацию, выполняют поручения ведущего, следуют выбранным ролям. |
Подведение итогов. | Коммуникативные | Ведущий подводит итоги игры, просит выйти капитанов команды для подсчета баллов. | Капитаны команды подводят итоги для своих команд за 5 раундов, считают заработанные очки, благодарят друг друга за игру рукопожатием. |
Рефлексия деятельности. | Коммуникативные (формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации) Регулятивные (оценка своей деятельности) | Ведущий задаёт вопросы, завершает мероприятие. | Отвечают на вопросы ведущего и задают свои (если есть). Оценивают игру своей команды, оценивают успешность взаимодействия в коллективе, выделяют сильные и слабые стороны своих команд. |
Приложение 1: Сценарий мероприятия.
Приложение 2: Презентация с игрой.





















