«Цветик –семицветик»

0
0
Материал опубликован 27 May

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Шопшинская средняя школа»









Методическая разработка занятия с обучающимися

Познавательно - развлекательная игра

«Цветик –семицветик»









Выполнила: учитель начальных классов

Сидорова Александра Александровна

























с.Шопша 2025

Пояснительная записка

В современном мире возрастает роль и ответственностьсистемы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности и общества. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни- это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации дома и на улице, поэтому главной задачей таких мероприятий является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.


Актуальность:


Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте-важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры. Занятия по комплексной безопасности посвящены одной из главных проблем- формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности. Приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению жизни и здоровья в повседневных ситуациях, неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.


Цель: формирование у учащихся необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.


Задачи:1)обучать школьников умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;


2)прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;


3)формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни;


4)воспитывать у школьников ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.


Личностные результаты:


-сформированность у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни,в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;


-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;


-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;


-устойчивое следование в поведении социальным нормам как форма социальной компетентности.


Предметные результаты:


-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;


-расширение знаний о нормах поведения в привычной среде обитания человека, на улице, общественных местах, на дорогах и транспорте;


-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня;


-расширение кругозора и культурного опыта школьника.


Метапредметные результаты:


познавательныекак способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);


регулятивныекак владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждого вида деятельности;


коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира, владение рассуждением, описанием, повествованием.


Учащиеся должны знать:


-общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации;


-наиболее безопасный путь в школу и домой, правила перехода дороги, основные дорожные знаки;


-правила безопасного поведения на улицах и дорогах, где можно и где нельзя играть;


-источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;


-опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;


-правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;


- правила безопасного поведения парках, скверах и лесу;


-правила поведения на пляже;


-как определить ядовитые растения, грибы, ягоды; правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;


-правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и т.д.


Учащиеся должны уметь:


использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной, повседневной жизни для:


-ведения здорового образа жизни;


-действий в опасных, чрезвычайных ситуациях;


-пользования бытовыми приборами;


-использования по назначению лекарственных препаратов;


-соблюдения общих правил безопасного дорожного движения;


-соблюдения мер пожарной безопасности дома и на природе;


- соблюдения мер безопасного поведения на водоёмах в любое время года;


-обращения за помощью в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


Адресат: начальные классы.


Форма проведения: игра


Продолжительность:40-50 минут.


Место проведения: спортивный зал, класс


Оформление помещения: плакаты по безопасности, рисунки и творческие работы детей.


Оборудование:


1.Ноутбук.


2.Проектор.


Оборудование: 7 лепестков с названиями рубрик; спецодежда пожарных; секундомер; разрезные картинки: съедобные и несъедобные грибы и ягоды; 2 корзинки; набор дорожных знаков; карточки с заданиями; медали за 1 и 2 место; 2 авторучки.













Ход занятия

1.Эмоциональный настрой

Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья-        

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

- Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

- Люди говорят: «Дружбу бережешь – правильно живешь».

- Как вы понимаете это высказывание?


2. Организационный момент

Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.

- Ребята, вы любите читать книги? Что можно узнать из книг? Встречались ли вы с героями, которые пренебрегали правилами безопасности своей жизни? Назовите некоторых из них. При помощи произведений, сказочных героев мы вспомним основные правила безопасности жизнедеятельности, побываем в различных жизненных ситуациях. А поможет нам в этом волшебный цветок, состоящий из 7 лепестков. Как он называется? (Цветик-Семицветик) .

t1748343066aa.jpg



3. Основная часть занятия

Посмотрим, кто лучше знает основы безопасности жизнедеятельности. Вам предстоит преодолеть опасности.
(Учитель отрывает первый лепесток).

У: Лети, лети, лепесток, через запад на восток. Через север, через юг. Возвращайся, сделав круг.
(Дети кружатся на месте).

У:Что же написано на лепестке? Какая первая опасность нас подстерегает? (Пожар).

Давайте вспомним, в каком произведении С. Маршака у главной героини случился пожар? Скажем вместе: “Тили-тили, тили-бом, загорелся… (Кошкин дом). Почему у кошки загорелся дом?

Отметьте правильный ответ.

А варианты ответов такие:
а) кошка баловалась со спичками и нечаянно подожгла шторы;
б) сушила бельё над печкой, и оно загорелось;
в) забыла выключить обогреватель;
г) растопила печку и ушла.

- А сейчас послушайте историю, которая произошла с Незнайкой.

Однажды Незнайку пригласили в гости. Он готовился очень тщательно: достал новый костюм, почистил ботинки. На следующее утро, когда Незнайка проснулся, он увидел, что проспал. Что тут началось! Незнайка в спешке съел бутерброд, выпил чай. Быстро натянул пиджачок, а он - мятый. Незнайка включил утюг и стал гладить. Заканчивал он, когда часы пробили 11-00. Незнайка быстро оделся и выскочил на улицу. А утюг так и остался на столе включенный...

- Как вы думаете, что случилось дальше?

- Хорошо, что Знайка был дома и увидел, что из окна дома его соседа валит дым. Он подбежал к телефону и набрал номер... 101

- Что это за номер?

- Пожарники быстро приехали и затушили огонь. Вспомните, из-за чего может возникнуть пожар?

 Ребята, Незнайка подготовил для вас стихотворение, про волшебный номер телефона 101.

Этот номер - 101.

Знает каждый гражданин

Если в дом придет беда —

Позвони скорей туда.

Если, нету телефона,

Позови людей с балкона.


(Учитель отрывает второй лепесток. Произносит волшебные слова. Дети кружатся на месте).

У: Ребята, нас подстерегает вторая опасность. (Лекарства и бытовая химия).

Помните ли вы сказку “Алиса в стране чудес”? Послушайте фрагмент.
“Алиса отворила дверцу: там был вход в узенький коридор, чуть пошире крысиного глаза…Так или иначе, сидеть перед заветной дверцей было совершенно бесполезно, и Алиса вернулась к стеклянному столику, смутно надеясь, что может быть, там все-таки найдется другой ключ или, на худой конец,книжка “Учись складываться”. Ни того, ни другого она не нашла, зато обнаружила хорошенький пузырек, к горлышку которого был привязан ярлык, как на бутылочке с лекарством.   А на нем большими буквами было четко напечатано: “Выпей меня”.

Ответьте на вопросы:

Выпила ли Алиса содержимое пузырька?

Что с ней произошло? Почему?

Какое правило безопасности нарушила девочка? (Нельзя пробовать незнакомые вещества и лекарства. Можно отравиться).

У: Не менее опасный вред здоровью могут нанести предметы бытовой химии. Ребята, какие предметы бытовой химии вы знаете?

Задание: за 1 минуту написать названия предметов бытовой химии, которые нельзя брать без разрешения родителей.

(Учитель отрывает третий лепесток).

У: Мы попали в страну, где Не всякий встречный друг сердечный.

Хорошо ли вы знаете сказки? Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок. К сожалению, и в сказках герои нарушают основы безопасности жизнедеятельности, что приводит к печальным последствиям.

Обьясните, какие правила нарушили эти герои:

1. Колобок. Буратино. ( Чрезмерное доверие к незнакомцам).
2. Семеро козлят. Бабушка Красной Шапочки. 
( Нельзя открывать дверь чужим).

У: Хорошо! Это в сказках, а как вы поступите в жизненных ситуациях?

Игра «Закончи стихотворение» 

Не пускайте дядю в дом,

 Если дядя незнаком!

 И не открывайте тёте,

 Если мама на работе,

 Ведь преступник, он хитёр,

 Притворится, что… (монтёр)

 

 Или даже скажет он,

 Что пришёл к вам… (почтальон)

 

 Он покажет вам пакет

 А под мышкой ….(пистолет).

 

 Или он надел халат,

 А под ним штук пять… (гранат)

 

 А за ним спешит «старушка»,

 У неё в авоське… (пушка).

 

 В жизни всякое бывает

 С тем, кто двери…  (открывает).

 

 Чтоб тебя не обокрали,

 Не схватили, не украли,

 Незнакомцам ты не верь,

 Закрывай покрепче… (дверь)!

 

Это была разминка, а сейчас задание

Рассмотрите ваши карточки. К предложенным в них ситуациям даны несколько вариантов действий; обсудите ситуации и выберите правильный, по вашему мнению, ответ


Ситуация №1.

Мальчик один дома. Звонит телефон, он поднимает трубку и слышит:

Здравствуй, мальчик! Я знакомый  твоего папы, позови его, пожалуйста, к телефону.

Мальчик  отвечает:

Папы нет дома. Он на работе. Будет только вечером.

Папа сейчас занят. Сообщите ваш номер телефона, он вам перезвонит.

Ситуация № 2.

Девочка одна дома. Звонит телефон, она поднимает трубку и слышит:

 – Здравствуй, девочка! Я сантехник, скажи мне, пожалуйста, как мне попасть в вашу квартиру, чтобы починить кран?

Девочка отвечает:

Родителей нет дома. Номер нашей квартиры 17.

У нас кран не течёт. Папа сейчас подойдёт, а я подержу собаку.

 Ситуация № 3.

Звонок в дверь. Незнакомец ласковым голосом говорит:

Я почтальон и принёс вам письмо.

Мальчик отвечает:

Оставьте письмо в двери, я сейчас разбужу родителей.

Никого дома нет. Я сейчас открою и сам возьму письмо.



(Учитель отрывает четвертый лепесток. Дети повторяют волшебные слова).

Мы попали в страну под названием “ Ядовитые грибы и ягоды”.

Надеюсь, вы поняли о чём мы будем говорить? Помните ли вы сказку Гауфа “Маленький Мук”. Послушайте фрагменты сказки:
“Маленький Мук очутился в лесу, проголодался и принялся искать, не найдётся ли чего-нибудь поесть. Он сорвал несколько штук спелых ягод и отправился к ручью утолить жажду. И вдруг он ужаснулся, увидев в воде собственное отражение…”

У: Почему же ужаснулся Маленький Мук? Что он увидел в отражении? (У него выросли длинные уши и огромный нос). Почему это произошло? Верно, “не вся ягода, что красная, съедобна”.

Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете съедобные и несъедобные грибы и ягоды. 

Этот гриб нам всем знаком:

С кружевным воротничком,

Он стоит на белой ножке,

Среди травки у дорожки.

Ярко-красная панама

В белый модненький горох…

Я сорвал его для мамы,

Но она сказала: «Ох!

Хоть красив твой гриб на вид,

Но для нас он ядовит!» (Мухомор)

 

Вот в траве приметные

Шляпки разноцветные.

Вспомни ты их имя,

Но не ешь сырыми! (Сыроежки)

 

Очень дружные ребята,

У пенька живут… (Опята)

 

Белая панамка,

Бледная… (Поганка)

 

Под осиной гриб тот, дети,

В ярком красненьком берете. (Подосиновик)

 

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка.

Он головку держит смело,

Потому что гриб он… (Белый)

Под сосною на опушке

Преют рыжие макушки.

В мох душистый две косички

Прячут хитрые… (Лисички)

 

Будто смазанные маслом,

Мы блестим на солнце красном,

Как лесные дошколята,

Под сосной растут… (Маслята)

 

Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В берёзовой роще. (Подберёзовик)


Физминутка. На время по секундомеру одеть спецодежду пожарника, сотрудника ГАИ.

(звучит веселая музыка)

(Учитель отрывает пятый лепесток. Дети повторяют волшебные слова и кружатся на месте)

У: Сейчас мы узнаем, какая опасность подстерегает нас на дороге.

Ребята, знаете ли вы правила дорожного движения? А вот герои некоторых произведений Чуковского их, видимо, не знают.

Для каждой команды читаю отрывок.Назовите правила дорожного движения,которые нарушили герои , и кто именно?

Спасатели.

Прибежала зайчиха и закричала: “Ай,ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке
И ему перерезало ножки.
И теперь он больной и хромой
Маленький заинька мой.

Подумайте.по какой причине могла случиться такая беда?

а) Перебегал дорогу перед близко идущим транспортом.
б) Переходил дорогу в неустановленном месте.
в) Не соблюдал сигналы светофора.
г) Играл на мостовой.

Пожарные.

Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот- задом наперед.
Волки - на кобыле, львы- в автомобиле.
Зайчики - в трамвайчике,жаба- на метле.
Едут и смеются, пряники жуют.

Какие правила нарушили эти герои?

а) Нельзя кататься на велосипеде по проезжей части дороги до 14 лет.
б) Кот ехал на велосипеде задом наперед.
в) Метла не является транспортным средством.
г) Нельзя смеяться, отвлекаться во время движения.

Задание «Разгадай кроссворд»



t1748343066ab.jpg



1) пешеход

Человек идет пешком,

Машины едут быстро.

На дороге есть участок

Специально для него –

Пешеходная дорожка.

Он пройдет по ней легко.

Ребята, как называют его?

2) светофор

Пешеходу он светит красным и зеленым,

Водителю – еще и желтым.

Так он регулирует движение

И делает путь безопасным.

3) световозвращатель

(Вопрос от Светлячка) Он ярко отражает свет фар, позволяя водителю издалека увидеть пешехода. Это может быть специальный брелок, полоска ткани, наклейка. (Подсказка от Светлячка: название его составлено из слов «свет» и «возвращать»)

4) дорога

Она – для движения транспорта.

Бывает грунтовой, бывает с асфальтом.

На ней бывают разметки, а вдоль – остановки, парковки…

5) зебра

Это разметка дорожная – друг пешехода верный,

Из-за того, что она в полоску, ее называют ______ (зеброй).

6) красный

Когда светофор сигналит «Нельзя выходить на дорогу!», горит такой свет.

7) переход

Чтобы перейти дорогу,

Нужно искать не только зебру.

Бывает подземный, бывает в виде моста –

Цель у него проста.

8) зеленый

Когда светофор сигналит «Можно перейти дорогу!», горит такой свет.

(Учитель отрывает шестой лепесток. Дети повторяют волшебные слова и кружатся на месте).

В этой стране не зная броду не суйся в воду.

У: Ребята, о чём пойдёт разговор? (О воде). Попробуйте догадаться, какие правила поведения на воде нарушили герои стихотворения Маршака?

Три мудреца в одном тазу
Пустились по морю в грозу.
Будь попрочнее старый таз,
Длиннее был бы мой рассказ.

Нельзя плавать на самодельных плавательных средствах, тем более в тазу. Они могут не выдержать веса сидящих в них людей и перевернуться.

Плавательное средство может быть неправильно собрано, или из непрочного материала.

Нельзя плавать в грозу, может ударить молния, а вода – хороший проводник тока.

Конкурс. Назовите ещё несколько правил безопасного поведения на воде.

(Дети называют): а) не заходи на глубокое место, если не умеешь плавать или плаваешь плохо, даже если у тебя есть надувное плавательное средство; б) не ныряй в незнакомых местах; в) не стой в тех местах, откуда можно упасть в воду; г) не играй в игры “с удерживанием противника” под водой – он может захлебнуться.

Конкурс. Кто больше исполнит песен о воде.

(Учитель отрывает последний седьмой лепесток. Дети повторяют волшебные слова и кружатся на месте).

У: В этой стране мы поговорим о безопасности жизни.

Вспомните, какое желание загадала девочка из сказки “Цветик – Семицветик”, когда у неё остался последний седьмой лепесток? (Она пожелала, чтобы мальчик был здоров ).

У: И, действительно, самое главное для человека в жизни - это здоровье. Поэтому мы должны соблюдать правила безопасности нашей жизнедеятельности.

Каждый человек – хозяин своей жизни. На доске висит плакат, на котором изображено дерево без листьев и плодов. У каждого из вас есть листочки, цветные шарики со словами. Вам надо написать на зеленых листочках нужные для здоровья слова, и мы с вами оформим наше «ДЕРЕВО ЗДОРОВЬЯ».

На Земле жизнь светла и прекрасна,

Все мы дети природы родной.
Но немало явлений опасных
Угрожают нам с вами порой.

И пожар, и наводненье.

На дорогах транспорта движенье.
В лесу соблазн красивых ягод.
И незнакомцем можешь быть обманут.

Но перед бедой не теряйся, будь смелым.
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!

У: Наше весёлое занятие подошло к концу. Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание. Надеюсь, что те знания, которые вы сегодня получили, помогут вам в вашей жизни!













































Источники

Астахов, П.А. Будь осторожен // Астахов П.А. Я и улица: Для ср. шк. возраста / Павел Астахов. – М.: Эксмо, 2009

Радзиевская, Л.И. Ты один на улице: Для дошк. и мл. шк. возраста / Л.И.Радзиевская; худ. В.Люмова. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2008. 

Соковня, И. Я не растяпа. «Ай, обжёгся!»: пособие для работы с мл. школьниками / И.Соковня. – М.: Просвещение, 2005.

https://yaroblpss.ru/shkolnikam-o-pozharnoj-bezopasnosti/

https://xn--b1ae4ad.xn--p1ai/blog/post/10-samykh-vazhnykh-pravil-pozharnoy-bezopasnosti-dlya-detey?ysclid=m8h583fe3q421668170

https://cdutt.edu.yar.ru/bezopasnost/dorozhnaya_bezopasnost.html

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/371544-zagadki-po-obzh



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.