Творческий отчет по теме самообразования «Развитие познавательных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью через коррекционно-развивающее обучение и воспитание»

1
0
Материал опубликован 14 November 2023

Творческий отчет по теме самообразования

«Развитие познавательных процессов у детей с умеренной умственной отсталостью через коррекционно-развивающее обучение и воспитание».


Я работаю третий год с детьми с умеренной умственной отсталостью, на дому. Эти дети имеют особенности в физическом и психическом развитии. Нуждаются в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Дети с умеренной умственной отсталостью обучаются по СИПР. При разработке СИПР учитываются индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умеренной умственной отсталостью.

Для этой категории детей характерны грубые нарушения психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Им свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия, самоконтроля, мотивации, а также значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, затруднения при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую, плохо развитое чувство ритма.

Внимание характеризуется трудностью привлечения, невозможностью длительной концентрации, быстрой отвлекаемостью.

Грубые нарушения в сенсорной сфере, неумение анализировать,

искать, охватывать полностью воспринимаемые сведения, что приводит

к хаотической нецеленаправленной деятельности.

Мышление косное, тугоподвижное, непоследовательное. Понятийные обобщения образуются с большим трудом или происходят на ситуативном уровне.

Отсутствие целенаправленности, быстрой и точной реакций, переключение с одного действия на другое.

Восприятие отличается недифференцированностью, т.е. в окружающем пространстве дети видят предметы глобально, не выделяя отдельные детали.

Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный, память кратковременная, страдает произвольное и непроизвольное запоминание.

В физическом развитии также есть отклонения. У многих нарушена осанка и координация движений.

Состояние двигательной сферы существенно влияет на процесс овладения письменной речью. Для детей с умеренной степенью умственной отсталости овладение письмом является одной из труднейших задач обучения. Тем не менее, учащиеся с умеренной умственной отсталостью всё же способны освоить письмо на доступном для них уровне. Необходимо формировать графо-моторные навыки, используя специальные игры, упражнения и многократные тренировки.

На своих занятиях я использую следующие игры и упражнения:
Массаж или самомассаж рук: Очень эффективный способ развития мелкой моторики. Можно проводить с речевым сопровождением, в результате которого формируется чувство ритма.
- массаж подушечек и фаланг пальцев, прижимающий массаж;
- упражнение с мячом-ёжиком;
- самомассаж ладоней и пальцев горохом, фасолью, шестигранным карандашом, колечками;
- поглаживание, потирание, сгибание и разгибание пальчиков при использовании потешек-упражнений.
Пальчиковая гимнастика и упражнения для развития координации движений пальцев рук:
- «Семья» - в соответствии с текстом стиха поочередно сгибать пальцы руки;
- «Замок» - соединить пальцы обеих рук в замок, на слова «чик-чик» (поворот ключа) разъединить;
- «Дождик» - барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- «Пальчики здороваются» - на счет 1, 2, 3, 4, 5 соединить кончики пальцев обеих рук – большой с большим и т.д.;
- Посчитай-ка» - сжать руку в кулак, считать пальцы, разгибая их, сначала на правой руке, затем на левой;
- «Соревнования по бегу» - средний и указательный пальцы правой, затем левой, далее обеих рук изображают ноги бегунов (на столе);
- «Кулак-ребро-ладонь» - поочередное выполнение движений каждой рукой, затем обеими руками вместе;
- «Гнездо» - пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить одни к другим, большие пальцы убрать внутрь ладоней;
- «Фонарики» - руки поднять вверх, кисти рук опустить, опущенные пальцы раздвинуть, тянуть вниз, имитируя форму фонарика;
- имитационные движения для кистей рук: мытье рук перед едой, стряхивание воды с кисти, надевание перчаток, поглаживание кошки и др.
Упражнения с предметами:
- перекатывание карандаша по столу и между ладонями;
- перебирание бус или четок;
- завязывание и развязывание узлов;
- плетение косичек, завязывание бантов;
- стирание ластиком нарисованных предметов;
- всасывание воды пипеткой или капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки;
- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне»;
- прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
- наматывание ниток, ленточек на катушки;
- составление цепочки из канцелярских скрепок разного цвета с соблюдением очередности цветов;
- составление контуров предметов из палочек (стол, дом, треугольник, машина);
- нанизывание на шнурок крупных бусин, пуговиц, макаронных изделий;
- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков;
- завинчивание и отвинчивание крышек у пузырьков, баночек;
- доставание бусин ложкой из стакана;
- складывание мелких деталей в узкий цилиндр;
- работа со шнуровкой.
Упражнения с разнофактурными наполнителями:
- поиск спрятанной в песок игрушки, предмета;
- рисование на песке различных линий, орнаментов, изображений;
- «сухой бассейн» из фасоли и гороха;
- массаж ладоней при помощи горошины или фасоли;
- сенсорные подушечки, начиненные разными крупами (разминание, похлопывание, постукивание, перекатывание);
- пересыпание крупы из одной ёмкости в другую;
- «волшебный мешочек»;
- выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам;
- выкладывание цифр, букв, фигурок животных.
Графическая работа с рисунком:
- проведение карандашом различных линий: прямых горизонтальных, вертикальных, диагональных, перекрестных, петлеобразных;
- рисование в пределах строки бордюров, состоящих из прямых, наклонных, ломаных линий;
- обводка фигур с использованием «рамок-вкладышей»;
- обводка рисунка по контуру, используя трафареты, линейки;
- штриховка контурных рисунков в разных направлениях;
- рисование по опорным точкам;
- дорисовывание изображений;
- простейшее рисование по клеткам;
- рисование предметов, по форме напоминающих буквы (петельки, капельки, ежики и т.д.);
- письмо элементов букв.

Практически все учащиеся страдают нарушением эмоционально-волевой сферы, что в дальнейшем влияет на их поведение. Особенности психофизического развития данных учащихся существенно затрудняют процесс обучения.

Успешность обучения детей с умеренной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Содержание коррекционных занятий планируется таким образом, чтобы обучающиеся могли изучить один и тот же материал при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Во время занятий использую игровые моменты, приемы занимательности (задачи – шутки, занимательные упражнения и т.д.), которые поддерживают интерес детей к предлагаемой деятельности и положительно влияют на ход проведения занятия. Максимальное использование анализаторов: слухового, зрительного, тактильного, речедвигательного (артикуляционные минутки, чистоговорки, составление рассказа по картинкам, опорным схемам, заучивание стихотворений, зрительные и слуховые диктанты, весёлые задачи, работа с перфокартами, тестами).
Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).


Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).

Чистоговорки с быстрым проговариванием

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Собери открытку, решив примеры. Открытка разрезана на 6 частей. На обратной стороне открытки записаны примеры.

Отметь примеры с ответом 560, 450.

560+10=

540+20=

340 +120=

400+50=

340+10=

Соедини стрелкой пример с его результатом.

567-35= 900 23+5 = 30

1000-200= 239 34-4 = 60

950- 50= 800 80+3 = 28

348 +40= 532 45-2 = 83

216 +23= 388 40+20= 43

Соедини стрелкой примеры с одинаковыми ответами.

345-5 300+60

380-20 300 +40

50 +5 30+10

45-5 65-10

16-10 15+2

20-3 4+2

Вставь пропущенные числа.

1000 - ….= 100

400 +…..= 600

- 200= 300

+ 600=1000

700 – 400= …

Широкое использование наглядности для активизации познавательной и речевой деятельности (картинки, плакаты, опорные схемы, презентации, карточки, жетоны для поощрения учащихся). Игры и упражнения развивают графо-моторные навыки детей, способствуют развитию внимания, речи, мышления, памяти, наблюдательности, зрительного восприятия, помогают двигательному раскрепощению и преодолению замкнутости.
t1699972345aa.jpg t1699972345ab.png

На уроках использую практические задания на нахождение стоимости покупки, бюджета семьи, обращаться с деньгами, рассчитываться ими, пользоваться карманными деньгами, производить размен, замену мелких крупными.

t1699972345ac.jpg

Замените купюру в 100 рублей купюрами по 10 рублей. Сколько купюр по 10р. содержится в 100 рублях?

Как разменять одну купюру достоинством в 500 р.?

Сколько денег содержится в 4 купюрах по 100 р. и 8 купюрах по 10 р.?

Как разменять одну купюру достоинством в 1000 рублей?

Замените две монеты по 5 рублей одной монетой. Сколько денег будет?

Замените монету 5, 10 рублей более мелкими монетами. Сколько монет и сколько денег?

У мамы было 2 купюры по 100 р. и 1 купюра по 50 р. Она истратила в магазине 200 рублей. Сколько денег у нее осталось?

Посчитать деньги в кошельке (10р.+5р.+2р.) или 100р.+200р.+50р. т.д.)

Купили ручку за 15р. и карандаш за 5 рублей. Сколько денег заплатили за всю покупку?

Купили 2кг яблок по 70 р. Сколько сдачи получат с 200 р.?

Определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

Различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

Задачи на определение продолжительности событий

Когда семья приехала в город, Пете было 8лет. Прошло 2 года. Сколько лет Пете в настоящее время?

Июнь, июль, август семья жила на даче. Сколько месяцев семья жила на даче?

Утром в понедельник папа уехал в командировку. Вернулся папа утром в субботу. Сколько суток продолжалась командировка?

На дорогу до магазина Катя затратила 10 минут, 20 минут ушло на покупку хлеба и масла. Дорога домой заняла у нее еще 10 минут. Сколько времени потратила Катя на то, чтобы сходить в магазин?

Во время каникул Паша проводил различные измерения. Догадайся, в каких мерах он измерил следующие величины. Напиши названия мер.

Стоимость тетради - 12________

Продолжительность мультфильма – 20 _____

Масса арбуза – 5 ____________

Расстояние между деревней и городом – 300 ________

Высота комнаты – 3 _________

Масса мешка картофеля – 50________

Закончи предложения

Перечисли известные тебе приборы (инструменты), с помощью которых можно измерить указанные величины.


Длину можно измерить с помощью ____________________________________

Массу можно измерить с помощью ____________________________________

Время можно измерить с помощью ___________________________________________

Практические работы: стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную, уборка помещения, чистка мягкой мебели, упражнения в наложении повязок на рану, заваривание травяного настоя, приготовление блюд. Провожу сюжетно - ролевые игры: «Закупка продуктов, товаров», «Покупка билета», «Работа почтальона - распредели предметы для работы», тематические заочные экскурсии «На почту», «В магазин», «На вокзал».

При выполнении подобных заданий учащимися используются ксерокопии денежных купюр, раздаточный демонстрационный материал. Все эти задания имеют практическую направленность и необходимы для успешной социализации учащихся в обществе.

t1699972345ad.jpg

Развиваю творческие способности учащихся. Мои ученики принимают активное участие в олимпиадах для обучающихся с ОВЗ, конкурсах детского творчества. О. М. в январе 2022 году принял участие во Всероссийской метапредметной олимпиаде для обучающихся с ОВЗ «Мир Олимпиад», награжден дипломом за 1 место; в марте 2022г. участвовал в публикации работ в педагогическом сообществе УРОК. РФ в разделе декоративно-прикладное искусство «Розы для мамы», «С любовью маме», награжден сертификатами; в мае 2022г. принял участие во всероссийском конкурсе детского творчества на лучшую поделку ко Дню защитника Отечества, награжден сертификатом участника.

t1699972345ae.jpgt1699972345af.jpg

t1699972345ag.jpg

t1699972345ah.jpgt1699972345ai.jpg

П. Д. в феврале и марте 2022г. приняла участие в публикации работ в педагогическом сообществе УРОК. РФ в разделе декоративно-прикладное искусство «На солнечной полянке», «Букет для мамочки», «Весеннее настроение», награждена сертификатами; в мае 2022г. участвовала во всероссийском конкурсе детского творчества на лучшую открытку «Подарок маме», награждена сертификатом участника.

t1699972345aj.jpgt1699972345ak.jpg

t1699972345al.jpgt1699972345am.jpg

t1699972345an.jpgt1699972345ao.jpg


Систематическая, целенаправленная коррекционная работа по развитию познавательных способностей у детей с умеренной умственной отсталостью позволяет материал преподносить с постепенным усложнением, порционно, с включением материала на повторение и закрепление, планировать самостоятельные работы на основе игровых, практических упражнений. Деятельность (лепка, рисование, аппликация, конструирование) формирует двигательные умения и эмоционально - волевую сферу положительными чувствами, снимает напряженность.

Занятия содействуют обогащению чувственного опыта ребенка на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и выражать их в речи.

У всех детей прослеживается положительная динамика в развитии психических процессов, в выполнении формируемого учебного действия.
Самое главное для учителя коррекционного обучения – проявлять мудрое терпение. Принцип терпения не означает благодушия или неразумного упорства в наших требованиях к детям. Он ставит нас перед необходимостью проявлять к ним исключительную чуткость, постоянную заботу, оказывать незамедлительную помощь, сопереживать в неудачах, вселять уверенность в успехе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации