Мероприятие по профориентации «Выбор профессии — выбор будущего» для 7 класса
Мероприятие по профориентации
«Выбор профессии — выбор будущего» для 7 класса
Цели данного внеклассного мероприятия:
• содействовать профильному и профессиональному самоопределению подростков, а также формировать профессиональные интересы, склонности к определенным видам деятельности.
Задачи мероприятия:
1. расширить детские представления о мире профессий и людях труда.
2. развить коммуникативные способности и умения работать в группе.
Мероприятие состоит из конкурсов, викторины и профориентационных игр. Участники распределяются на 2 команды по 5 человек.
Ведущий 1 (встречает детей у дверей): Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся на по миру профессий, ведь выбор профессии это выбор будущего. Но перед тем как отправится в путешествие, мы должны поделиться на команды, поэтому прошу вытянуть из моих рук билет, на котором написано название команды. Прошу занять места согласно вашим билетам. Ну вот, наш «Билетный жребий» разделил вас на две команды: «Мастера своего дела» и «Профессионалы». И так вы готовы отправиться вместе со мной по интереснейшему миру – миру профессий? (ответ детей).
Ведущий 2 И так, сегодня мы с вами постараемся вспомнить, узнать и закрепить все о профессиях, постараемся не только разобрать профессии, которыми наполнен наш мир, но представить себя в будущем, ведь «Выбор профессии – выбор будущего» - под таким девизом пройдет наша сегодняшнее мероприятие. В течение путешествия вы будете получать жетоны, команда, набравшая наибольшее количество жетонов победит в сегодняшней игре.
Ведущий 1 Первым конкурсным испытанием будет Разминка «Доскажи словечко».
Ведущий читает начало предложения, дети заканчивают в рифму, добавляя слово - название профессии. Каждая правильно названная профессия оценивается в один жетон.
В школе учит нас …(учитель),
А дворец возвёл …(строитель),
Вам лекарство даст … (аптекарь),
Почитать …(библиотекарь),
Булку испечёт вам … (пекарь),
Сварит снадобье вам … (лекарь),
Привезёт домой … (шофёр),
В школе у дверей … (вахтёр),
Вам укол назначит… (врач),
Скрипку в руки взял… (скрипач),
Снимок сделает … (фотограф),
И оставит вам автограф,
В космос мчится …(космонавт)
Или смелый … (астронавт).
Самолётом правит…(лётчик),
Трактор водит… (тракторист),
Электричку – … (машинист),
Стены выкрасил … (маляр),
Доску выстругал… (столяр),
В шахте трудится … (шахтёр),
В доме свет провёл… (монтёр),
В жаркой кузнице – … (кузнец),
Кто всё знает – молодец!
Ведущий 2 «Анаграммы-профессионалы».
Задание: переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получилось название профессии.
рвач - (медицинский работник)
терка - (театральная и кино-профессия)
кулон - (веселая цирковая профессия)
авдотка - (юридическая профессия)
томат + голос - (зубной врач)
кредитор - (руководитель предприятия)
Ведущий 1 Давай те же вспомним, что же такое профессия.
Профессия - это ограниченная область трудовой деятельности, сформированная на основе разделения труда, требующая обладания необходимыми теоретическими и практическими знаниями, которые приобретаются в результате специальной профессиональной подготовки.
Профессии подразделяются на пять типов, с которыми вы уже знакомы: человек – природа, человек – художественный образ, человек – техника, человек – человек, человек – знаковая система. Вспомните, что же это значит (дети отвечают).
Конкурсное испытание «Начни пословицу».
Задание: назвать начало пословицы.
• «… не знают скуки» (ответ: умелые руки)
• «…такие плоды» (какие труды)
• «…, а лень портит (труд человека кормит)
• «, того люди чтут» (кто любит труд)
• «, не сиди на печи (хочешь есть калачи)
• «, тот не ест» (кто не работает)
• «, спать неохота» (если есть работа)
• «…потехе – час» (делу – время)
Ведущий 2. Конкурсное испытание «Профессии – синонимы»
Задание: назвать иначе представителей предложенных ниже профессий.
• педагог – (ответ: учитель, преподаватель).
• врач – (доктор, лекарь).
• стоматолог – (дантист, зубной врач).
• портной, портниха – (швец, швея).
• сторож – (охранник).
• воспитатель – (наставник).
• летчик – (пилот).
• шофер – (водитель).
• голкипер – (вратарь).
• солдат – (боец, воин).
• торговец – (продавец).
• фокусник – (факир, иллюзионист).
• экскурсовод – (гид).
• адвокат – (защитник).
Ведущий 1. Конкурсное испытание «Кто есть кто?»
(Смысл игрового упражнения - дать возможность участникам соотнести свой образ с различными профессиями на основании знания учащихся друг о друге при этом выполняя физические упражнения).
Сейчас я буду называть профессии, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладоши и все по команде одновременно должны показать рукой (или ручкой) на выбранного человека (наиболее подходящего для названной профессии, каждый участник подсчитывает, сколько рук смотрят на него, если их более трех он встает».(Задание можно усложнить показывая двумя руками на двух участников)
Профессии: Шафер, повар, электрик, швея, слесарь, певица, учитель, тренер, художник, воспитатель, машинист, летчик, военный, стюардесса, врач, программист, директор, ученый, бизнесмен.
Ведущий 2 Конкурсное испытание «Кто, в чем силен».
На столах у вас лежат карточки с названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы в первую группу вошли профессии, связанные с умственным трудом, а во вторую – профессии физического труда.
токарь, писатель, строитель, бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер, библиотекарь, водитель, портной, сапожник, спасатель, врач
Ведущий 1 Конкурсное испытание «Он – Она»
Задание: прочитать название профессии и написать соответственно в мужском или женском роде.
• Она - балерина, он - … (ответ: танцовщик)
• Она - стюардесса, он - … (стюард)
• Она - медсестра, он - … (медбрат)
• Он - доктор, она - … (доктор)
• Он - водолаз, она - … (водолаз)
• Он - гимнаст, она - … (гимнастка)
• Он - поэт, она - … (поэтесса)
• Он - штукатур, она - … (штукатур)
• Он - повар, она - … (повар)
• Он - портной, она - … (портниха)
Ведущий 2 Конкурс – знатоков
1 Задание: Кто больше вспомнит пословиц, поговорок о труде
2 Задание: Из предложенных слов составить пословицы и объяснить, как вы их понимаете:
- С охотой, гвоздь, в можно, камень, забить, и.
(С охотой можно и в камень гвоздь забить)
- наклониться, Нужно, из, чтоб, напиться, ручья.
(Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться)
Ведущий 1. Конкурс – « математиков »
Задание : Отгадать математический ребус. Решить примеры, из полученных ответов – цифр составить пословицу:
74-48=(26) ; 81-44=(37) ; 59-18=(41) ; 14+44=(58)
1 команда
1 – говори 5 - что
2- Не 6 - говори
3- что 7 - делал
4- а 8 – сделал
(Не говори, что делал, а говори, что сделал)
2 команда
1 – всю 5 - жизнь
2- В 6 - детство
3- не 7 - научишься
4- то 8 – намучишься
(В детстве не научишься, всю жизнь намучишься)
Ведущий 2 Конкурс – музыкальный:
Вспомнить строки песен о профессиях.(Не кочегары мы, не плотники; Наша служба и опасна и трудна; Когда уйдём из школьного двора и др.)
Ведущий 1 Конкурсное испытание «Покажи профессию»
Я попрошу выбрать из своей команды двух самых артистичных игроков, которые выйдут ко мне, их задачей будет показать вам пантомимой (то есть без звуков) профессию, а вы должны будете угадать.
Ведущий 2. Конкурс “Угадайка”.
По предметам и группам слов, указанным на карточках нужно угадать
профессию, которая имеет дело с этими предметами.
1. Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.
(Архитектор)
2. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.
(Портной)
3. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.
(Cтоляр)
4. Белый халат, больной, поликлиника, диагноз.
(Врач)
5. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция,
факты.
(Журналист)
6. Земля, поле, теплица, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.
(Агроном)
7. Платформа, вокзал, пассажиры, локомотив, кабина, рельсы, светофор, пневматический кран, вагоны, ответственность.
(Машинист локомотива)
8. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим.
(Артист)
9. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, стена, кладка.
(Каменщик, строитель)
10. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность.
(Слесарь-сантехник)
11. Игра, прогулка, сон, утренник, хоровод, наглядное пособие, ясли, детский сад
(Воспитатель детского сада)
12. Правопорядок, преступник, закон, охрана, пост, погоня, смелость, сила, безопасность.
(Полицейский)
13. Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели (Библиотекарь)
14. Красота, волосы, ножницы, причска, стиль, шампунь, краска, клиент. (Парикмахер)
Ведущий 2 Конкурсное испытание «Профи – викторина»
Задание: правильно ответить на вопросы викторины, очки присуждаются команде, которая первая дала верный ответ.
Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахер)
Кто погружается в работу с головой? (водолаз)
Кто работает со вкусом? (дегустатор – с латинского «отведыватель)
Кто на работе витает в облаках? (пилот)
Кто работает играючи? (актер, музыкант)
Мастер «топорной» работы (дровосек)
Как по-другому можно назвать «профессора кислых щей»? (повар)
Кто живет припеваючи? (певец)
Врач, который видит пациента насквозь (рентгенолог)
Кто выносит сор из избы? (уборщица)
Профессионал, набивающий цену молотком (аукционист)
Кто дареному коню в зубы смотрит? (ветеринар)
Самый сладкий мастер (кондитер)
«Пещерный» человек (спелеолог)
Артист, «набравший в рот воды» (мим)
Мастер «доводить до белого каления» (кузнец)
«Клевый» профессионал (рыбак)
Самый «сердечный» врач (кардиолог)
Молотобоец в белом халате (невропатолог)
Врач «переломного» периода (травматолог)
Реаниматор машины (автомеханик)
Профессиональный подсказчик (суфлер)
Главнокомандующий на съемочной площадке (режиссер)
Дирижер банкета (тамада)
Повар дальнего плавания (кок)
«Сумчатый» профессионал (почтальон)
Сидит дед, в сто шуб одет, кто мимо пробегает, у того он шубу отбирает (гардеробщик)
Какого профессионала можно найти в пачке? (балерина)
Не только тайный, но и рекламный (агент)
Невесомый профессионал (космонавт)
Гид книжной страны (библиотекарь)
В работе каких специалистов каждый день происходят перемены? (учитель)
Ведущий 1. Вот и подходит к концу наше путешествие в мир профессий, прошу команды подсчитать заработанные жетоны (объявляется команда победителе).
Наше мероприятие подходит к завершению. На ваших столах лежат маленькие листочки, на которых я попрошу вас написать свою мечту «Кем бы вы хотели стать в будущем». Я бы очень хотела, чтобы ваши мечты сбылись, поэтому я порошу подойти вас ко мне и приклеить листочки на дерево профессий.
Елена Гаврииловна Гончарова