Взаимосвязь школы и семьи в современных условиях
Опыт работы учителя начальных классов Сенцовой Н. В. Взаимодействие семьи и школы с современных условиях. Формы и методы работы с семьёй.
С данным классом работаю третий год. В классе в этом году 3 девочки и 8 мальчиков.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребёнка, для развития его индивидуальности.
Взаимодействия семьи и школы:
- изучение условий воспитания в семье;
- индивидуальная и групповая работа с родителями;
- проведение тематических родительских собраний;
- привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеурочной деятельности;
- защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.
Работая с классом, стараюсь найти контакт с каждой семьей обучающегося, помочь семье в воспитании и обучении ребенка. Поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. Ведь положительный результат зависит от взаимоотношений семьи и школы. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются.
В своей работе использую следующие направления взаимодействия семьи и школы:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление социального паспорта учащихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
7. Взаимодействия с родителями, входящими в общественные организации, занимающиеся вопросами здоровья.
А также::
• выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
• участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
• проведение совместных праздников с участием родителей, создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми;
К формам взаимодействия семьи и школы можно отнести:
Дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись классным руководителем о поведении, опозданиях на уроки и т.д.
Но эта традиционная форма работы в последнее время стала не эффективной. Благодаря современным средствам связи (сотовый телефон, электронный журнал) можно составить телефонный разговор, что достаточно эффективно, если нет возможности личной встречи.
Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из ее индивидуальных особенностей.
Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка. Это может быть благодарность за помощь в организации мероприятий, сбор вопросов, предложений, советов от родителей, открытки, записки и т.д.
Беседа. Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними.
Беседа проходила с мамой Олесей Николаевной по поводу поведения Тимофея в школе.
Консультация, может быть по вопросам учебной деятельности, по воспитанию, консультация со специалистами – соц.педагогом, воспитателем, психологом.
Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Классное родительское собрание остается основной формой работы с коллективом родителей и включает в себя несколько обязательных компонентов:
• Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса.
• Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
• Психолого- педагогическое просвещение.
• Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, приобретение учебной литературы и пр.).
• Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному.
• Личные беседы с родителями.
Хочу привести некоторые рекомендации по проведению родительских собраний:
- родительское собрание должно быть конструктивным и просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;
- собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Открытые уроки – помогают родителям прочувствовать атмосферу в классном коллективе. День открытых дверей - радость от совместного сотрудничества, более близкого знакомства родителей, детей и учителей и несомненная польза для всех.
Внеклассные мероприятия – совместные праздники с родители, экскурсии, поездки, походы, которые сближают родителей и педагогов, в непосредственной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие; совместные экскурсии на выставки, музей, – это возможность увидеть своих детей со стороны.
Привлечение родителей к совместной деятельности. Отец Щукиной Снежаны изготовил кормушки для птиц. Глушнева Динара Сергеевна (опекун) участвовала в тотальном диктанте, получила сертификат участника.
Праздничное мероприятие посвященное 8 марта.
Букеты цветов для мам.
Оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации, поделки), которые позволяют учителю и одноклассникам сказать несколько добрых слов о работе ребенка: как он старался, что преодолел, чему научился.
Успех в воспитании ребенка зависит от того, как тесно сотрудничают школа и семья. Большую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. От их работы зависит многое. При этом семья должна рассматриваться как союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление деятельности учителя.
Успех сотрудничества семьи и учителя обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей, уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
Школа и семья – самые тесные союзники в общем деле – в воспитании подрастающего поколения. Поэтому в отношениях существуют доверительность, взаимное поддержание авторитета, выработка наиболее благоприятных для обеих сторон норм общения.
Только хорошо продуманная совместная работа с семьёй школы обеспечивают должный эффект в воспитательной работе и позволяют использовать все резервы, которыми обладает сегодня наше общество для решения этой задачи.
Согласованность в деятельности всех воспитательных инстанций во многом определяет результаты воспитания нашего будущего поколения.