12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Рылова Кристина Юрьевна930
Россия, Иркутская обл., Иркутск
7

Задания для проведения текущего контроля по разделу "Функциональные стили речи" (для специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ

 

Тема: Язык и речь. Виды речевой деятельности. Основные требования к речи

Задание 1. Подготовьте небольшое выступление (1-3 минуты) по одной из предложенных ниже тем:

‒ Моя профессия и ее перспективы;

‒ Что является показателем профессионализма?

‒ Особенности моей профессии;

– Автомобильный транспорт в Иркутской области.

 

Критерии оценки задания:

«5» – сообщение соответствует заявленной тематике и требованиям, предъявляемым к публичным выступлениям (точность, логичность, чистота, выразительность и т. д.),  стилистические и грамматические ошибки отсутствуют. 

«4» ‒ сообщение соответствует заявленной тематике и требованиям, предъявляемым к публичным выступлениям, однако были допущены незначительные стилистические или грамматические недочеты.

«3» – сообщение соответствует заявленной тематике не в полной мере, были допущены стилистические и грамматические нарушения. Соблюдены не все требования, предъявляемые к устным выступлениям.

«2» ‒ сообщение не соответствует заявленной теме, речь выступающего отличается грубыми нарушениями языковых норм.

 

         Задание 2. Прочитайте приведенную ниже статью. Согласны ли вы с мнением автора? Какой точки зрения придерживаетесь вы? Подготовьтесь к диспуту по теме статьи, подобрав несколько аргументов в защиту своей позиции. 

Кто лучший водитель ‒ мужчина или женщина?

Еще сравнительно недавно многие занятия считались исключительно мужской прерогативой. Женщина, рискнувшая вторгнуться в какую-либо область деятельности сильного пола, сталкивалась или с откровенным недоумением, или с насмешками. К числу таких занятий относилось и вождение автомобиля.

В настоящее время женщина-водитель – самое обычное, естественное явление во многих странах мира. Современные усилители руля позволяют поворачивать его буквально двумя пальцами, автомобили стали намного комфортнее и надежнее, а развитая сеть сервисных центров и станций техобслуживания избавили водителя от необходимости самому чинить возникшие неполадки. Тем не менее, многие по-прежнему весьма негативно относятся к тому, что женщины водят автомобиль, потому как они  часто отвлекаются от контроля над дорогой, особенно если в автомобиле едут родственницы или подружки, с которыми так хочется поговорить. Считается, что женщины, оказавшись в потенциально аварийной ситуации, часто впадают в панику, из-за чего упускают возможность избежать наезда на пешехода или столкновения с другим автомобилем. Наконец, по наблюдению многих, женщины хуже паркуются.

Однако и мужчины далеко не всегда характеризуются как хорошие водители.  Так, мужчины ездят агрессивно, игнорируя других участников дорожного движения. Молодые люди намного чаще девушек нарушают правила, из-за чего становятся гораздо опаснее на дороге, нежели представительницы слабого пола. Так в самом деле, кто лучший водитель – женщина или мужчина?

(http://www.justlady.ru/articles-158866-kto-luchshiy)

Критерии оценки задания:

«5» – четко аргументирована  собственная  позиция, в ходе диспута соблюдена культура общения с другими участниками, обучающийся принимал активное участие в обсуждении вопроса.

«4» – собственная  позиция аргументирована недостаточно четко, в ходе диспута соблюдена культура общения с другими участниками.

«3» ‒ собственная позиция аргументирована слабо, в ходе диспута наблюдались нарушения правил речевого поведения.

«2» – в ходе диспута продемонстрировано отсутствие правил речевого поведения, а также  культуры общения.  

 

Тема: Научный стиль речи

Задание 3. Прочитайте текст. Проанализируйте его с точки зрения принадлежности к научному стилю, заполнив предложенную таблицу.

 

Стилеобразующие черты

Примеры

 

 

 

А) 1.3. Рабочий процесс карбюраторного четырехтактного двигателя

Основной задачей рабочего процесса двигателя является наиболее эффективное сжигание вводимого в цилиндр топлива, которым обычно служит бензин. Смесь паров бензина с необходимым для сгорания количеством воздуха называется горючей смесью, она приготовляется в специальном устройстве, называемом карбюратором.

В начале первого хода поршня открывается впускной клапан (точка на графике, изображенном на рис. 6, а) и за счет разрежения над опускающимся поршнем в цилиндр засасывается из карбюратора свежая горючая смесь. Цилиндр наполняется смесью до момента прихода поршня в нижнее положение, после чего впускной клапан закрывается (точка а).

Таким образом, поршень совершает свой первый ход, называемый тактом всасывания (впуска); при этом кривошип делает первую половину оборота, повернувшись на угол 3,14 рад (180°). В процессе всасывания выпускной клапан закрыт. Такт впуска протекает при давлении в цилиндре (прямая fa на графике работы) около 0,08 Мн/м2 (0,8 кГ/см2 ).

(http://www.bestreferat.ru/referat-116755.html)

 

Б) 2. 1. Дизельные двигатели

На грузовых автомобилях среднего и большого тоннажа устанавливают дизели, использующие тяжелые сорта топлива. Эти дизели значительно отличаются от рассмотренного выше двигателя, использующего легкие сорта топлив.

Работа дизелей, также как и работа карбюраторных двигателей, основана на сгорании топлива внутри цилиндра. Много общего есть и в основных частях двигателей, за исключением приборов приготовления горючей смеси (топливной аппаратуры) и некоторых других частей.

На рис. 7 показаны схема и график работы четырехтактного дизеля (типа ЯМЗ). При перемещении поршня от верхней мертвой точки к нижней через открытый впускной клапан засасывается воздух (левая стрелка), при перемешивании которого с остаточными газами совершается такт впуска (линия га на графике работы); в следующий ход поршня происходит сжатие смеси с остаточными газами при закрытых клапанах (линия ас); степень сжатия достигает 14 -20, а давление конца сжатия равно 3 - 4 Мн1м2 (30 — 40 кГ/см2 } при температуре 600 -700° С.

(http://www.bestreferat.ru/referat-116755.html)

 

Критерии оценки задания:

«5» – принадлежность текста к заявленному стилю доказана, приведены соответствующие примеры. 

«4»   –  принадлежность текста к заявленному стилю доказана, однако выделены не все стилеобразующие черты.

«3» –  принадлежность текста к заявленному стилю доказана не в полной мере, мало примеров.

«2» –  принадлежность текста к заявленному стилю не доказана, примеры отсутствуют.

 

Тема: Официально-деловой стиль речи

Задание 4. Напишите заявление:

А) о приеме на работу;

Б) о предоставлении очередного отпуска;

В) о предоставлении академического отпуска;

Г) о предоставлении индивидуального графика сдачи сессии.

 

Критерии оценки задания:

«5» ‒ в заявлении отсутствуют стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные  ошибки. Нарушений в оформлении заявления нет.

«4» ‒ в заявлении отсутствуют стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные  ошибки или есть 1 негрубый недочет.  Есть некоторые недочеты в оформлении заявления.

«3» ‒ в заявлении отмечена стилистическая, грамматическая, орфографическая или  пунктуационная   ошибка, есть 2 ошибки в оформлении заявления.

«2» ‒ в заявлении отмечены 3 и более  ошибки, обучающийся не знает правил оформления заявления.

 

         Задание 5. Устраните ошибки, допущенные при составлении и оформлении текстов официально-делового стиля:

 

А)     Директору ГБПОУ ИО ИрТРиАТ

         Михайлову П. В.

         Петрова И. А., обучающегося  гр. ТОРА-14

 

Заявление.

 

 

Прошу освободить от занятий с 1 по 3 апреля в связи с участием в городских соревнованиях по волейболу.

Петров  И. А.                                                                                          27. 04. 15 г.

 

Б)                                                              Директору ГБПОУ ИО ИрТРиАТ

                                                             Михайлову  П. В.

                                                                Петрова И. А., обучающегося  гр. Пк-14

 

 

заявление

 

Прошу предоставить справку с места учебы.

23. 03. 15 г.                                  

 

 

 

 

В)                                     Объяснительная

 

 

22. 03. 15 г. я отсутствовал на занятиях по уважительной причине.

 

 

23. 03. 15 г.

Петров И. А.

 

Г)

Директору ГБПОУ ИО ИрТРиАТ

                                                                       Михайлову  П. В.

 

Объяснительная.

 

 

22. 03. 15 г. я отсутствовал на занятиях по причине болезни. Справка прилагается.

 

23. 03. 15 г.

Критерии оценки задания:

«5» – все ошибки устранены верно.

«4» ‒ при исправлении ошибок допущено 1-2 недочета.

«3» – обучающийся не исправил 3 ошибки.

«2» ‒ допущено более 3 ошибок.

 

Тема: Публицистический стиль речи

Задание 6. Прочитайте приведенные ниже тексты. Выделите стилеобразующие черты, приведите примеры.

 

А) Дебютный показ нового хэтчбека Datsun mi-DO состоялся в Москве на автосалоне, проходившем в конце лета 14-го года. Продажа нового пятидверного хэтчбека в России должны начаться уже в 15-м году. Ориентировочная стоимость базово комплектации 328 тысяч российских рублей. Возрождение компанией Nissan популярного раньше бренда Datsun – это попытка сделать бюджетный автомобиль еще доступнее.

Трудно представить, но новый Datsun стал, по сути, клоном популярного хэтчбека российского производства Lada Kalina. Фирменный оригинальный дизайн имеют лишь передняя и кормовая части кузова. Оригинального вида плафоны передних фар, под которыми расположилась линзовая оптика, привлекают внимание своими ломаными линиями. Широкая, покрытая хромом, рамка обрамляет решетку фальшрадиатора с крупнозернистой защитной сеткой. На компактном переднем бампере разместилась прорезь воздухозаборника и противотуманные фары. Капот украшают изящные выштамповки, придающие хэтчбеку черты спортивности. Профиль кузова демонстрирует компактную формы капота, большие удобные формы боковых дверей, компактную корму. На задней части кузова видим оригинальную дверь багажного отсека, бампер с выштамповкой для номерного знака, габаритные огни с модными прозрачными стеклами. Габариты кузова составили в метрах: 3.95 в длину, 1.70 в ширину, 1.50 в высоту. (http://bbe.su/)

Б) В наше время борьба за экологическую безопасность планеты становится чуть ли не ключевым моментам в разработках инженеров и ученых любой сферы деятельности. Автомобильное производство пытается сократить количество выброса выхлопных газов в окружающую среду. А некоторые автоинженеры предлагают альтернативные виды топлива.

Электромобили давно уже не новинка, но в серийном производстве их до сих пор нет. Это связано с трудностями зарядки авто, малой мощностью или скоростью. Новый шаг в электромобиле-строении сделали SIM-Drive решив эти трудности.

Итак, SIM-WIL ‒ новый автомобиль использующий электроэнергию. В чем же его уникальность? Целый ряд преимуществ отличает его от собратьев. Во-первых, без подзарядки авто проезжает уже 351 километр. Совершенно новые электродвигатели и аккумуляторы добавили скорости и мощности, но и вес стал больше. Такой аппарат весит порядка полутора тонн, но это не большая помеха, поскольку аэродинамика SIM-WIL на высшем уровне. (http://bbe.su/novaya-nadezhda-pomenyat)

В) Lada Priora, пожалуй, самая популярная машина у «очень чётких пацанов», претерпевающая такие изменения, что у создателей данной марки просто встают волосы дыбом. Но говорить о грустном мы не будем. Поговорим просто о машине в целом.

Сама серия Priora была основана в 2007 году и практически полностью к началу 2009 года вытеснила серию «Лада 110». Имеет несколько видов кузова: хэтчбэк, седан, универсал. Все машины пятиместные, имеют пять дверей (четыре боковых, одна багажная). Только универсал имеет четыре двери, но так как он позиционируется как бизнес-класс чаще всего, то ему это простительно. Хэтчбэк имеет и три двери, и пять (в принципе, от «Оки» в данном случае это всё недалеко, вопрос лишь в том, что понравится больше, ведь это всё «дети» одного и того же концерна).

Помимо классической, ставшей притчей во все языцах, механической коробки передач, имеет автоматизированную и роботизированную. (http://bbe.su/)

 

Критерии оценки задания:

«5» – принадлежность текста к заявленному стилю доказана, верно выделены стилеобразующие черты, приведены соответствующие примеры.

«4» – принадлежность текста к заявленному стилю доказана, однако стилеобразующие черты текста выделены не все или в некоторых случаях неверно приведены примеры.

«3» –  принадлежность текста к заявленному стилю доказана не в полной мере, выделены далеко не все элементы, мало примеров.

«2» –  принадлежность текста к заявленному стилю не доказана, стилеобразующие черты не выделены.

 

 

Тема: Разговорный стиль

Задание 7. Понаблюдайте за живой разговорной речью своих сверстников, друзей, близких  и знакомых, а также за речью ведущих и участников различных ток-шоу и попытайтесь выделить речевые ошибки. Составьте картотеку отмеченных речевых ошибок (не менее 10 примеров). Оформите карточки следующим образом:

 

Ошибка__________________________

Носитель ошибки_________________

Тип ошибки______________________

Правильный вариант_______________

 

Критерии оценки задания:

«5» ‒ в картотеке представлено не менее 10 примеров, верно отмечены ошибки, их тип и правильный вариант употребления или при указании типа ошибки допущены негрубые недочеты.

«4» – в картотеке представлено не менее 10 примеров, при указании типа ошибки и правильного варианта употребления допущено 2-3 недочета.

«3» ‒ в картотеке менее 10 примеров, тип ошибки не указан, не все ошибки объяснены верно.

«2» – в картотеке менее 5 примеров, тип ошибки и правильный вариант употребления не указаны.

 

Тема: Художественный стиль

Задание 8. В рассказах А. Платонова выделите описания механизмов, принципов их работы. Отметьте средства художественной выразительности.

 

Критерии оценки задания:

«Зачтено» ‒ выбран соответствующий отрывок, средства выразительности выделены.

«Незачтено» – соответствующий текст подобран не был или отсутствовали попытки анализа текста.

 

Тема: Обобщающий урок по теме «Функциональные стили речи»

Задание 11. Определите функциональные стили текстов. Свой ответ аргументируйте.

1) Только представьте себе, примерно десять лет назад компрессорным или турбинным двигателем похвастаться  мог только обладатель спортивного  или достаточно хорошо тюнингованного автомобиля. На сегодняшний день практически никого не удивишь каким-либо дополнительным качеством двигателя, ведь зачастую на многие модели завод-изготовитель сам устанавливает устройство, которое способно увеличить мощность мотора. Вот только при всем этом не все водители имеют понятия о том, какие же вообще существуют виды двигателей в автомобиле и в чем их отличительные черты.

В первую очередь, прежде чем разбираться в видах «сердца» автомобиля,  необходимо уяснить, что в большинстве случаев двигатели можно разделить на пару групп:  атмосферные и наддувные. По конструкции эти типы очень сильно отличаются друг от друга, причем и прирост мощности тоже дают совершенно разный. (http://bbe.su/)

2) Автомобильный двигатель относится к тепловым машинам, в которых тепловая энергия сжигаемого топлива превращается в механическую работу; топливо (обычно жидкое) вводится непосредственно в рабочие цилиндры и там сжигается. Выделяющееся тепло преобразуется в механическую работу; такие двигатели называются двигателями внутреннего сгорания. Механическая работа, отдаваемая двигателем, расходуется на преодоление сопротивлений движению автомобиля.

Автомобильные двигатели разделяются на две группы в зависимости от способа воспламенения топлива; в более распространенных карбюраторных двигателях воспламенение сжатой смеси осуществляется электрической искрой, а в дизельных двигателях топливо воспламеняется в среде сжатого воздуха, имеющего высокую температуру. (http://www.bestreferat.ru/referat-116755.html)

3) Часть 1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения,  влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Часть 2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения,  влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

(http://www.prav-net.ru/statya-128)

4) Едет мужик на "девятке". Впереди "мерседес",  спортивный, свежий, дорогой. Не суть почему, но мужик своей "девятиной" достал корму "мерса". Остановились, из "мерседеса" выскочила состоятельная дамочка и завопила:
‒ Что делать будем? 

Однако мужик раскаяться не торопится, пожимает плечами.
Дама:
– Я мужу сейчас позвоню. 

Мужик ‒ ноль эмоций. Дама набирает номер, стоя рядом с мужиком, и, когда на звонок отвечают, мужик слышит обоих. Диалог по телефону:
– Я в аварию попала!

Пауза, затем ответ:

‒ А какая у него машина? 

Дама, стоя в метре от девятки и, видимо, не отличая ее от КамАЗа, поворачивается к мужику и спрашивает:

– Какая у тебя машина?

Мужик шутя:

‒ "Ягуар"!

Дамочка в трубу:

– У него "ягуар"!

Пауза дольше первой, затем ответ:

‒ Тогда линяй оттуда скорее! (http://zavgar.info/umor/smeshnye-istorii)

        

Критерии оценки задания:

«5» ‒ функциональные стили приведенных текстов определены верно, выбор аргументирован.

«4» – при определении функционального стиля допущена 1 ошибка, ответы аргументированы или при определении стиля ошибок допущено не было, однако выбор аргументирован достаточно слабо.

«3» ‒ 2 ошибки при определении функционального стиля, слабая аргументация.

«2» – 3 ошибки при определении стиля, аргументация отсутствует полностью.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.