« Шёл солдат домой с войны…»
(литературно – музыкальная композиция, посвящённая Дню Победы)
Цели внеклассного мероприятия:
напомнить о героических страницах истории нашей родины;
воспитывать чувство патриотизма, любовь к Родине;
воспитывать бережное отношение к пожилым людям;
воспитывать бережное отношение к истории своей страны, к традициям своего народа.
развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности и уважения к людям, победившим в войне;
развивать коммуникативные способности учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, записи песен, выставка
детских рисунков.
( песня « Ехал я из Берлина »)
Чтец 1: Шёл солдат домой с войны,
Шёл с далёкой стороны.
В гимнастёрочке линялой,
Шёл домой солдат усталый.
За солдатом вдоль села
Тихо музыка плыла.
Чтец 2: Шёл солдат лесной тропинкой,
И сверкали в паутинках
Капли утренней росы.
Разлетались птицы робко,
И висел над узкой тропкой
Дым трофейных папирос.
Чтец 3: В гимнастёрочке казённой,
Да в пилоточке зелёной
Шёл, куда – не зная сам.
По разбитому просёлку
И к весёлым голосам.
Сценка.
Шофёр: Девчата, не можна, не положено. Искры нема.
Военный: В чём дело, барышни?
Девчата: Прикажите вашему водителю отвезти нас в город. Ему всё равно по пути.
Военный: Отвезите барышень до города.
Шофёр: Не можна, товарищ старшина, не положено. Я ж сказал: « Искры нема».
Девчата: Мы договорились с танкистами, они сделают.
Военный: Танкисты сделают.
Шофёр: Наказ в мене. Артистов надо привезти.
Военный: Извините, барышни.
Шофёр: Справжних.
( исполняется танец «Казаки» )
Солдат: Парень кажется знакомым…
Подступило к горлу комом…
Помнишь, год тот роковой –
Сорок первый, выпускной?
Ведущий № 1: Пришел июнь – румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила.
Ведущий № 2: И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,
И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил.
Ведущий № 1: Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
(звучит вальс; юноши и девушки ходят по сцене)
Юноша: Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство
золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?!
Девушка: Саша, о чем ты мечтаешь?
Юноша: Я… Я хочу поступить в институт, а потом…, наверное, буду врачом. А ты?
Девушка: А я хочу быть учителем.
А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!
(средь звуков вальса слышится гул самолетов, все приостанавливаются)
Юноша: Почудилось…
(гул усиливается, музыка останавливается)
Девушка: Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах?
Юноша: Почему люди все на рассвете
Вдруг застыли, раскрыв глаза?
Девушка и
юноша (вместе): Что случилось, скажи нам, ветер?
Неужели это – война?!
(звучат разрывы бомб)
Ведущий № 2:
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах ее сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова….
(звучат в записи слова Левитана: « От Советского Информбюро: «Сегодня, в 4 часа утра,
без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны
германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и
подвергли бомбежке со своих самолетов наши города» ).
(звучит песня «Священная война»;муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача)
(читают на фоне музыки)
Ведущий №1: Война – жесточе нету слова,
Война – печальней нету слова,
Война – святее нету слова.
В тоске и славе этих лет,
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет.
Ведущий №2: Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На все, на все четыре года.
Ведущий №1: Можно оккупировать город, даже много городов, но нельзя победить народ, который назвал навязанную ему войну, Отечественной. Эту истину оккупанты познали с первых дней своего вторжения на советскую землю. У них не было тыла, прифронтовым оставался каждый город, каждое село. И не виселицы, ни газовые камеры и массовые расстрелы не могли ослабить волю народа к победе с захватчиками.
Ведущий №2: Простые парни и девчонки шли и побеждали, закрыв собой огромную страну. Они, храбро сражаясь, сполна выполнили свой долг воинов-защитников.
Ведущий №1: А помогала им в этом, звала на подвиг, приближала победу песня, которая жила в душе солдата.
Ведущий №2: Душу мою согрейте,
Струны задев едва,
Клёна того раскудрявого
Трепетные слова.
( исполняется песня «Смуглянка» )
Девушка: Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом – солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте не пуль, не гранат,
И себя не щадите, но все-таки,
Постарайтесь вернуться назад!
Солдат: Испытало нас время свинцом и огнём.
Стали нервы железу под стать.
Победим. И вернёмся. И радость вернём.
И сумеем за всё наверстать.
( песня из кинофильма «Небесный тихоход» ).
Ведущий №1: Символом верности и надежды в годы войны стала девушка Катюша. Весна, цветущие сады, любовь, верность… Катюша олицетворяла всё самое лучшее в жизни – всё, что пытался разрушить беспощадный фашизм.
( исполнение песни «Катюша» )
Ведущий №2: Что согревало сердце среди сожжённого поля и в морозном лесу, в мокрой землянке и на стылой дороге? Краюха хлеба да горсть отчей земли на груди. Что согревало тело? Заветное письмецо, скромный платочек или вышитый кисет, взятые с собой в нелёгкий путь из такой мирной жизни гармонь, баян, гитара.
( исполнение под гитару песни «Тёмная ночь» )
Ведущий №1: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потоками крови и слёз была омыта за эти нескончаемые долгие 4 года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слёзы, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания.
Ведущий №2: 9 мая 2011 года в 66-й раз прогремит салют Победы. Вся страна будет отмечать Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Вторая мировая война была самой страшной, самой кровопролитной войной в истории человечества. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Ведущий №1: Мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча километров в час, миллионы тонн сырья...
Но 27 миллионов погибших. Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов объявить минуту молчания, страна будет молчать 38 лет.
Чтец № 4: Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех, воевавших и страдавших,
Минутой обниму одной.
Пусть всё замрёт в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним Вас, отцы и деды,
Отчизна, Родина Вас чтит!
Чтец № 5: Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
( выходят учащиеся с зажженными свечами).
Ведущий объявляет минуту молчания.
(Звук метронома)
Ведущий №2: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Трудом, Весной и Миром.
Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.
Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас – после нас. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Мира. Это для них мы должны сохранить нашу Землю. Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и гоня перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.
Ветер Победы. Ветер Мира.
Выходят учащиеся 3 класса
Третьеклассники приветствуют ветеранов:
1. Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю.
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.
2. Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю все это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.
3. Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья и за рассвет.
И за поля цветущие ромашек.
4. Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо вам! Мы уважаем вас!
Поклон вам от девчонок и мальчишек!
5. Я нарисую яркое солнце!
6. Я нарисую синее небо!
7. Я нарисую свет в оконце!
8. Я нарисую колосья хлеба!
9 и 10. Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнём нашей общею кистью:
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Ведущий №1: Поднимите рисунки выше,
Чтобы все их видеть могли,
Чтобы всем был сегодня слышен
Голос юных граждан земли.
(В исполнении общего хора звучит песня “Пусть всегда будет солнце”)
Ведущий №2: Все помнится, ничто не позабыто,
Все помнится, никто не позабыт,
И днем, и ночью в чаше из гранита
Святое пламя трепетно горит.
Ведущий №1: Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро! Спасибо нашим гостям за их рассказы о войне. Желаем им крепкого здоровья, оптимизма и большого человеческого счастья!
( исполнение песни Т. Недельской «Опять бушует месяц май» )