"Чудеса из осеннего леса"

4
2
Материал опубликован 31 October 2022

Автор публикации: Е. Фильчакова, воспитанница 15 группы

Поделки из природного материала помогают открыть ребенку удивительный мир природы: увидеть в еловой шишке забавного гномика, в сухом сучке – зверька или птичку. Любая работа по изготовлению поделок из природного материала не только увлекательна, но и познавательна. Ребенок вовлекается в наблюдения за природными явлениями, учится бережно относиться к окружающей среде, обращает внимание на красоту цветов, плодов, листьев. Практически в любое время года можно знакомить дошкольников с природой и находить природные материалы для изготовления поделок. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Изготовление игрушек, поделок из природного материала - труд кропотливый, увлекательный и очень приятный, а процесс изготовления поделок из природного материала не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки и умения, необходимые детям, но обязательно разовьет фантазию, воображение, мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству. Природа пробуждает в нас прекрасные чувства. Помогает справиться со стрессами, только нужно уметь видеть и понимать ее.

        Вряд ли найдется человек, который ни разу в жизни не поднял с земли осенний лист и не восхитился красотой его совершенной формы и цветом. Или не подобрал бы корягу, показавшуюся ему фантастическим зверем или сказочным героем. Даже в человеке, далеком от искусства, может проснуться спящий до поры до времени художник.

        Природа щедра. Она бесплатно отдает свои материалы мастеру. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

        Работа с природным материалом необычайно увлекательна как для взрослых, так и для детей, а сколько разнообразных тайн откроет ребенок, работая с ним.

        Работая с природным материалом, заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

Изготовление игрушек, поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы дети охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию. Добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе.

        Собрав природный материал, дети по долгу его рассматривают, перебирают, ощупывают, обследуют. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Например, дети узнают,  что орехи круглые, коричневые, с бугристой поверхностью; желуди овальные, блестящие, желтовато-коричневые и т.д.

        Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

        Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточными движениями руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся  гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок развивается мелкая моторика руки

        Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале ребята рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления. Затем после усвоения этого процесса задания усложняются: детям показывают рисунок или фотографию игрушки, которую нужно сделать и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.        

        Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания – повышает его устойчивости, формируется произвольное внимание

        Поделки из природного материала в большей мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

        Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны  для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят ребятам незамысловатые поделки из ракушек, шишек и др. природного материала! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками.

        Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать игрушку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается  с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Результаты труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей, открывается большая возможность раскрыть индивидуальность и творческий потенциал каждого ребенка. 

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.




t1667225078aa.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Работа Фильчаковой Екатерины "Чудеса из осеннего леса", МДОБУ "Детский сад 32" г. Бузулук Оренбургская область

31 October 2022