12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольховченко Эльвира Анатольевна638
Материал размещён в группе «Творческая мастерская»

Муниципальная окружная открытая научная конференция школьников




Секция: культурология



Название работы: Декоративные маски – как средство

выражения художественного образа



Автор работы: Сефербекова Самира Тажировна

Место выполнения работы: с. Кочубеевское

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Научный руководитель:

Ольховченко Эльвира Анатольевна

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории





Кочубеевское, 2024



Оглавление



1. Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1.

1.1.Из истории масок в разных культурах………………………………………...4 - 5

1.2.Маска в мифологии и фольклоре………………………………………………….5

1.3.Актуальность декоративных масок на сегодняшний день ……………..……6 - 7

Глава 2.

2.2.Этапы проектной деятельности…….…………...…………………..…...…….7 - 8

2.3.Описание работ…………………………………………………….....................8 - 9

3.Заключение…………………………………………………………………..…..9 - 10

Литература………………………………………….……………………………….…11



Введение

Актуальность исследования маски – как феномена не вызывает сомнения. Она является одним из важных элементов культуры всех известных науке обществ и традиций. Роль маски различна в зависимости от социальных, исторических, географических факторов. Способность к изготовлению и применению маски или ее аналогов может быть признана одним из универсальных человеческих свойств. 

Цель работы: проанализировать эволюцию маски, определить ее роль и своеобразие в разные периоды истории человечества, а также степень ее влияния на социум.

Задачи:

- изучить литературу и исследовать маску - как феномен культуры в историческом развитии

- познакомиться с особенностями масок в различных мировых культурах

- выявить общие черты и культурные коды масок

- поэкспериментировать с различными техниками и приёмами работы

- найти оптимальные материалы и этапы ведения работы

- попробовать совместить разные техники, выполнить серию декоративных работ.

Гипотеза: могут ли маски, выполненные совмещением различных материалов и техник, быть актуальны и востребованны в современнлм декоративно – прикладном искусстве.

Новизна работы заключается в использовании нетрадиционных материалов и фурнитуры и совмещении различных техник.

1 Глава

1.1 Из истории масок в разных культурах

Маска — сложное, полифункциональное явление культуры. Она связана с «радостью смен и перевоплощений, с веселым отрицанием тождества и однозначности, с метаморфозами, с нарушениями естественных границ; в маске воплощено игровое начало жизни, в ее основе лежит особое взаимоотношение действительности и образа, а это значит, что «маска никогда не может стать просто вещью среди других вещей» (1). Да и в условиях обычной жизни маска окутана мистической атмосферой и воспринимается как частица какого-то иного мира. Даже для образованного взрослого человека в маске всегда остается что-то таинственное. Изучением символики маски занимаются представители разных гуманитарных наук: историки и искусствоведы, антропологи и этнографы, культурологи и театроведы, что свидетельствует об актуальности темы.

Маска — непреходящий фактор культуры: древней и современной. Ее истоки — в фольклоре и мифологии разных стран. У неё «народно-карнавальную природа», которая «функционирует в органическом целом народной культуры» (15). Культурология изучает маску в единстве трех сторон культуры: 1) как материального объекта; 2) в контексте ее связей с семантикой миров; 3) в связи с ее социальными и религиозными характеристиками. Что касается самого термина, то вот его энциклопедическое определение: «Маска (франц. masque) — накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа» (14). Истоки термина — в латинском mascus — «призрак», и арабском maskharah — «шут», «человек на маскараде». Маска «нарушает нормальные связи персонажа с реальностью, вводит инородное тело в процесс идентификации зрителя с исполнителем» (14). В древности маски использовались в самых разных ритуалах, с практическими и эстетическими целями. Среди сохранившихся масок известны маски Древнего Востока. К примеру, золотая маска из Ура — голова быка, найденная в числе сокровищ царской гробницы в Месопотамии (территория нынешнего Ирака), датируется примерно 2800 г. до н. э. Широко известна посмертная маска египетского фараона Тутанхамона, датируемая 1352 г. до н. э. К числу знаковых относится и золотая маска Агамемнона, найденная на Крите и относящаяся примерно к 1500 г. до н. э. В европейской культуре маска была широко представлена в искусстве древних греков и римлян. Смеющаяся и плачущая маски как своеобразный символ театра появились на греческой сцене в V в. до н. э. В Средневековье ношение масок было связано с мистерией (от лат. misterium — таинство) — религиозной драмой на сюжеты из Библии и Евангелия. Спрос на масочное ремесло вырос в эпоху Возрождения, когда стала процветать народная карнавальная культура, «высвобождая подлинные человеческие качества и снимая классовые социальные запреты» (1).

1.2 Маска в мифологии и фольклоре

Анализ источников и литературы по истории маски доказывает, что это уникальное явление. Исследователи связывают его, как правило, с игровой культурой, определиляя как «специальное изображение какого-либо существа, надеваемое или носимое с целью преображения в данное существо» (5). Эта точка зрения позволила и другим исследователям рассматривать маску как реальный объект с присущими ему функциями и механизмами «моделирования образа». Маска «родилась в недрах мифологии и фольклора как их органическая составляющая, которая несет культурный код, раскрывающий характер создавшего ее времени и общества» (15). Причем миф как основа мировоззрения первобытного человека, как почва для возникновения маски всегда преследовал определенную цель. «Он (миф) подчинял человеческой ценностной шкале природу, олицетворял ее, все силы мира выходили на один уровень, где человек мог запросто с ними общаться, как бы они грозны ни были сами по себе» (1). Тем самым общество вырабатывало способ не только «проектировать» определенные события, но и включать окружающий мир, природу в сферу своей жизнедеятельности.

1.3 Актуальность декоративных масок на сегодняшний день

Я решила выявить с чем связан интерес к различным маскам сейчас. Разработала анкету, чтобы выяснить, какое представление о масках сформировалось у моих сверстников (Приложение 1). По итогам обработки анкет выяснилось что, в основном представления у ребят общие, расплывчатые, точнее сказать – стереотипные.

В настоящий период времени наиболее чаще маски можно встретить на традиционных карнавалах в Италии, Бразилии. Используют маски для оформления театральных представлений.

Изучая и исследуя различные маски в культуре и для зрелищных мероприятий, проанализировав их, постаралась выявить общие черты, присущие всем им, как объектам декоративного - прикладного искусства:

1. Они предельно выразительны и эффектны.

2. Эмоционально воздействуют на зрителя.

3. Очень лаконичны и декоративны.

4. Как правило присутствует декор.

5. Создают определённое настроение.

В своей практической работе я решила полагаться на определившиеся, в ходе исследования, харрактеристики.

Декоративность - это своеобразное отражение действительности. Оно позволяет, отказавшись от деталей, выразить саму суть идеи или образа. Средства, которыми оперируют прикладное искусство при создании художественного образа: форма, пропорции, силуэт, ритм, цветовые отношения, фактура материала.

Используя современные материалы, фурнитуру, можно создавать новые арт – объекты, ставя свои цели и задачи. Это может быть интересно подрастающему поколению, которое живее реагирует на свежие, новые, яркие, эффектные образы.

Выводы по 1 Главе:

Маска – непреходящий феномен культуры, служащий для трансформации различных идей при проявления в материальном мире.

Созданием масок общество воссоединялось с природой, мирозданием, моделировало реальность.

Проанализировав маски, можно выявить объединяющие их декоративные характеристики: выразительность, декоративность, лаконичность.

2 Глава

2.1 Этапы проектной деятельности

Мы наметили 7 основных пунктов для реализации проекта: постановка проблемы, целеполагание, планирование, поиск информации, изготовление работ, создание презентации, самооценка и распространение опыта.

Предполагаемый результат: создание серии новых, оригинальных работ совмещением различных приёмов и техник декоративно – прикладного искусства, под общим названием «Времена года».

Этапы деятельности:

1. Постановка проблемы. Актуально ли сегодня создавать маски?

2. Цель проекта. Разработать серию образов с использованием масок.

3. Определение задач проекта

Поэкспериментировать с различными дополнительными материалами для поиска и выявления интересных решений.

Выявление оптимальных, наиболее удачных, приёмов и способов работы.

Разработка алгоритма действий для выполнения декоративных панно.

Создание серии работ, совмещающих и сочетающих различные материалы в едином стиле.

4. Выявление конкретной потребности

Потребность в изделиях, где комбинируются различные материалы и элементы декорирования, безусловно есть. Потому что в данный момент в продаже появляется большое колличество новой фурнитуры. В декоративно-прикладном творчестве и дизайне особый интерес к нестандартным решениям.

5. Выявление основных параметров и ограничений

Обязательное условие для работы - разрабатываемое изделие должно:

- иметь невысокую себестоимость;

- конструктивную ясность и доступность исполнения;

- быть оригинальным и своеобразным;

- иметь завершённый эстетический вид.

6. Исследование - выявление традиции, тенденций

Если мы хотим создать что-то свое, новое, оригинальное, то необходимо провести исследование на выявление традиций.

7. Мини - исследование. Построение «методики обдумывания»

На этом этапе необходимо провести исследование.

Какие материалы понадобятся при выполнении работы?

Какие необходимы инструменты и оборудование, какие есть в студии.

Необходимо уяснить модель, размеры, форму изделий.

В каком стиле будет изделие, соблюдает ли оно традиции и современные тенденции.

Будет ли дизайн изделия сочетаться с интерьером, для которого предназначен с другими потребностями.

2.2 Описание работ

В своей практической работе я руководствовалась принципом заботы об окружающей природе и поэтому использовала остатки материалов, которые должны были утилизироваться.

Маски я выполнила в технике «папье маше» - туда ушли ненужные газеты. Для фона использовала обои. Для декора вокруг масок применила обрезки текстиля - тюли, кружев, фатина. Декорирование выполненно фольгой, пайетками, бусинами, стразами, блёстками.

Так минимальными финансовыми затратами можно добиться максимально выразительного визуального эффекта. Важно прочувствовать исполняемый образ и определиться с воплощением идеи.

Получилась коллекция декоративных панно с применением разнообразных материалов в смешанных техниках в современном звучании и исполнении.

Выводы по 2 Главе:

Для успешного ведения работы необходимо наметить этапы и алгоритм.

Подобрать материалы, фурнитуру, инструменты.

Продумать цветовую гамму, форму и дизайн изделий.


3. Заключение

Подводя итоги исследования, можно отметить, что появление маски и ее эволюция прослеживаются на протяжении всей истории человечества. Маска — феномен культуры разных народов мира. А в праздничной, игровой культурах она существует практически у всех народов мира. Маска выступает элементом древней и современной культуры.

Изучив работы с использованием масок и проанализировав их развитие во времени, пришли к определённым выводам. Маска, является способом воплощения мифологических идей и представлений, существующих в сознании носителей культуры. Ее роль различна и классифицируется в зависимости от социальных, исторических, психологических и культурологических факторов.

На всплеск интереса и популярности могут влиять следующие факторы:

Доступность интернет-ресурсов для обмена информацией;

Востребованность обществом и социальный заказ на изделия;

Направления и тенденции моды;

Новые направления в техниках исполнения;

Достаточное наличие материала для работы;

Появление новой фурнитуры;

Проанализировав проделанную работу, пришли к выводу, что гипотеза подтвердилась: интерес к маскам, как к проявлениям различных идей, безусловно, актуален сегодня. Только для воплощения необходимо учитывать появление новых материалов для творчества, дополнять и разнообразить приёмы работы, оригинально оформлять.

Новизна исследовательской работы – в использовании в традиционных образов в современной подаче и актуальном дизайне представленных работ. Произошла транформация, в которой совмещаются различные приёмы и техники исполнения. Эти работы могут быть наглядными пособиями, для разработки и выполнения различных других изделий. Служить украшением интерьера и прекрасным подарком.

Из проделанной работы делаем вывод, что удачными получаются работы, где совмещаются совершенно различные материалы, разные по фактурам и свойствам отражения света. Занимаясь творчеством, сохраняя традиции, делать это нужно не копируя прошлое, а создавая будущее. Должно появляться и возникать что-то новое, «живое», оригинальное. Таким образом, создавая новые формы, мы продолжаем традиции декоративного искусства, несём культурный код в будущее.

Коллекция «Времена года» - это поиск нестандартных решений, путей реализации и воплощения свежих идей. Нужно только проявлять чувство стиля, меры и художественно – эстетический вкус, не копировать уже известные образцы, а разрабатывать новые технические приёмы, искать оригинальные формы. Полученным опытом делимся на различных конкурсах – выставках, фестивалях, творческих интернет – порталах (Приложение 9).

Как безгранично бытие с его меняющимися формами, так безмерны творчество и искуссво, видоизменяются в своих проявлениях вместе с течением времени.



Библиографический список

1. Бидерман Г. В. Энциклопедия символов/ Г. В. Бидерман. - М: Республика, 2009. - 335 с.

2. Браиловская Л.В. АРТ – дизайн: красивые вещи / Л.В Браиловская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 268 с.

3. Величка Н. П. Роспись. Техники, приемы, изделия/ Величка Н. П.- М: АСТ – ПРЕСС, 2014. – 224 с.

4. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция, Ростов-на-Дону, Феникс, 2008. – 312 с.

5. Джейн Холл. Образы природы в исскусстве рукоделия/ Холл Джейн. – Вильнюс: КРИСТИНА – НОВЫЙ ВЕК, 2007. – 127 с.

6. Ляукина М.В. Основы художественного ремесла - бисер/ М.В.Ляукина. – М: АСТ – Пресс, 1998. – 176 с.

7. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция/ Г.М. Логвиненко. - М: Владос, 2009. – 144 с.

8. Митителло К.Б., Аппликация, техника и искусство / К.Б.Митителло. – М: Эксмо, 2006. – 192 с.

9. Павловская Е.Э. Основы дизайна и композиции/ Е.Э. Павловская. – М: Юрайт, 2019. – 183 с.

10. Паранюшин Р.В. Композиция / Р.В. Паранюшин. – М: Феникс. 2002. – 80 с.

11. Павловская Е.Э. Основы дизайна и композиции/ Е.Э. Павловская. – М: Юрайт, 2019. – 183 с.

12. Сурина М.О. Цвет и символы в искусстве, дизайне и архитектуре/ М.О. Сурина. - М: Март, 2009. – 288 с.

13. Сурина М.О. История образования и цветодидактики / М.О. Сурина. - М: Март, 2009. – 352 с.

14. Тресиддер Д. Словарь символов / Д. Тресиддер. - М: Гранд, 2014. – 448 с.

15. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов/ Д. Фоли. – М: Вече, 2012. – 430

Интернет источники:

https://cyberleninka.ru/article/n/maska-kak-kulturnaya-forma/viewer

https://culturolog.ru/content/view/3526/70/

Приложение 1


Анкета – опросник


1. Что такое маска?

- предмет, прикрывающий лицо;

- предмет, украшающий лицо;

2. Для каких целей использовались маски?

- для укпашения лица во время праздников;

- для того, чтобы скрыться;

- выдать себя, за кого – то другого;

- как украшение интерьера;

3. Где ты встречал маски?

- на новогодних праздниках;

- в исторических кинофильмах;

- в мультфильмах;

- на народных гуляньях;

- в интернете;

4. В каких сферах искусства актуальны маски?

- кинематограф;

- театральное искусство;

- декоративно – прикладное искусство;

- живопись;

- графика;

- архитектура;

- керамика;

5. В каких странах до сегодняшнего дня популярны маски?

- Голландия;

- Россия;

- Франция;

- Испания;

- Италия;

6 . Может ли являться маска ценным культурным объектом?

- да, может;

- нет, не может;

- затрудняюсь ответить;

7. Актуально ли сегодня использование и ношение масок?

- да, это актуально;

- нет, это уже не актуально.

8. Хотелось бы тебе изготовить собственноручно декоративную маску?

- да, хотелось бы;

- нет, не хотелось бы;

​​​​​​​ 9. Хотелось бы тебе поучаствовать в ритуалах с масками?

- да, хотелось бы;

- нет, не хотелось бы;

Приложение 2



t1708410067aa.gif




Маска – образ «Зимушка – зима»

Приложение 3


t1708410067ab.gif


Маска – образ «Весна прекрасная»


Приложение 4


t1708410067ac.png



Маска – образ «Лето красное»


Приложение 4


t1708410067ad.gif




Маска – образ «Осень золотая»



Автор материала: С. Сефербекова (6 класс)
Опубликовано в группе «Творческая мастерская»


Комментарии (1)

Куликова Ирина Геннадьевна, 20.02.24 в 09:36 0Ответить Пожаловаться
Работа заинтересовала. Спасибо
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.