«Городецкая роспись. Цветочная композиция с включением мотива «конь».
Автор публикации: В. Сивцова, ученица 1 класса
Пояснительная записка.
1.Автор работы: Сивцова Валерия, ученица 1 класса МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск Республики Мордовия.
Руководитель: Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов.
2.Название работы: «Городецкая роспись. Цветочная композиция с включением мотива «конь».
3.Работа выполнена на фанере гуашью.
Порядок выполнения росписи:
А) Роспись выполнялась на деревянной основе, основа грунтуется желтым цветом.
Б) На основе тонкими линиями карандашом намечала композицию будущего узора: коня и цветов.
В) Широкой кистью наносила пятна правильной круглой формы - основа цветка.
Г) Поверх светлых пятен наносим тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки –изображает контуры лепестков цветка. Между крупными элементами изображаются листочки.
Вся роспись состоит из элементов: круги - подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.
Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.
Е) После высыхания изделие покрыто бесцветным лаком.
4.Городецкая роспись - яркая, самобытная, символичная, но такая солнечная и добрая. Познакомившись или, даже хоть раз увидев эту роспись, мы её никогда не спутаем ни с одним другим промыслом, настолько она запоминающаяся.
Конь в городецкой росписи — символ богатства.
Вы слыхали такое слово — «безлошадный»? Когда его употребляют даже в наше время, то имеют в виду крайнюю бедность того человека, о котором говорят «безлошадник». Теперь-то времена изменились.
А вот в старину, те крестьяне, у кого лошади не было, были самые бедные на селе люди: ни землю в поле вспахать, ни сена коровушке привезти, ни на базар поехать что-то из своего урожая продать, ни врача больному доставить...
Словом, плохо в хозяйстве без лошади было. И настолько конь был значителен в жизни сельских жителей, что в крестьянской росписи он стал символом богатства.
Городецкий конь бывает только черного цвета. Это тоже традиция. И пошла она от того далекого времени, когда еще городецкие прялки украшались не росписью, а резьбой. Тогда конь, вырезанный из черного (мореного) дуба, врезался заподлицо в светлое донце городецкой прялки. Работа эта была тяжелая, так как дуб — очень твердое дерево. Поэтому со временем мастера, делавшие прялки, стали просто закрашивать коня на прялке черной краской, тем самым имитируя свою работу под инкрустацию мореным дубом. Это было дешевле. Прялки-то делали на продажу.
А потом стали подкрашивать и другие детали прялки и постепенно дорогостоящая резьба была заменена раскрашиванием (росписью).
С тех пор конь в городецкой росписи всегда черный.
Городецкий конь, так же как и птица, острохарактерен по форме и цвету. Весь конь — черный с белыми оживками, седло и сбруя — красные. У коня гибкая линия шеи и груди, округлый круп, пышный хвост и очень тонкие ноги. Причем, тонкие они только ниже колен.
Одна задняя нога крючком подогнута под животом, а одна передняя — круто согнута в коленке перед грудью.
Цветы — символ здоровья и процветания в делах. Самая распространенная композиция из цветов и листьев.
5. На изготовление данной работы было потрачено 2 недели. Трудностей при изготовлении не возникло.
Дементьева Ирина Михайловна
Кияйкина Наталья Федоровна
Паненкова Ирина Михайловна
Ухтинская Елена Геннадьевна