МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Семейный досуг»
Автор публикации: О. Русинова, ученица 11 класса
МИКРОИССЛЕДОВАНИЕ ПО ТЕМЕ
«Семейный досуг»
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Теоретическая часть ……………………….……………………………......4-5
Глава 2. Практическая часть………..………………………………………………...6-7
Заключение ………………………………………………………………………………8
Список литературы ……………………………………………………………………...9
Приложения
Введение
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. [1]
Проблема организация семейного досуга является в наше время очень острой.
Серьезная проблема современного мира состоит в том, что вследствие недостатка взаимопонимания на фоне всеобщей погружённости в виртуальное общение и отсутствие желания больше времени проводить в кругу семьи всё чаще случаются конфликты, разрушаются внутрисемейные связи. Семья – это самый первый коллектив, в который попадает человек при рождении, первый социальный институт, который способствует преображению человека-индивида в личность. В первую очередь в семье закладываются привычки поведения, установки, навыки общения и отношения к старшим и младшим. В семье также воспитывается эстетический вкус, задается уровень моральных норм и ценностей, формируется уровень доверия к окружающему миру. В семье происходит приобщение к обычаям, традициям, культуре своей семьи и народа, а также приобретаются навыки трудовой деятельности, как совместной, так и индивидуальной. Именно этим обусловлена актуальность исследования. [4]
Цель – изучить как в семье организовывается досуг, какими видами деятельности он заполнен, в каких формах он происходит, есть ли общее увлечение родителей и детей.
Исходя из цели, были сформулированы задачи:
Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Провести анкетирование на тему семейного досуга;
Исследовать варианты семейного досуга;
Осуществить качественный и количественный анализ данных;
Определить содержание семейного досуга школьников;
Выявить виды досуговой деятельности.
Глава 1. Теоретическая часть
В словаре С.И. Ожегова понятие досуг трактуется как время свободное от работы, а семья – это группа живущих вместе родственников, сплоченных общими интересами. Исходя из этих двух понятий, можно сделать вывод, что семейный досуг – свободное время, которое родственники проводят вместе. [5]
Очень важно понимать, что время, проведенное в одной комнате за разными занятиями, это не есть семейный досуг. Например, когда мама готовит ужин, а ребенок в это же время рисует на кухне за столом – нельзя назвать семейным досугом. Занятие должно быть общим.
Семейный досуг — это свободное времяпрепровождение, которое предполагает «совместное участие всех членов семьи в различных видах активной и пассивной деятельности, которое способствует сплочению семьи, помогает подружиться и лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил человека, формирование его личности. Во время семейного досуга семья становится одной командой, и в такой семье никто не чувствует себя одиноким или обделенным вниманием» [2]
Ценность проведения семейного досуга как вида развивающей деятельности, определяется несколькими моментами:
приобщением к духовным традициям и эстетическим воспитанием, в процессе которого у детей формируется умение «адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе»
формированием у детей таких важных личностных качеств, как ответственность, (добровольное принятие на себя моральных и других обязательств перед обществом), открытость, отзывчивость, контактность (хорошие, доверительные отношения с родственниками, друзьями, знакомыми) и др.
поддержанием семьи как целостной системы (социальной группы);
физическим развитием и оздоровлением всех членов семьи.[3]
Поскольку семейный досуг предполагает развивающую деятельность и активный отдых (обучение, физическое и эстетическое воспитание и др.), то можно утверждать, что он играет существенную роль в формировании всесторонне развитой личности.
В последнее время проблеме семейного досуга стало уделяться очень много внимания. Это находит отражение в современных социально-культурных, психолого-педагогических исследованиях. Существенный вклад в разработку проблем социально-культурной деятельности и ее роли в формировании культуры семейного досуга внесли М. А. Ариарский, Г. М. Бирженюк, А. Ф. Воловик, А. Д. Жарков, А. С. Запесоцкий, Т. Г. Киселева, Ю. Н. Кротова, В.Н.Орлов, В. Е. Новаторов, И. А. Новикова, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, В. Е. Триодин, Н. Н. Ярошенко и другие российские ученые.[2]
Таким образом, проведенный теоретический анализ позволил сделать некоторые выводы:
Семья - важнейший фактор социализации человека, она представляет собой персональную среду жизни и развития детей.
Совместный отдых и занятия улучшают микроклимат в семье, способствуют укреплению доверительных отношений между детьми и родителями.
Ценность проведения семейного досуга, как вида развивающей деятельности, определяется приобщением к духовным традициям, формированием навыков межличностного взаимодействия, эстетическим и физическим воспитанием.
Глава 2. Практическая часть
Исследование на тему «Семейный досуг» было проведено в 5 «В» классе, участие в ней приняло 17 человек.
В самом первом вопросе нужно было перечислить всех членов семьи, что меня удивило, дак это то, что большинство респондентов отметило членами своих семей домашних животных (кошки, собаки, крыски). Все опрощенные мною школьники из полных семей, в которых соблюдаются такие семейные традиции как, справлять дни рождении, отмечать гражданские праздники, такие как, Новый год, 8 марта, День Победы; празднование начала учебного год и окончания школы, а также коллективное посещение кино и театров, а также некоторые ребята отметили, что в их семье соблюдаются такие семейные традиции как, каждое лето ходить в парк и постоянные совместные посещение тренировок по Джиу- Джитсу.
13 опрошенных отметили, что они каждый день проводят время вместе с семьей, 2 школьника указали, что время с семьей проводят несколько дней в неделю, и была даже такие ребята, кто с семьей бывает один раз в несколько месяцев.
Большое количество респондентов указали, что предпочитают проводить время дома, а если и проводят вне дома, то всего лишь один раз в неделю (13 опрошенных).
Что очень даже меня порадовало, дак этот то, что большая часть опрашиваемых указали, что предпочитают активных отдых (спортивный, отдых на природе), и это конечно благотворно влияет и на состояние здоровья и сплоченности семьи.
Развлекательную форму проведения досуга предпочитают 47% ребят. Культурная же форма досуга привлекает всего лишь 11% опрошенных, к ним относятся выставки, музеи, театр.
Проведя исследования, удалось выяснить, что все-таки у практически 100% опрощенных мною семей есть какое-то общее дело, занятие, которое их объединяет (уборка квартиры, уход за домашними животными, работа на даче, ремонт квартиры и др). 29% респондентов отметили, что в их семье нет какого-то общего увлечения, занятия, дела.
14% опрощенных мною школьников любят проводить время с семьей, удивило то, что двое участников исследования отметили, что им не нравиться совместное времяпровождение, были и те, кто сомневались в ответе «Скорее да, чем нет» отметили они.
Проведя исследование, были выявлены, как положительные, так и отрицательные результаты.
Заключение
Семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества.
Проведя исследование, были выявлены, как положительные, так и отрицательные результаты. К положительным относится то, что респонденты все-таки стремятся к досугу с семьей, они любят проводить время вместе удовольствием стремятся к общению с близкими. Плюс выражается еще и в том, что они действительно хотят добиться в семейном досуге чего-то большего, нового, что их совместное время провождение не ограничивается походом в кино или помощью с домашним заданием.
К проблемам относится то, что у респондентов практически не хватает времени на досуг с семьей. Из-за работы родителей и учебы детей, теряется связь между ними. В современном обществе так же заметно то, что многие семьи просто уже и забыли, что такое семейный досуг и что в него входит. Очевидно, что в современном обществе не хватает семьям взаимопонимания, доверия, общения и интереса к взаимной деятельности, которая и включает в себя досуг.
Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умением поддержать любовь и теплоту друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь, и взаимопонимание могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.
Список литературы
STUDFILES. Файловый архив студентов. Глава 3. Семейный досуг/ [Электронный ресурс]- URL: https://studfiles.net/preview/1710929/page:3/
Кудренко Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере. Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 149-150. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/72/4092/ (дата обращения: 15.02.2018).
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. – 324 с.
Т.В.Мамченко "Семейный досуг как средство укрепления внутрисемейных отношений"- статья. [Электронный ресурс]/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynyy-dosug-kak-sredstvo-ukrepleniya-vnutrisemeynyh-otnosheniy
Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]-URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=7092
Приложения