Немецкие родственники Деда Мороза
Автор публикации: Д. Руденко, ученик 6А класса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА №103 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Наименование секции: Иностранные языки (страноведение/ немецкий язык)
Научно-исследовательская работа
Немецкие родственники Деда Мороза
ФИО автора:
Руденко Даниил Юрьевич,
учащийся 6а класса
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Пришиб муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан
Научный руководитель:
Руденко Эльвира Фагимовна, учитель немецкого языка, русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Пришиб
г. Уфа 2020 год.
Оглавление
Введение --------------------------------------------------------------------------------стр.3
Глава 1
Немецкие родственники деда Мороза------------------------------------------стр.4
Прообразы Деда Мороза ---------------------------------------------------- стр.4
Особенности немецкого рождества --------------------------------------- стр.5
Праздничная одежда мужчин и женщин---------------------------------стр.6
Спутники Санта-Николауса--------------------------------------------------стр.6
Глава 2.
Пельцникель - забытый персонаж немецкого рождества и Нового года в Благоварском районе Республики Башкортостан--------------------------стр.7
Одежда и атрибуты Пельцникеля ------------------------------------------стр.7
Наказания для непослушных-------------------------------------------------стр.8
Мы ждем прихода Пельцникела в школу---------------------------------стр.8
Заключение ---------------------------------------------------------------------------стр.9
Библиография-----------------------------------------------------------------------стр.10
Приложения -------------------------------------------------------------------------стр11
Введение
Однажды я спросил у своей сестры: а есть ли у Деда Мороза родственники. Она мне предложила самому узнать об этом и рассказала о немецком персонаже Пельцникеле. Мне стало интересно узнать о нем больше. Раньше наша школа была немецкой. Здесь изучался немецкий как родной язык, так как в школе большинство детей были немцами. С тех пор многое изменилось. Немцы стали уезжать в Германию, школа постепенно стала русской. Но культура немецкого народа, язык, бесценные реликвии не исчезли. Мы их изучаем, восстанавливаем и не хотим, чтобы это забылось.
Предметом исследования являются обычаи немцев, а объектом – персонаж Пельцникель, в переводе Николай в меху, который приходил к детям в канун Нового года. Целью работы было восстановить утерянные сведения об этом персонаже. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: изучить литературу по теме работы, опросить жителей села Пришиб, учителей о Пельцникеле, узнать, какие у него были атрибуты, описать приход этого персонажа в школу, выяснить, является ли он родственником русского Деда Мороза. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе описываются покровители Нового года в Германии: Николай Чудотворец, фольклорный персонаж Ниманд, Вайнахтсман, Кнехт Рупрехт. Вторая глава посвящена Пельциникелю. В заключении даны основные выводы исследования. В приложении представлены фотографии.
Много информации мне рассказали моя сестра Рута, так как она это изучала, моя мама, учитель немецкого языка, бывшие ученики МОБУ СОШ с.Пришиб Бургард Наталья Вильгельмовна, Каац Татьяна Владимировна, Рейбад Нина, Бихе Надежда, Мак Нина. Бывшие ученики вспоминают, что вдруг раздавался страшный грохот и звон цепей. Появлялся мужчина, переодетый в овечий тулуп наизнанку, меховую шапку и огромные валенки. Он подзывал к себе шалунов, нарушителей дисциплины, двоечников и требовал у них объяснения. Те, кого мы спрашивали, говорят, что от его вопросов у них шли мурашки по телу, дети очень боялись.
К сожалению, сегодня этот обряд утерян, и в школу к нам теперь приходят Дед Мороз и Снегурочка. Мы установили, что Пельцникель не очень похож на Деда Мороза, ведь наш дедушка – добрый. А Пельцникель был персонажем для устрашения непослушных детей.
Проведенное исследование было для нас очень увлекательным и полезным. Мы узнали много информации о немецкой культуре. Теперь, заходя в школьный музей, мы можем рассказать о той или иной вещи.
Мы на этом не хотим останавливаться, будем и дальше изучать утерянные элементы культуры. Хотя в селе Пришиб и в нашей школе немцев осталось очень мало, но мы понимаем их огромную роль в развитии культуры и традиций нашей школы.
Глава 1
Немецкие родственники Деда Мороза
Вообще практически в каждой стране есть свой покровитель новогодних празднеств. По одной из легенд прообраз Деда Мороза — святой Николай Чудотворец1 (Приложение № 1) подбросил в дом бедняка три золотых яблока. По другой легенде он помог человеку, впавшему в нищету и решившему поправить положение продажей трех своих дочерей . Узнав об этом, Николай подбросил в дом несчастных три набитых золотых яблока через дымоход. Подарки попали то ли в башмаки, то ли в чулки девочек, оставленные сушиться у очага. Благодаря этому золоту отец сумел выдать сестер замуж с приданым за достойных людей. [2,67]. Считается, что именно так было положено начало традиции дарить детям подарки на Рождество. В европейских странах этот обычай до сих пор жив: ложась спать под Рождество, дети выставляют у порога башмачки или вешают у изголовья носочки (Приложение №9), куда заботливые родители от имени добродушного и веселого волшебника кладут подарки.
Самым древним прообразом немецкого Деда Мороза является фольклорный персонаж Ниманд2 'Никто'. Немецкие дети сваливали на него вину, когда шалили или что-нибудь ломали. В Средневековье дети в праздничную ночь ставили на стол тарелку для сладостей, которые Ниманд должен был принести послушным детям, а в башмаки клали сено для его ослика. В более поздний период духом Нового года считался Weihnachtsmann. 'Вайнахтен' - рождество, соответственно, Вайнахтсман - это попросту 'рождественский человек'.[1,45]
Святая ночь или Рождество является самым почитаемым праздником у благоварских немцев. Это был праздник надежд и единения, радости и оптимизма. Праздник Рождества продолжался у немцев два дня и сопровождался множеством атрибутов, главным из которых была елка. Она устраивалась накануне Рождества в церкви или в школе и украшалась пряниками и конфетами собственного приготовления. Перед праздником все в доме моется, белится, украшают жилище комнатными цветами. Надо спешить с уборкой до прихода гонца (Bote3), который возвещал о наступающем празднике. Если гонец забывал зайти в какой-либо дом, то это считалось предвестником несчастья, поэтому в каждой семье Bote ждали с большим нетерпением. Празднование Рождества начиналось в 5 часов вечера в Сочельник4. Старожилы вспоминают, как нарядно одетые колонисты шли в церковь, неся под мышкой сборник гимнов, пением которых сопровождалось богослужение.
Немцы тщательно одевались в праздник. Женщины были одеты в вытканные шерстяные с красными разводами теплые нижние юбки. Поверх на нее одевали короткую легкую синюю юбку и с блестящими пуговицами на шнуре душегрейку без рукавов; под душегрейку надевалась широкая кисейная блуза (Schabasch1), которая выглядывала буфами в талии и вокруг шеи. На шею надевали желтые или белые бусы, которые называли кораллами. Неизменным атрибутом праздника являлся кисейный фартук с большими цветами. Фасоны фартуков были весьма разнообразны. Верхний костюм составляло ватное пальто в талию и валенки, на голове теплая шаль, в руках белый носовой платок, который брался только для вида.
Мужчины - в рубашках из белого полотна, у молодых - с отложным воротником, короткие жилеты с металлическими пуговицами, длинный трековый или канковый кафтан, который назывался городским. На праздник на шею надевали цветные шарфы и галстуки, молодые мужчины могли также носить короткополые пиджаки. Верхний костюм дополнялся черной или желтой овечьей дубленой шубой. Позднее вместо шуб стали носить теплые пальто, а также бекеши (Приложение №11) - ватные стеганые куртки с двумя пуговицами на спине. На голове - ватная шапка на сукне. На ногах - блестящие лаковые сапоги и калоши. Позднее - широкие сапоги с железными подковами. Довершали праздничный костюм мужчины часами с цепочкой, в кармане - кисет для табака и на ремне - футляр для трубки [7,34]. Атрибуты тогдашней одежды в нашем школьном музее.
Богослужение продолжалось в течение одного часа - с 17 до 18 часов. Дома в это время оставалась лишь одна женщина, которая готовила праздничный стол. С ужином нужно было торопиться, так как многие в этот день ничего не ели до первой звезды, то есть до наступления темноты.
После окончания вечерней службы детям школьного возраста раздавали подарки - пряники и конфеты с церковной елки. После службы праздник продолжается дома в каждой семье. Ритуал этот отличался в разных колониях и даже в разных семьях в зависимости от имущественного положения и от различий в вере. Детям других национальностей, которые учились в Пришибе и жили в интернате очень нравился этот ритуал, и они постоянно спрашивали у родителей, почему в их семье так не делают. Хоть дети и боялись его, но с нетерпением ждали прихода Пельцникеля в школу, потому что это означало – скоро чудесный праздник – Новый год.
С 24 декабря по 6 января гадали о погоде в предстоящем году, каждый день соответствовал определенному месяцу. Например, погода 26 декабря соответствовала погоде февраля будущего года [8,20].
Праздник Рождества как бы постепенно переходил в веселый шумный новогодний праздник.
В некоторых селениях Благоварского района считали, что добрый Санта-Николаус ходил в сопровождении нескольких злых спутников, которых называли по-разному: Пельцникель, Кнехт Рупрехт, Полтерклас, Люцер и т.д. Вечером 24 декабря, когда уже украшена елка, зажжены свечи, к немецким детям по традиции приходят Вайнахтсман (Приложение №12) и Кристкинд. Кристкинд появляется в белом наряде, лицо закрыто белой вуалью, в руке корзина с традиционными яблоками, орехами, сладостями [10,45]. В то время в магазинах яблок не было, но немцы заготавливали яблоки сами. У них у всех в селе были яблоневые сады, а еще в пустыре они засадили общественный сад. Все, кто хотел, могли брать оттуда яблоки. Даже из близлежащих татарских сёл жители ездили в немецкие села за яблоками. Дети могли прочитать Кристкинд стихотворение или спеть рождественскую песню, и тогда им давали подарки. Рождественский ребенок, младенец Христос или Кристкинд (Приложение №10), как говорили детям, спускался с небес по длинной лестнице. Обычно это была молодая женщина из своего же дома, одетая во все белое, лицо было закрыто густой вуалью. Она входила в комнату, держа в одной руке прут, а в другой - завязанные в платочек пряники и конфеты, а также игрушки. Она тоже спрашивала детей о шалостях, но мягко, ласково, слегка наказывала их прутиком, заставляла читать заученную для данного случая молитву - после чего раздавала подарки. Кристхен1 спрашивала ребенка: «Ты обещаешь, что теперь всегда будешь послушным и будешь молиться Богу?». На что ребенок отвечал: «Кристхен, буду молиться всю неделю, я буду молиться 14 дней, больше этого никогда не случится» [11,51] Надо сказать, что дети побаивались и Кристхен с ее хлыстиком (Приложение №10). Эти обычаи - пугать детей - постепенно исчезли. Пельцникель и Кристхен являлись только веселыми ряжеными. Да и религиозное содержание этих персонажей уже давно стерлось, они стали лишь веселыми атрибутами немецкого рождества.
Взрослые мужчины и парни не боялись Кристхен и старались поднять вуаль, поцеловать младенца, он защищался прутом, стегая довольно больно не в меру любопытных взрослых. На Рождество много танцевали. Любимыми танцами были вальс «вприпрыжку» , «Августин семиколенный» (привезенный из Германии) , «Камаринская»2 (научились у русских). Своеобразно, головокружительно быстро с пристукиванием каблуками благоварские немцы танцевали польки ((Приложение №2).
Иногда вместе с Кристкинд появляется Кнехт3 Рупрехт (Ruprecht). Был он невероятно высокий, лохматый, со спутанной бородой, его лицо измазано сажей, или покрыто черной маской, или раскрашено до неузнаваемости. Приходит он в латаном-перелатаном плаще до пят, с огромным мешком (Приложение №7), в котором, правда, не было ни одного подарка. Мешок предназначался только для карательных целей - в него солдат прятал всех маленьких неслухов, озорников и сорванцов. Похоже, мешка для всех непослушных детей было мало, поэтому и плащ у него был снабжен множеством карманов, используемых для тех же целей. Понятно, какой ужас охватывал ребенка при мысли, что в каком-то кармане осталось место и для него.
Иногда Кнехт Рупрехт одет в штаны и тулуп, они, как полагается вывернуты наизнанку, и вся одежда топорщится огромным количеством 'хвостов', тулуп подвязан простыней, сам он в порванной шапке. Обвешан он цепями и другими металлическими предметами, которыми специально гремит. Бывает он подпоясан металлической цепью, выкрашенной в красный цвет. Такая цепь на морозе покрывается инеем и выглядит весьма зловеще. Кнехт Рупрехт производит много шума. Очевидно, первоначально в руках его было оружие, которым он бряцал, однако сейчас этот персонаж использует всего лишь старые крышки от кастрюль (Приложение №7). Если родители ребенка, к которому приходили эти персонажи, говорили, что он себя плохо вел, то вместо подарка этот ребенок получал луковицу, он должен был его почистить (Приложение №13), а Рупрехт бил его по рукам прутиком. Впрочем, шалуны обычно получали шанс исправиться.
Такой гость в канун праздника был очень сомнителен, и постепенно, чтобы не портить детям рождество, Рупрехт начал постепенно становиться добрее и уже только грозился забрать с собой самых непослушных малышей. Послушные же стали получать от него подарки. Внешний вид его также постепенно менялся к лучшему: исчез, к примеру, страшный плащ с карманами, уступив место красочному кафтану. А в 16 веке Кнехт Рупрехт вообще стал помощником Санта-Николауса (Приложение №12). С тех пор неразлучный дуэт ежегодно появляется в домах добропорядочных немцев. Санта-Николаус имеет при себе огромный мешок с подарками, а Рупрехт держит в руке пучок розог для наказания нерадивых и непослушных мальчиков и девочек.
Глава 2
Пельцникель – забытый персонаж немецкого рождества и нового года в Благоварском районе
Таким образом, в ходе исследования мы выяснили, что за всеми многоликими именами стоит один персонаж. В Германии его зовут Кнехт Рупрехт, а у немцев Благоварского района Республики Башкортостан герой назывался Пельцникель. Мы установили, что «knecht» имеет значение «моряк», «слуга». Раньше он и одевался соответственно. В Германии в настоящее время он приходит вместе с Санта –Николаусом, но уже не как устрашающий персонаж, а как помощник при раздаче подарков. В нашем районе же закрепилось название Пельцникель. Вероятно, оказало влияние и то, что здесь нет судоходных рек, морей, откуда мог бы прийти Кнехт Рупрехт. ходит Пельцникель выряжен довольно жутко, в противовес красивой и кроткой Кристкинд, и милому Николаусу. На нем - шуба шиворот-навыворот, перехваченная цепью (Приложение №6, фото №5), в одной руке прут для наказания непослушных. Интересно что этого Пельцникеля в отличии от Вайнахтсмана стараются не пускать в дом. Он ходит по улицам, ловит гуляющих, пугая их грохотом цепей и даже заставляя есть лук и чеснок, которые специально носит с собой. Но Пельцникель был не злым, а скорее суровым и справедливым. Иногда Пельцникель даже грозился забрать непослушного ребенка к себе (Приложение №12). В ходе исследования мы установили, что шум и грохот, которые производят металлические предметы, висящие на Пельцникеле (Приложение №5), отпугивают от дома злых духов, которые заставляют детей совершать нехорошие поступки. Старожилы села вспоминают, что вдруг в сенях раздавался страшный грохот и звон цепей. Появлялся мужчина, переодетый в вывороченный овечий тулуп, меховую шапку и огромные валенки. Он был опоясан железными цепями (Приложение №6, фото №5). В левой руке он держал колокольчик, а в правой – хлыст или розги, по бокам висели крышки от старых кастрюль и другие металлические предметы и он входил в дом на четвереньках. Это был Пельцникель (Приложение №4) - дословно: Николай в меховой шапке. Он вползал в комнату, где находились дети, на четвереньках, шумя цепями. Страшным голосом он требовал к себе того или иного шалуна. Дети от страха забивались в углы и прятались под кровати и столы. Пельцникель либо сам вытаскивал непослушных детей, либо приказывал это сделать другим. Пельцникель наказывал детей за шалости и прегрешения (заранее сообщенные воспитателями интерната), заставляя их прыгать над протянутым прутом (Приложение №4, фото №2 ) и кусать зубами цепь (Приложение №4, фото №5). И только взяв с детей слово больше не шалить, хорошо учиться, почитать родителей, он уходил.
Пельцникель также приходил и в школу. Бывшие ученики воспоминают, что посередине урока вдруг слышался страшный грохот, и гремели цепи. В класс заходил бородатый мужчина в перевернутом тулупе, с цепью на одежде, луком (Приложение №6, фото №6) и чесноком в руках (Приложение №5). Он подзывал к себе шалунов, нарушителей дисциплины, двоечников и требовал у них объяснения. Те, кого мы спрашивали, говорят, что от его вопросов у них шли мурашки по телу, дети очень боялись.
К сожалению, Пельцникель сегодня перестал быть атрибутом нового года в немецких селениях.
Старожил из села Пришиб (Благоварский район, Республика Башкортостан) вспомнил, что в 60-е годы был также такой персонаж, как новогодний Пельцникель, его еще называли новогодний козел. Все атрибуты его были схожи с Пельцникелем, только вместо человечьей головы была козлиная с огромными рогами и бородой. Одна из таких масок даже сохранилась в музее общества «Возрождение» (Приложение № 8). Но это уже тема для другого исследования.
Заключение
Проведенное исследование было для нас очень увлекательным и полезным. Мы узнали много информации о немецкой культуре. Теперь, заходя в школьный музей, мы можем рассказать о той или иной вещи. В работе нам оказали материалы, собранные Руденко Рутой. Моя учительница помогла мне в оформлении этой работы. Мы на этом не хотим останавливаться, будем и дальше изучать утерянные элементы культуры. Хотя в селе Пришиб и в нашей школе немцев осталось очень мало, но мы понимаем их огромную роль в развитии культуры и традиций нашей школы.
Святая ночь или Рождество является самым почитаемым праздником у благоварских немцев. Праздник Рождества продолжается у немцев два дня и сопровождается множеством атрибутов. К детям раньше приходил Вайнахтсман или Санта Николаус. В некоторых селениях Благоварского района считали, что добрый Санта-Николаус ходил в сопровождении нескольких злых спутников, которых называли по-разному: Пельцникель, Кнехт Рупрехт, Полтерклас, Люцер и т.д. Мы установили, что это имена одного и того же персонажа. В Германии его зовут Кнехт Рупрехт, а у немцев Благоварского района Республики Башкортостан герой назывался Пельцникель.
Люди разных национальностей и вероисповеданий не живут изолированно. Элементы той или иной культуры переходят из одного селения в другой, происходит взаимообогащение культур разных народов.
Список литературы
Бусыгин Е.П. Русское сельское население Среднего Поволжья. – Казань, 1966.
Die Bibel. Deutsche Bibelgesellschaft, Stuttgart, 1987, S 1230.
Г.Дингеса, Э. Дингес, А.Лонзингер, Петра Зиннер «Немцы Поволжья», Свердловск, 1956, 234 с.
Жирмунский В.М. Итоги и задачи диалектологического и этнографического изучения немецких поселений СССР // СЭ. 1933.
Католическая энциклопедия, том 2, И-Л, Издательство Францисканцев, Москва,2005, 2345 с/
Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Конец XIX - начало ХХ в. Зимние праздники. М.: Наука, 1973. С. 13.
Курило О.В. Церковные праздники лютеранского населения России (XIX-XX вв.). —// Этнографическое обозрение//. — 1998.
Малиновский Л.В. Жилище немцев-колонистов в Сибири // СЭ. 1968. № 3. С. 97-105;
Manthey, M. und F., Festliche Höhepunkte im deutschen Jahreskreis, Russisches Wirtschaftsjournal, Moskau, 1995, S 187 - Мантей М. и Ф., Праздничный круг немецкого года, русский общественный журнал, Москва, 1995 г, 187 с.
Manthey, M. und F., Festliche Höhepunkte im deutschen Jahreskreis, Russisches Wirtschaftsjournal, Moskau, 1995, S 187 - Мантей М. и Ф., Праздничный круг немецкого года, русский общественный журнал, Москва, 1995 г, 187 с.
Соколовский С.В. Брачная структура алтайских меннонитов // Полевые исследования Института этнографии 1983. М., 1987. С. 66-71;
Соколовский С.В. Меннониты Алтая: Устойчивость этноконфессиональной группы в условиях перманентной миграции // Этносоциальные проблемы сельских миграций. М., 1990. С. 125-139;
Филимонова Т.Д. Тенденции этнического развития немцев СССР // Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М., 1989. С. 7-29;
Филимонова Т.Д. Об этнокультурном развитии немцев СССР // СЭ. 1986. № 4. С. 100-111.
Шнитке Виктор. Голоса молчания. – М., 1994.
Энциклопедия. Народы Башкортостана: историко-этнографические очерки. – Уфа, 2002.
Реестр приложений
№ приложения | Название | Страница |
1 | Николай Чудотворец – прообраз Санта Николауса (рисунок 1) | 12 |
2 | Любимые танцы немецкого рождества в Благоварском районе Республики Башкортостан (рисунки 2-4) | 13 |
3 | Пельцникель – Николай в меху (фото 1) | 14 |
4 | Пельцникель наказывает непослушных детей (фото 2, 3) | 15 |
5 | Накануне Нового года Пельцникель приходил в школу (фото 4) | 16 |
6 | Атрибуты Пельцникеля (фото 5) | 17 |
7 | Приход Кнехта Рупрехта (Пельцникеля) сопровождается грохотом (фото 6) | 18 |
8 | Новогодний Пельцникель (рисунок 5) | 19 |
9 | Носочки для подарков | 20 |
10 | Кристкинд раздает детям подарки (рисунок 6) | 21 |
11 | Бекеши. Верхняя праздничная одежда немцев.(рисунок 7) | 22 |
Приложение №1
Николай Чудотворец – прообраз Санта Николауса.
Рисунок 1. Николай Чудотворец. Римско-католический приход в с.Алексеевка, Благоварский район, Республика Башкортостан., 2009 г.
Приложение №2.
Любимые танцы немецкого рождества в Благоварском районе
Республики Башкортостан
Рисунок 3. Немецкая полька. Из архива общества «Возрождение», с.Пришиб, Благоварский район, Республика Башкортостан, 1956 год.
Рисунок 4. Веселую польку играли музыканты села Пришиб. Из архива общества «Возрождение», с.Пришиб, Благоварский район, Республика Башкортостан, 1956 год.
Рисунок 5. Танец «Августин Семиколенный». Из архива общества «Возрождение», с.Пришиб, Благоварский район, Республика Башкортостан, 1956 год.
Приложение №3
Пельцникель – Николай в меху.
Фото №1.. Вдруг раздавался грохот цепей и появлялся Пельцникель… Автор Руденко Рута, с.Янышево, Благоварский район РБ, 2009 год.
Приложение №4
Пельцникель наказывает непослушных детей
Фото № 2 Одно из наказаний – прыжки через прут или розги. Автор Руденко Рута, с.Янышево, Благоварский район РБ, 2009 год.
Фото № 3 Другое наказание – кусать зубами цепь. Автор Руденко Рута, с.Янышево, Благоварский район РБ, 2009 год.
Приложение №5
Пельцникель накануне Нового года приходил в школу
Фото № 4 Пельцникель в перевернутом тулупе, с цепью, луковицей в руках. Автор Руденко Рута, с.Янышево, Благоварский район РБ, 2009 год.
Приложение № 6
Атрибуты Пельцникеля
Фото № 5. Он был подпоясан огромной цепью …. Автор Руденко Рута, с.Янышево, Благоварский район РБ, 2009 год.
Фото № 6. Нерадивых учеников Пельцникель заставлял есть лук. Автор Руденко Рута, с.Янышево, Благоварский район РБ, 2009 год.
Приложение №7
Приход Кнехта Рупрехта (Пельцникеля) сопровождается грохотом
Фото № 7. Грохот крышек от кастрюль отгоняет злых духов. Автор Руденко Рута, с.Янышево, Благоварский район РБ, 2009 год.
Приложение №8
Новогодний Пельцникель
Рисунок 5. Маска новогоднего Пельцникеля. Из архива общества «Возрождение», с.Пришиб, Благоварский район, республика Башкортостан. 2009 г.
Приложение №9
Носочки для подарков
Приложение №10
Кристкинд раздает подарки детям
Рисунок 6. Дети с нетерпением ждали появления Кристкинд (Кристхен) – младенца-ангела, раздающего подарки. Из архива общества «Возрождение», с.Пришиб, Благовасркий район, Республика Башкортостан, 2009 г.
Приложение №11
Бекеши. Верхняя праздничная одежда немцев.
Рисунок 7. Бекеши - праздничная верхняя одежда немцев в рождество. Из архива общества «Возрождение», с.Пришиб, Благоварский район, Республика Башкортостан, 2009 г.
1 Николай Чудотворец (+ 342), архиепископ Мирликийский, чудотворец. Великий христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по смерти, называемый Церковью "правилом веры и образом кротости". В европейском фольклоре прототип Санта-Клауса.
2 От немецкого слова «niemand» - никто.
3 Der Bote – гонец, курьер.
4 Сочельник (сочевник) — 24 декабря и 6 января: канун (навечерие) праздников Рождества Христова и Богоявления Господня соответственно, название происходит от слова «сочиво» (первоначально — пшеничные зерна, размоченные водою).
1 Блузка из кисеи называлась «шабаш». Кисея – белый прозрачный материал из хлопка.
1 Девочка-ангел, образ младенца, раздающего подарки, введен Мартином Лютером
2 КАМАРИНСКАЯ" ("Комаринская") - русская народная плясовая песня и танец (главным образом мужской), перепляс, преимущественно шуточного характера.
3 От немецкого слова «Knecht» - слуга.
22