Память героям и здравствуй знания
Автор публикации: А. ШАДРИН, ученик 2Б класса
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ДОМА-ИНТЕРНАТА Выполнила: Шадрина И.В., студентка 5 курса заочной формы обучения, направление «Социальная работа» (профиль Социальная работа в системе социальных служб) Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, сервиса и туризма Завражнов В.В.
Проблема исследования: заключается в изучении возможностей проектирования программ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната Цель исследования: изучить проблему проектирования программ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната Объект исследования: деятельность дома-интерната Предмет исследования: проектирование программ социальной работы по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната
Задача 1 Выявить специфику детей с ограниченными возможностями здоровья как объекта социальной работы в трудах современных авторов и исследовать возможности социальной реабилитации детей с ОВЗ в условиях дома-интерната
Задача 2 Изучить опыт социальной реабилитации детей с ОВЗ в условиях дома-интерната
Задача 3 Проанализировать деятельность ГБУ «Арзамасский детский дом-интернат» по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
«Арзамасский детский дом-интернат» расположен по адресу Нижегородская область, г. Арзамас Молокозаводская д. 76. «Арзамасский детский дом-интернат» расположен по адресу Нижегородская область, г. Арзамас Молокозаводская д. 76. Цель работы учреждения: оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, семье, обучению и труду. В ГБУ «Арзамасский детский дом-интернат» детям оказываются несколько видов услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые.
Результаты изучения уровня социализации воспитанников ГБУ «Арзамасский детский дом-интернат»
Задача 4 Разработать программу «Добрые дела» по социальной реабилитации детей с ОВЗ в условиях ГБУ «Арзамасский детский дом-интернат» и рекомендации по ее реализации
Программа «Добрые дела» социальной реабилитации детей с ОВЗ в условиях ГБУ «Арзамасский детский дом-интернат» Цель программы «Добрые дела» заключается в оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающимся в условиях дома-интерната в их физическом, психическом и духовном развитии, за счет создании благоприятных условий по развитию их самостоятельности. Для достижения цели решаются следующие задачи: - организация и проведение мероприятий направленных на социальную реабилитацию детей с ОВЗ (работа в кружках, спортивные мероприятия, праздники); - поиск возможностей для привлечения финансовых и материальных ресурсов с целью повышения эффективности работы по социальной реабилитации детей с ОВЗ в условиях дома-интерната; - привлечение внимания общественных и благотворительных организаций к проблемам социальной реабилитации детей с ОВЗ, воспитывающимся в условиях дома-интерната; - развитие партнерства с общественными объединениями, учреждениями защиты детства, органами власти для выявления проблем социальной реабилитации детей с ОВЗ и их решения.
Направления реализации программы - развитие среды пребывания детей с ОВЗ в условиях дома-интерната для обеспечения возможностей развития их социальных навыков, восстановления оптимального уровня физического функционирования; - организация и проведение развивающих занятия, спортивных и культурных мероприятий, в которых будут принимать участие дети с ОВЗ в доме-интернате; - оптимизация условий проживания детей с ОВЗ в доме-интернате, которая заключается в благоустройстве территории, переоборудовании помещений и разработке планов социальной реабилитации детей).
Деятельность социального работника в процессе реализации программы - планирование и организация системы работы в доме-интернате, оценка возможностей коллектива реализовать запланированный объем работ; - оказание информационной и консультативной помощи сотрудникам учреждения для подробного ознакомления их с содержанием деятельности и современными средствами ее проведения; - организаторская деятельность включает составление инструкций для специалистов дома-интерната по оказанию перечня основных услуг; - посредническая деятельности заключается в организации мероприятий по обмену опытом с другими учреждениями, ранее реализовывавшими такие же программы
Рекомендации по реализации программы «Добрые дела» социальной реабилитации детей с ОВЗ - искать пути обеспечения оптимального развития детей с ОВЗ, несмотря на трудности ситуации их развития; - воздействовать на ребенка с ОВЗ и его социальное окружение, таким образом, чтобы мобилизовать все имеющиеся ресурсы для повышения эффективности социальной реабилитации; - при реализации мероприятий программы социальному работнику рекомендуется сосредоточиться на выполнении функций координатора деятельности субъектов социальной реабилитации детей с ОВЗ; - социальному работнику рекомендуется отслеживать насколько в работе с детьми соблюдается основной принцип работы: дети с ОВЗ являются активными участниками помощи и имеют право на выражение своих потребностей; - интеграцию детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в общество рекомендуется осуществлять при условии соблюдения их прав и интересов и создании условий паритета возможностей при различных мероприятиях, направленных на социальную реабилитацию детей с ОВЗ; - создать систему по организационно-методическому сопровождению мероприятий социальной реабилитации детей с ОВЗ и проведению социальной адаптации; - использовать современные технологии и методы социальной реабилитации детей с ОВЗ, которые были апробированы в других учреждениях для достижения тех же целей.
Теоретическая значимость исследования была выявлена специфика детей с ограниченными возможностями здоровья как объекта социальной работы в трудах отечественных и зарубежных авторов, исследованы формы и методы социальной работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья и изучен опыт социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях дома-интерната.
Практическая значимость исследования была проанализирована деятельность ГБУ «Арзамасский детский дом-интернат» по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, разработана программа социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома-интерната и рекомендации по ее реализации.
Перспективы исследования внедрение в практику деятельности ГБУ «Арзамасский детский дом-интернат» программы «Добрые дела»