Тест "Чрезвычайные ситуации природного характера"
Автор публикации: М. Финагина, ученица 11А класса
Автор публикации: Д. Романович, ученица 11А класса
Тест
«Чрезвычайные ситуации природного характера»
Задание 1
Выберите из предложенного списка чрезвычайные ситуации природного характера и впишите их название в соответствующую графу таблицы
№ п/п | Вид ЧС природного характера | Пример ЧС природного характера |
1 | ЧС геофизического характера | Землетрясения, извержения вулканов |
2 | ЧС гидрологического характера | Наводнения, |
3 | ЧС геологического характера | Карстовые явления, сели, снежные лавины, оползни |
4 | ЧС метеорологического характера | Торнадо, бури, ураган, |
5 | ЧС агрометеорологического характера | Сильные метели, град, |
6 | ЧС морского гидрологического характера | Цунами, |
7 | ЧС биолого-социального характера | Эпидемия, пандемии, |
Задание 2
Ураганы – одни из самых мощных сил стихии и в сочетании с сопровождающими их явлениями приносят разрушения и жертвы. Рассмотрите предложенные Вам ситуации и определите верные решения.
Ураган
Буря
Смерч Очень сильный (со скоростью свыше 20 м/с) и продолжительный ветер.
Задание 3
Находясь в доме, Вы услышали крики соседей о приближающемся урагане. Радио и телевидение не работает. Выглянув в окно, определили, что ураган свирепствует в нескольких километрах от дома. Подвала в доме нет. Определите порядок ваших дальнейших действий, заполните схему и укажите относительно безопасные места в доме при урагане.
| | |
1. Отойти от окон и перейти |
на подветренную сторону дома | |
| | |
2. Занять относительно | безопасное место | |
| |
Относительно безопасными местами в доме при внезапном возникновении урагана являются: ниши стен, встроенные шкафы.
Задание 4
Во время прогулки в лесу вы увидели впереди себя на расстоянии 100-150 м. огонь, который распространяется по кустарникам и деревьям. Определите последовательность ваших дальнейших действий и заполните схему
Ответ
| | |
1. Определить направление | ветра | |
| | |
2. Определить направление | распространения огня | |
| | |
3. Сориентироваться и место | уходить в наветренную сторону от огня в безопасное | |
| | |
4. Сообщить о пожаре в | ближайшем населенном пункте | |
| |
Задание 5
Прочитав описание причин возникновения наводнений, впишите в таблицу термины, соответствующие приведенным определениям
Ответ:
Термин | Причины возникновения наводнений |
Затор | Нагромождение льдин во время ледохода в русле реки, приводящее к подъему уровня воды в реке |
Паводок | Интенсивный периодический и кратковременный подъем уровня воды в реке в результате выпадения обильных осадков |
Половодье | Скопление рыхлого ледового материала во время ледостава, вызывающие подъем уровня воды в реке |
Ветровой нагон | Подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, происходящий в устьях крупных рек |
Зажор | Периодически повторяющийся подъем воды, вызванный весенним таянием снега или ледника |
Задание 6
Напишите какой балл соответствуют признаку ветра по шкале Бофорта
Ответ:
Балл | Признак |
1 | Дым изгибается |
3 | Листья двигаются |
6 | Толстые деревья качаются |
7 | Стволы деревьев изгибаются |
9 | Черепица и трубы срываются |
Задание 7
Установите соответствие вулканических явлений с их описанием, ответ внесите в таблицу. Соотнесите названия вулканических явлений с их определениями
Название вулканического явления | | Характеристика вулканического явления | ||||
1. | Мофеты | А | | Геологическое образование, представляющее собой отверстие или углубление на поверхности земли, либо конусообразное возвышение с кратером, из которого постоянно или периодически на поверхность Земли извергаются грязевые массы и газы, часто сопровождаемые водой и нефтью. | ||
2. | Сольфатары | Б | | Вид фумарол, трещины и отверстия в вулканических районах, выделяющие струи углекислого газа с примесью водяного пара и других газов (азота, водорода, метана). | ||
3. | Гейзер | В | | Источник, периодически выбрасывающий фонтан горячей воды и пара. Являются одним из проявлений поздних стадий вулканизма, распространены в областях современной вулканической деятельности. | ||
4. | Грязевой вулкан | Г | | Вид фумарол, испарения сернистого газа и паров воды с примесью углекислого газа, сероводорода и других веществ, которые выделяются из трещин и каналов на стенках и дне вулканического кратера, а также на склонах вулканов, а также на склонах вулканов. Явление характерно для потухших или близких к этому вулканов. |
Ответ:
1 - Б
|
2 - Г |
3 - В |
4 - А |
Задание 8
Заполните до конца таблицу. Запишите в левой колонке наименования видов чрезвычайных ситуаций природного характера, в зависимости от приведенных примеров
Наименование видов чрезвычайных ситуаций природного характера | Примеры чрезвычайных ситуаций природного характера |
Геофизического характера | Землетрясения, извержение вулканов |
Геологического характера
| Оползни, сели, обвалы, осыпи, лавины, склонные смывы, абразия и эрозия почвы, курумы, пыльные бури |
Метеорологического и агрометеорологического характера | Бури, ураганы, смерчи, шквалы, выпадение крупного града, сильные дожди (ливни), снегопады, гололеды, морозы, метели, жара, туманы, засухи, суховеи, заморозки |
Морского гидрологического характера | Тропические циклоны (тайфуны) цунами, сильные волнения мори (5 баллов и более), напор льдов, непроходимые льды |
Гидрологического характера | Высокие уровни воды (наводнения) половодья, дождевые паводки, заторы и зажоры, ветровые нагоны, ранние ледоставы |
Гидрогеологического характера | Низкие уровни грунтовых вод, высокие уровни грунтовых вод |
Природные пожары | Лесные пожары, степные пожары, торфяные пожары, подземные пожары горючих ископаемых |
Инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных
| Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии |
Поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями | Прогрессирующие эпифитотии, панфитотии, болезни, невыясненной этиологии, массовое распространение вредителей растений |
Инфекционная заболеваемость людей | Единичные случаи экзотических и особо опасных инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания невыясненной этиологии. |
Задание 9
Установите соответствие между характером действия и проявления поражающих факторов с видом стихийного бедствия.
Результат внесите в таблицу, вписав соответствующие цифры
Виды ЧС |
| Поражающие факторы |
Землетрясение | 1. Аэродинамическое давление, вибрация | |
2. Подъем уровня воды, гидродинамическое давление воды | ||
Наводнение | 3. Сейсмический удар, деформация горных пород. | |
4. Выдувание и засыпание верхнего покрова почвы, посевов | ||
Оползень | 5. Повышение грунтовых вод | |
6. Гравитационное смещение горных пород | ||
Смерч, вихрь | 7. Динамическое, механическое давление смещенных масс, удар | |
8. Смещение (обрушение) пород в береговой части |
Землетрясение | Наводнение | Оползень | Смерч, вихрь |
3, 6 | 2, 5 | 7, 8 | 1, 4 |
Задание 10
Наводнения – это временное затопление водой значительной части прилегающей к реке, озеру или водохранилищу местности в результате подъема ее уровня выше обычного, которое причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей. Если затопление не сопровождается ущербом, то это разлив реки, озера, водохранилища.
Укажите причины наводнений
Во-первых, в результате обильных осадков, быстрого таяния снегов, образования заторов (в конце зимы - начале весны при вскрытии рек) и зажоров (в начале зимы при формировании ледяного покрова) льда. Такое часто бывает в Свердловской, Кировской, Читинской областях, Приморском и Хабаровском краях.
Во-вторых, из-за сильных нагонных ветров, которые наблюдаются на морских побережьях. Нагонный ветер задерживает воду в устьях рек, в результате повышается ее уровень. Наводнения такого характера бывают в Санкт-Петербурге, низовьях Волги, Урала, на Каспийском море.
В-третьих, подводные землетрясения. Возникают гигантские волны цунами. Скорость их распространения достигает 400-800 км/час. Они с колоссальной силой обрушиваются на побережье, смывая все на своем пути. В России цунами в основном наблюдаются на побережье Камчатки и у Курильских островов.
Задание 11
Проживая в селеопасном районе, вы услышали сообщение по радио об угрозе схода селя. У Вас в запасе 30 минут. Определите последовательность ваших дальнейших действий и заполните схему:
Ответ.
| | |
1. Выйти из здания и на | правиться в безопасное место | |
| | |
2. Предупредить соседе | й и окружающих об угрозе схода селя | |
| | |
3. Выходить на склоны | возвышенности или горы, находящейся на | |
селебезопасном направл | ении. | |
| |
Вопрос. Перечислите естественные относительно безопасные места при сходе оползней, селей, обвалов, лавин.
Ответ. При сходе оползней, селей, обвалов, лавин естественными безопасными местами являются склоны гор и возвышенностей, не расположенные к оползневому процессу и не находящиеся на селеопасных направлениях и лавиноопасных участках.
Задание 12
Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера
Задание 13
Вулкан - это геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на поверхность извергаются расплавленные горные породы (лава), пепел, горячие газы, пары воды и обломки.
Опасность для человека представляют явления, прямо или косвенно связанные с извержениями. При помощи стрелок установите связь между явлениями и их характеристиками
Тучи пепла и газов |
| При взрывах вулканов объем выбросов измеряется кубическими километрами. При взрыве, направленном в сторону, ударная волна с температурой до нескольких сотен градусов разрушительна на расстоянии до 20 км, разбрасываемые вулканические бомбы имеют диаметр 5-7 м и отлетают на расстояние до 25 км. |
Палящие лавины | Скорость их течения достигает 100 км/ч. Они проходят путь до десятков километров, покрывают площадь до сотен квадратных километров и сжигают все на своем пути. | |
Взрывная волна и разброс обломков | Выбрасываются в атмосферу на высоту 15-20 км, а при мощных взрывах - до 50 км. Толщина слоя откладывающегося пепла вблизи вулкана может превосходить 10 м, а на расстоянии 100-200 км от источника -1м.
| |
Раскалённые лавовые потоки | Движутся со скоростью до 90-100 км/ч. Проходят путь от 50 до 300 км. Покрывают площади в сотни квадратных километров. | |
Резкие колебания климата | Состоят из глыб, песка, пепла и вулканических газов с температурой до 700 °С. Спускаются по склону вулкана со скоростью до 150-200 км/ч и проходят путь до 10-20 км. | |
Водные и грязекаменные потоки | Обусловлены изменением теплофизических свойств атмосферы из-за ее загрязнения вулканическими газами и аэрозолями. При крупнейших извержениях вулканические выбросы распространяются в атмосфере над всей планетой. |
|
|
|
|
|
Задание 14
Существует четыре цветовых обозначения уровней опасности жары и загрязнения атмосферного воздуха в городе Москве
Условия объявления уровней опасности | |||
Среднесуточная температура, °С | Среднесуточная концентрация взвешенных частиц, PM10 мкг/м3 | Среднесуточная концентрация озона (среднедневная 8 часовая концентрация озона), мкг/м3 | |
От 23,6 | От 100 до 140 | 1 | Свыше 151 (свыше 160) |
До 21 | До 60 | 2 | Свыше 102 до 151 (от 131 до 160) |
От 21 до 22 | Свыше 140 | 3 | До 53 (до 100) |
От 22 до 23,6 | От 61 до 100 | 4 | От 52 до 102 (от 100 до 130) |
Для каждого уровня опасности выберите соответствующую:
ᴑ среднесуточную температуру; ᴑ среднесуточную концентрацию взвешенных частиц; ᴑ среднесуточную (среднедневную) концентрацию озона.
Уровень опасности | Условия объявления уровней опасности | ||
Среднесуточная температура, °С | Среднесуточная концентрация взвешенных частиц, PM10 мкг/м3 | Среднесуточная концентрация озона (среднедневная 8 часовая концентрация озона), мкг/м3 | |
«Жёлтый» |
|
|
|
«Зелёный» |
|
|
|
«Красный» |
|
|
|
«Оранжевый» |
|
|
|