Работы детей к проекту X Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2023 г. «В мире животных Красной книги: хокку дикой природы».
Автор публикации: Д. Аикеева, ученица 3 класса
Автор публикации: А. Дегтярев, ученик 5 класса
Автор публикации: Е. Коростылева, ученица 1 класса
Автор публикации: К. Манахова, ученица 5 класса
Автор публикации: Д. Павлов, ученик 1 класса
/data/files/d1712123285.jpg (1920x1382)
/data/files/l1712123309.jpg (1920x1390)
/data/files/f1712123332.jpg (1920x1424)
/data/files/g1712123355.jpg (1920x1375)
/data/files/c1712123377.jpg (1920x1440)X Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина,
2023 г.
«В мире животных Красной книги: хокку дикой природы»
Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Г. Паустовский
Мы назвали свой проект «О диких животных в рисунках и стихах». Литература и изобразительное искусство тесно связаны. Возможности изобразительной деятельности для воспитания любви к природе многогранны, а если интегрировать изобразительное искусство с литературой и биологией, эффективность вырастает в разы.
Зачастую детям непонятно, что такое любить Родину, а слово «патриотизм» звучит слишком абстрактно. Воспитывать любовь к Родине через любовь к природе — естественное и беспроигрышное решение. Интеграция различных предметов способствует созданию у детей целостного представления об окружающем мире.
Я, как руководитель творческого объединения «Рисуем и фантазируем» в МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашова Саратовской области, широко использую возможности биологической науки и литературы. На занятиях я зачитываю отрывки из литературных произведений о природе. Во время бесед знакомлю детей с произведениями писателей, которые позволяют им узнать о природных явлениях, животных, учат наблюдательности.
Это наше третье участие в конкурсе детских анималистических проектов им. В.М. Смирина. За восьмой конкурс мы получили дипломы 3 степени, за девятый конкурс — дипломы первой степени. Хочу выразить огромную благодарность за участие в таком интересном конкурсе всем организаторам! Задания тщательно продуманны, все написано понятным языком, виден научный подход и большая заинтересованность.
На этот раз мы работали в сотрудничестве с родителями, которые помогли детям найти материалы о животных, изучить их повадки, записать видео и придумать хокку. В распространении проекта нам помогали студентки БИСГУ им. Н.Г. Чернышевского, которые рассказали ребятам о Красной книге более подробно и провели викторину.
Подготовка к проекту
Перед тем, как начать рисовать для проекта, я познакомила ребят с творчеством В.М. Смирина, показала его рисунки, зачитала его слова, высказывания известных людей о художнике.
"После окончания учебы в университете я поехал работать в Северный Казахстан, в Джусалинское противочумное отделение. В начале самостоятельной жизни и работы, вероятно, у каждого бывают моменты, когда кажется, что все в жизни получилось неправильно, что занесло тебя не туда, куда надо. И конечно, все это создает соответствующее настроение. В один из таких моментов я шел вдоль сухого русла речушки и вдруг впереди увидел лисичку. Худая, в летнем мехе, ушастая лисица караганка, деловито опустив нос, трусила по зарослям полыни у края саксаульника. Учуяв что-то на земле, зверь остановился, покружился, принюхиваясь, потом затрусил дальше. Больше ничего не было. Но было чудо — я увидел кусочек жизни вольного дикого зверя. Моментально вместо мрачных мыслей появилось ощущение праздника. Вся обстановка и сама жизнь стали другими. Вот что значит — увидеть живого дикого зверя”. — Цитата В.М. Смирина из набросков к книге «Звери в дикой природе»
«...Рассматривать наброски Смирина можно бесконечно. Наброски мимолетны. Они — как музыкальный этюд. Нужно воспитать в себе высокую культуру, чтобы увидеть самое простое действие природы. Живописец изобразительными знаками открывает за бытовой оболочкой тайну. Художник- натуралист открывает жизнь природы... Работа Смирина тиха, незаметна, но фундаментальна. Всю его работу, его жизнь можно назвать деянием по спасению природы», — Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор, художник.
Мы поговорили, что такое хокку, познакомились с хокку известных поэтов. Я подобрала к некоторым хокку китайские гравюры.
Пусть неуклюжи. Уток в воде не догнать Плавают быстро. | Лисий сон крепок Только за птичкой следит Краешком глаза. |
Выполнили интересное задание, чтобы понять, что такое хокку.
Задание
Соединить разорванные хокку. (Эти хокку подлиннее, но мы все равно их взяли, так как они соответствовали нашей теме)
1 вариант. Раздать детям только 3-ю строку. Зачитать первые 2 строки, а у кого третья, поднимает руку и читает.
2 вариант. Раздать разрезанные на 2 части хокку — отдельно 2 строки и третья строка. Нужно соединить части
Синий остров плывёт в океане безбрежном.
Ключ воды бьёт из дырки в спине у него.
Лишь мельчайший планктон поедает наш кит, наш добряк-великан.
***
В чёрных фраках толпа шагает в развалку.
Лишь пешком поспешают и вплавь – крылья их не летают.
В Антарктиде не холодно толстым и дружным пингвинам.
***
Весёлые петли следов как лабиринт на снегу.
Задорен короткий хвостишко то белый, то серый.
Но как дрожат уши от вечного страха у зайца!
***
Мечется с ветки на ветку, к кедру от кедра.
Прячет грибы дальновидно, хлопочет без устали.
Может лишь тень это, вовсе не белка, сокрылась в листве?..
***
Огненный хвост словно факел, тиха осторожная поступь.
«Как бы зверьё изловить?» - изворотливый ум размышляет.
Как у лисы ты обманчив, кроткий и ласковый вид.
***
Вот большие и плоские уши.
Столь часто в жару охлаждают огромное серое тело.
Но все смотрят на хобот, ведь им отличается слон от иного зверья.
***
Толи чёрная в белую линию,
Толи белая в линию чёрную.
Кто их там разберет, этих дивных, загадочных зебр.
***
Снежная шуба у хищника толстая.
В ледяной воде жарко грозе тюленей.
Лишь чёрный нос выдаёт белого медведя на льдине.
***
Цвета солнца жаркого Африки,
Шоколадная сеть из теней до копыт.
До чего у жирафа долгая шея.
***
Носит целую чащу лесную промежду ушей.
Мхом питает её, а раз в год и вовсе бросает.
Ягель с лишайником – пища оленя. Неприхотлив наш красавец.
Рисование хокку дикой природы
После выполнения предварительного задания я предложила детям выбрать животных, которые они хотят, предложила посмотреть видео. Затем мы обсудили животных, составили план, по которому они будут выполнять 3 рисунка, чтобы получилась история. Следующий этап — рисование. Работы выполнены разными материалами — гуашью, акварелью, фломастерами. Выбор материалов зависел от индивидуальных предпочтений.
Фломастеры Гуашь
Делимся с друзьями
Когда работы были готовы, мы провели мероприятие, на которое пригласили участников проекта и тех детей, которые не участвовали. Студентки познакомили детей с Красной книгой России, провели викторину, а дети показали свои рисунки, рассказали о них и прочитали хокку, которые придумали сами и с помощью родителей.
Чайка летела
Несла добычу в гнездо.
Ее ждали птенцы.
Работы и видеоролик проекта мы разместили в группе Вконтакте нашего творческого объединения “Рисуем и фантазируем”, сделали репосты на группу МБУДО Центр “Созвездие”, других творческих объединений и школ, где учатся участники проекта.
Тема проекта мне показалась очень интересной, так как я люблю сочетать рисование с литературой, очень люблю природу, люблю наблюдать за животными и птицами, часто делаю фотографии и видео. На занятиях я делюсь своим впечатлениями с детьми, мы беседуем о том, что наблюдение за природой помогает развивать художественные навыки, обогащает человека, делает его добрее и внимательнее.
Рисунки В. М. Смирина, которые мы использовали
Легоцкая Вера Сергеевна