12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Розова Ольга Сергеевна738
Работаю в центре дополнительного образования " Созвездие" г. Балашова Саратовской области. Руководитель творческих объединений "Рисуем и фантазируем" и "Текстильные куклы" Люблю рисовать, шить, писать, природу.
Россия, Саратовская обл., Балашов
6

Работы детей к проекту X Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина, 2023 г. «В мире животных Красной книги: хокку дикой природы».

d1712123285.jpg
Ласка

/data/files/d1712123285.jpg (1920x1382)

l1712123309.jpg
Белый журавль стерх

/data/files/l1712123309.jpg (1920x1390)

f1712123332.jpg
Норка

/data/files/f1712123332.jpg (1920x1424)

g1712123355.jpg
Полярная сова

/data/files/g1712123355.jpg (1920x1375)

c1712123377.jpg
Северный олень

/data/files/c1712123377.jpg (1920x1440)X Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина,

2023 г.

«В мире животных Красной книги: хокку дикой природы»

Любовь к родной стране начинается с любви к природе. К.Г. Паустовский

Мы назвали свой проект «О диких животных в рисунках и стихах». Литература и изобразительное искусство тесно связаны. Возможности изобразительной деятельности для воспитания любви к природе многогранны, а если интегрировать изобразительное искусство с литературой и биологией, эффективность вырастает в разы.

Зачастую детям непонятно, что такое любить Родину, а слово «патриотизм» звучит слишком абстрактно. Воспитывать любовь к Родине через любовь к природе — естественное и беспроигрышное решение. Интеграция различных предметов способствует созданию у детей целостного представления об окружающем мире.

Я, как руководитель творческого объединения «Рисуем и фантазируем» в МБУДО Центр «Созвездие» г. Балашова Саратовской области, широко использую возможности биологической науки и литературы. На занятиях я зачитываю отрывки из литературных произведений о природе. Во время бесед знакомлю детей с произведениями писателей, которые позволяют им узнать о природных явлениях, животных, учат наблюдательности.

Это наше третье участие в конкурсе детских анималистических проектов им. В.М. Смирина. За восьмой конкурс мы получили дипломы 3 степени, за девятый конкурс — дипломы первой степени. Хочу выразить огромную благодарность за участие в таком интересном конкурсе всем организаторам! Задания тщательно продуманны, все написано понятным языком, виден научный подход и большая заинтересованность.

На этот раз мы работали в сотрудничестве с родителями, которые помогли детям найти материалы о животных, изучить их повадки, записать видео и придумать хокку. В распространении проекта нам помогали студентки БИСГУ им. Н.Г. Чернышевского, которые рассказали ребятам о Красной книге более подробно и провели викторину.

t1712123208aa.jpgt1712123208ab.gift1712123208ac.png

Подготовка к проекту

Перед тем, как начать рисовать для проекта, я познакомила ребят с творчеством В.М. Смирина, показала его рисунки, зачитала его слова, высказывания известных людей о художнике.

"После окончания учебы в университете я поехал работать в Северный Казахстан, в Джусалинское противочумное отделение. В начале самостоятельной жизни и работы, вероятно, у каждого бывают моменты, когда кажется, что все в жизни получилось неправильно, что занесло тебя не туда, куда надо. И конечно, все это создает соответствующее настроение. В один из таких моментов я шел вдоль сухого русла речушки и вдруг впереди увидел лисичку. Худая, в летнем мехе, ушастая лисица караганка, деловито опустив нос, трусила по зарослям полыни у края саксаульника. Учуяв что-то на земле, зверь остановился, покружился, принюхиваясь, потом затрусил дальше. Больше ничего не было. Но было чудо — я увидел кусочек жизни вольного дикого зверя. Моментально вместо мрачных мыслей появилось ощущение праздника. Вся обстановка и сама жизнь стали другими. Вот что значит — увидеть живого дикого зверя”. — Цитата В.М. Смирина из набросков к книге «Звери в дикой природе»

«...Рассматривать наброски Смирина можно бесконечно. Наброски мимолетны. Они — как музыкальный этюд. Нужно воспитать в себе высокую культуру, чтобы увидеть самое простое действие природы. Живописец изобразительными знаками открывает за бытовой оболочкой тайну. Художник- натуралист открывает жизнь природы... Работа Смирина тиха, незаметна, но фундаментальна. Всю его работу, его жизнь можно назвать деянием по спасению природы», — Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор, художник.

Мы поговорили, что такое хокку, познакомились с хокку известных поэтов. Я подобрала к некоторым хокку китайские гравюры.

t1712123208ad.pngt1712123208ae.png

Пусть неуклюжи.

Уток в воде не догнать

Плавают быстро.

Лисий сон крепок

Только за птичкой следит

Краешком глаза.



Выполнили интересное задание, чтобы понять, что такое хокку.

Задание

Соединить разорванные хокку. (Эти хокку подлиннее, но мы все равно их взяли, так как они соответствовали нашей теме)

1 вариант. Раздать детям только 3-ю строку. Зачитать первые 2 строки, а у кого третья, поднимает руку и читает.

2 вариант. Раздать разрезанные на 2 части хокку — отдельно 2 строки и третья строка. Нужно соединить части

Синий остров плывёт в океане безбрежном.

Ключ воды бьёт из дырки в спине у него.

Лишь мельчайший планктон поедает наш кит, наш добряк-великан.

***

В чёрных фраках толпа шагает в развалку.

Лишь пешком поспешают и вплавь – крылья их не летают.

В Антарктиде не холодно толстым и дружным пингвинам.

***

Весёлые петли следов как лабиринт на снегу.

Задорен короткий хвостишко то белый, то серый.

Но как дрожат уши от вечного страха у зайца!

***

Мечется с ветки на ветку, к кедру от кедра.

Прячет грибы дальновидно, хлопочет без устали.

Может лишь тень это, вовсе не белка, сокрылась в листве?..

***

Огненный хвост словно факел, тиха осторожная поступь.

«Как бы зверьё изловить?» - изворотливый ум размышляет.

Как у лисы ты обманчив, кроткий и ласковый вид.

***

Вот большие и плоские уши.

Столь часто в жару охлаждают огромное серое тело.

Но все смотрят на хобот, ведь им отличается слон от иного зверья.

***

Толи чёрная в белую линию,

Толи белая в линию чёрную.

Кто их там разберет, этих дивных, загадочных зебр.

***

Снежная шуба у хищника толстая.

В ледяной воде жарко грозе тюленей.

Лишь чёрный нос выдаёт белого медведя на льдине.

***

Цвета солнца жаркого Африки,

Шоколадная сеть из теней до копыт.

До чего у жирафа долгая шея.

***

Носит целую чащу лесную промежду ушей.

Мхом питает её, а раз в год и вовсе бросает.

Ягель с лишайником – пища оленя. Неприхотлив наш красавец.

Рисование хокку дикой природы

После выполнения предварительного задания я предложила детям выбрать животных, которые они хотят, предложила посмотреть видео. Затем мы обсудили животных, составили план, по которому они будут выполнять 3 рисунка, чтобы получилась история. Следующий этап — рисование. Работы выполнены разными материалами — гуашью, акварелью, фломастерами. Выбор материалов зависел от индивидуальных предпочтений.

t1712123208af.jpgt1712123208ag.png

Фломастеры Гуашь

Делимся с друзьями

Когда работы были готовы, мы провели мероприятие, на которое пригласили участников проекта и тех детей, которые не участвовали. Студентки познакомили детей с Красной книгой России, провели викторину, а дети показали свои рисунки, рассказали о них и прочитали хокку, которые придумали сами и с помощью родителей.

t1712123208ah.gif

Чайка летела

Несла добычу в гнездо.

Ее ждали птенцы.



t1712123208ai.png

Работы и видеоролик проекта мы разместили в группе Вконтакте нашего творческого объединения “Рисуем и фантазируем”, сделали репосты на группу МБУДО Центр “Созвездие”, других творческих объединений и школ, где учатся участники проекта.

t1712123208aj.png

Тема проекта мне показалась очень интересной, так как я люблю сочетать рисование с литературой, очень люблю природу, люблю наблюдать за животными и птицами, часто делаю фотографии и видео. На занятиях я делюсь своим впечатлениями с детьми, мы беседуем о том, что наблюдение за природой помогает развивать художественные навыки, обогащает человека, делает его добрее и внимательнее.



Рисунки В. М. Смирина, которые мы использовали

t1712123208ak.gif

t1712123208al.gif











t1712123208am.png

t1712123208an.pngt1712123208ao.png

t1712123208ap.gift1712123208aq.gif







t1712123208ar.png

t1712123208as.pngt1712123208at.gif

t1712123208au.gif

t1712123208av.gif



t1712123208aw.gif

t1712123208ax.gif



t1712123208ay.png

t1712123208az.pngt1712123208ba.gif

t1712123208bb.pngt1712123208bc.gif

t1712123208bd.png

t1712123208be.png

t1712123208bf.png

t1712123208bg.png

t1712123208bh.png

t1712123208bi.pngt1712123208bj.png

t1712123208bk.pngt1712123208bl.png

t1712123208bm.png

t1712123208bn.png

t1712123208bo.png

t1712123208bp.png

t1712123208bq.gif

t1712123208br.gift1712123208bs.gif

t1712123208bt.gif

t1712123208bu.gift1712123208bv.gif











Авторы материала: Д. Аикеева (3 класс), А. Дегтярев (5 класс), Е. Коростылева (1 класс), К. Манахова (5 класс), Д. Павлов (1 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.