Сборник мудрых высказываний по произведениям Мусагита Хабибуллина
Автор публикации: К. Вильданов, ученик 10 класса
Паспорт итогового индивидуального проекта
Вильданов Камиль Ильфакович
10 В
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей №131» Вахитовского района г. Казани
Тема проекта:
Сборник мудрых высказываний по произведениям Мусагита Хабибуллина
Проект выполнил:
ученик 10 В класса
Вильданов Камиль
Ильфакович
Руководитель проекта:
Ахтямов Гузалия
Гильмутдиновна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… | 3 |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………. | 4 |
1.1 Биография Мусагита Хабибуллина. Его исторические произведения……………………………………………………………… | 4 |
1.2 О значении прошлого для будущего человечества………………… | 6 |
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………….. | 8 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… | 17 |
ИСТОЧНИКИ……………………………………………………………... | 18 |
ВВЕДЕНИЕ
Для меня работа актуальна тем, что наше будущее зависит только от нас, поэтому люди должны уметь справляться с современными трудностями, а в этом им помогут знания об истории их Родины.
Объектом исследования являются исторические произведения Мусагита Хабибуллина.
Предметом исследования является поиск решений проблем современного мира в нашем прошлом.
На основании вышеизложенного сформулирована следующая цель исследования: составить сборник мудрых высказываний, используя исторические произведения Мусагита Хабибуллина, посредством прочтения и изучения содержания данных произведений, для читателей, которые хотят найти решения проблем современности в прошлом.
Гипотеза исследования заключается в том, что в исторических произведениях, благодаря высказываниям людей из прошлого, можно найти ключ к решению проблем современного мира.
Проверка истинности гипотезы предполагает выполнение следующих задач:
1. Изучить содержание исторических произведений Мусагита Хабибуллина
2. Собрать высказывания и перевести их на русский язык
3. Объяснить каждое высказывание
4. Подготовить сборник
В исследовании был использован следующий метод: теоретический
Теоретическая значимость моей проектной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы для просвещения людей, путем прочтения ими сборника, а также сделанных выводов после анализа прочитанного.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
§1 Исторические произведения Мусагита Хабибуллина
На сегодняшний день на полках книжных магазинов можно увидеть достаточно много исторических произведений. Писателей всё больше и больше интересуют история народов, выдающиеся личности, религия, обычаи. Одним из таких татарских писателей является Мусагит Хабибуллин.
Хабибуллин Мусагит Мударрисович — Народный писатель РТ, Заслуженный работник культуры РТ, Заслуженный работник культуры РФ, Лауреат Международной премии имени Кул Гали, Лауреат Государственная премии РТ имени Габдуллы Тукая, почётный академик Академии гуманитарных наук РТ.1
С начала 1980-х гг. в творчестве Мусагита Хабибуллина произошел кардинальная смена от современности к исторической тематике. Важную роль в это сыграла его встреча с Л.Н. Гумилевым. На основе летописей, архивных материалов, сочинений китайских, персидских, армянских, арабских авторов, трудов русских и татарских ученых он написал ряд художественных исторических произведений.
В своих исторических произведениях Хабибуллин пытался показать наиболее важные этапы исторического развития татарского народа. Автор сумел создать яркие образы выдающихся личностей той поры.
Легендарному полководцу гуннов посвящен роман “Атилла”.
“Атилла”
Кто они такие – гунны (хунны), создавшие мощное государственное объединение, потрясшие античные империи и народы и всего через одно столетие исчезнувшие с исторической арены?
Чьими предками они являются?
На эти и другие вопросы ищет ответы автор романа.2
Основателю и правителю государства Великая Булгария посвящен роман “Кубрат-хан”, за который М. Хабибуллин был удостоен Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая.
“Кубрат-хан”
События исторического романа относятся к середине VII века. В этот период обострились отношения между хазарами и Великой Булгарией, продолжалась экспансия Византии на восток. Кубрат-хан и возглавляемый им племенной союз булгар в приазовских степях и Нижнем Поволжье оказались в трудном положении. Как спасти созданную огромными трудами и жертвами Великую Булгарию — об этом рассказывается в романе.3
§2 О значении прошлого для будущего человечества
Великий русский ученый М.В. Ломоносов утверждал следующее: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». С данным высказыванием невозможно не согласиться. Прошлое является неотъемлемой частью истории всего народа. Если жить одним днем, не зная или не помня о событиях прошлого, то это ни к чему хорошему не приведет, так как знание прошлого помогает народу, оборачиваясь назад, двигаться вперед, к лучшему будущему. У народа, который не будет помнить прошлое, не будет никаких целей на будущее, он либо застынет в статичном положении, либо обратится к процессу общественной деградации.4
Сейчас многие страны фатально переписывают историю, стараются обесценить подвиг советских солдат в борьбе с фашизмом и освобождением всего мира от геноцида. Массово уничтожаются памятники советским солдатам участникам ВОВ.
История, какая бы она не была, это наша жизнь, ведь не зря говорят – нужно учиться на своих и чужих ошибках. Но если постоянно переписывать историю, для того чтобы лишь угодить правящей партии, к чему это в итоге приведет?
Историю России переписывали достаточно раз и сейчас мы пытаемся восстановить все утраченное, поднимаем уцелевшие архивы, собираем свидетельство очевидцев, участников ВОВ, но к сожалению, не все можно восстановить в идеальной хронологии. А ведь всего этого можно было бы избежать, если бы люди были честными перед другими людьми и перед самими с собой.5
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Создание сборника мудрых высказываний по произведениям Мусагита Хабибуллина
Для начала, я нашел в библиотеке произведения Мусагита Хабибуллина, такие как “Атилла” и “Кубрат-хан”. После этого я взял татарско-русский словарь из школьной библиотеки, чтобы переводить незнакомые мне из текста слова.
По началу чтение давалось довольно трудно и шло медленно, но, постепенно вливаясь в сюжет произведения, чтение перестало быть чем-то сложным. На изучение произведений у меня ушло несколько месяцев.
По итогу у меня набралось достаточное количество высказываний для того, чтобы продолжить работу. После этого я начал их переводить, в этом мне помогал словарь.
Следующей моей задачей было объяснение выбранных мною высказываний. Я написал о том, что можно почерпнуть из этих высказываний.
Далее я создал таблицу, где высказывания отсортированы по темам, переведены и объяснены.
“Атилла”
1. | Күрше хакы | Права соседей | Объяснение. |
| Күрше хакы – Тәңре хакы. | Воля соседа – воля самого Господа. С соседями надо жить в ладу. | Дружба с соседями – основа мирного существования. |
| Күрше булсаң, күрше бул. Күршегә гел ут сорап кына кермиләр, кызлар сорарга да киләләр. | Будь верным соседом. Ведь в степи к соседям ходят не только за огоньком, но и за невестами тоже. | Самыми близкими нам людьми, которые могут прийти на помощь первыми, опередив даже наших родственников, являются наши соседи. Точно так же первые, кто нуждается в нашей помощи – это соседи. Особо важно в добрососедских отношениях приглашение соседей на трапезу. Ведь совместная трапеза сближает людей, и за столом соседи смогут узнать о трудностях, проблемах, а также радостях друг друга. |
| Ир бәхете күршеләр белән тыныч – тату яшәүдә. | Мужское счастье – это надёжность и верность соседей. | Каждый мужчина является защитником своей семьи, страны, Отечества. Если мужчина идёт защищать свою Родину, свою семью, дом оставляет соседям. Соседи должны быть надёжными, верными, в трудную минуту оказывать помощь. |
2. | Игелеклелек | Добро | |
| Кылган игелек кырда ятмый. | Сделанное тобою добро на поле не лежит.. | Добро не забывается. Добрые люди добро – ценят, равнодушные – быстро забывают, а наглые становятся ещё наглее. |
| Изгеләрдән үрнәк ал, яманнардан гыйбрәт ал! | Бери пример с добродетелей, бери урок со злодеев. | Подражай добрым, учись на ошибках злых, завистливых людей. |
3. | Сүз | Слово. | |
| Әйткән сүз – аткан ук! | Сказано-сделано. | Прежде чем что-то сказать, обдумай свои слова и никогда не говори их в гневе. |
| Яхшы сүз – җан азыгы. | Доброе слово – бальзам для души. | Учиться, жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или литературу, или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана. Но, человек должен уметь общаться с людьми. Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Дорога к добру нелегка. Поэтому важно осознавать свои действия и их результаты. Уметь быть благодарным людям, делающим вам добро. Не в силах сделать доброе дело, скажи доброе слово. |
5. | Ил. Халык. | Страна. Народ. | |
| Адәм баласы ике туып бер үлми. | Человек два раза не рождается и один раз не умирает. | «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества» Н. Островский |
6. | Хаклык. | Правда. | |
| Кеше ышанмастай нәрсәне хак булса да сөйләмә. | Лучше не говорить того, чему люди все равно не поверят. | Молчание – золото. Говори только тогда, когда надо говорить. Обидно, когда поверил человеку, а через некоторое время понимаешь, что всё, что он говорил и делал было обманом. |
7. | Туган тел. Телләр белү | Родной язык. | |
| Бер тел белү – бер байлык, ике тел белү – ике байлык, өч тел белү – өч байлык. | Знание одного языка – это богатство, два языка – двойное богатство, а три языка – богатство тройное. | Знание нескольких языков, кроме своего, родного, необходимо, потому что это открывает человеку большие возможности для общения с другими народами, для изучения культур разных стран. И чем больше, человек знает языков, тем больше у него таких возможностей. |
| Үз телеңдә сөйләшүнең үз тәме бар. | Говорить на родном языке – великое счастье. | Язык – это целый мир, у которого своя судьба. Язык – живая душа народа, его боль, его память, его сокровище. Если мы забудем свой родной язык – мы утратим своё национальное достоинство. Человек с первых дней своего рождения (а, скорее всего, – ещё находясь в утробе) входит в контакт с этим миром, «вдыхает» через язык всё необходимое для развития человеческого сознания. Можно потерять все - землю, волю, имущество, рассеяться по земле, но оставаться живым народом, пока сохранен язык, душа народа. Хочешь сохранить народ - береги язык. |
8. | Байлык. | Богатство. | |
| Байлык – бер айлык. Ә менә акыл адәм баласында йә бар, йә юк. | Богатство - счастье обманчивое, сегодня оно есть, а завтра нет. А вот ум, если он есть, куда надёжней. | Богатства однажды может не стать, а ум, если он есть у человека, никто не заберёт. Богатство человеку даётся для испытания. Будешь ли ты помогать бедным, на пользу ли расходуешь своё богатство? Богатый человек, не умеющий пользоваться богатством, может всё потерять. Умение правильно пользоваться богатством – главное правило богатого человека. |
9. | Хәтер. | Память. | |
| Кеше үзе турында киләсе буыннарга кечкенә булса да, истәлек калдыру өчен яши. Ә истәлек ул – хәтер. Хәтер исә мәңгелек җим, акыл җиме. | Человек живёт, чтобы оставить потомкам память о себе. Хотя бы и очень маленькую. А память – это вечная пища человека, пища для ума. | Прошлое вспоминать нужно, так как это жизненный опыт, но самое главное - только в качестве собственных знаний и умений или положительные впечатления, а не впадать в эмоциональные переживания по поводу того, чего уже нет. Надо помнить, что физически и объективно существует только настоящий момент. Многие люди так и не живут в настоящем, зацепившись переживаниями в прошлом, либо постоянно беспокоясь о будущем. |
10. | Явызлык. | Зло. | |
| Адәм баласы дөньяга явызлык кылу өчен килми. | Дитя Адама рождается на свет не для того, чтобы творить зло. | Человек – не зверь, он должен быть добрым. Счастье от добра может прийти только в том случае, если мы делаем это искренне, по-настоящему, безвозмездно. |
| Явыз булма, явызлык белән җиңелгән халыкның шәфкать мәхәббәтен яулап булмый. | Не будь кровожадным, жестокостью нельзя завоевать расположения побежденного народа. | Если Атилла с первого дня проявит себя бессердечным, молва о расправе над пленными очень быстро разлетится по свету. Все народы империи узнают о том, что здесь произошло. И тогда их станут принимать не как освободителей, а как бездушных убийц и разрушителей. |
11. | Ихтыяр көче | Сила воли. | |
| Кешене бар нәрсәдән дә мәхрүм итеп була: иленнән, туганнарыннан, мәхәббәтеннән. Ә менә аны гайрәтеннән, яшәү көченнән аерып булмый. | У человека можно всё забрать: родину, родных, любовь. А вот силу, мужество | Сила воли даётся нам от природы и зависит от того, насколько слаженно работают отделы мозга. Силу воли нельзя развить как навык, но можно научиться работать с той, что есть. Даже со слабой волей можно добиться большого успехов. Мужество - это личное качество, которое присуще каждому человеку, но иногда происходит сбой, вызванный горьким опытом или воспоминаниями. Мужество помогает достичь успеха в разных жизненных ситуациях. |
12 | Хакыйкать. | Истина. | |
| Адәм баласын өч хакыйкать саклый: яхшы Фикер, хак Сүз, кылган Гамәл. Яктылыкның асылы – Фикер! Фикер кешене әдәплелеккә өйрәтә, адәм баласы алдына килгән каршылыкларны гадел рәвештә хәл итәргә ярдәмгә килә. | Адама оберегают на свете три великие истины: светлая Мысль, светлое Слово и светлое Дело. Но самое главное из трёх – это светлая, прекрасная Мысль! | Светлая мысль, доброе слово, полезное дело – великие истины человечества. От светлой мысли идут добрые слова и полезное дело. Всё зависит от мысли человека. Правильная мысль учит человека быть вежливым, помогает от всяких препятствий. |
14. | Китап. | Книга. | |
| Китаплы халык – өметле халык. | У народа, владеющего писанием, есть будущее. | Книга – это самая большая в мире сокровищница, хранящая в себе богатства всех народов. |
15. | Мәхәббәт. Ярату. | Любовь. | |
| Яратуны чылбыр белән бәйләп куеп булмый, аны ихтирам вә хөрмәт белән генә яшәтеп була. | Любовь нельзя приковать цепями, лишь уважением да почестями она жива. | Уважение - это основа жизни. Фундамент, на котором благополучно выстраиваются все чувства и гармоничные отношения. Если люди уважают друг друга, то они, конечно, врать друг другу не будут. Поэтому ничто не помешает им прийти однажды и сказать: - Я тебя очень уважаю, давай останемся друзьями. |
18. | Эш. | Ремесло. | |
| Һөнәрле кеше бер кисәк иписез калмас. | Кузнечное дело без куска хлеба не оставит. | На умелого ремесленника всегда найдется спрос. |
19 | Гаилә. Бала. | Семья. Дети. | |
| Бала хыялы – күктә, балигъ хыялы җирдә булыр. | На небе – детские мечты, на земле – решения взрослого человека. | Мечта – одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, но иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем. У взрослого человека мечты реалистичнее, осознаннее к ней подходит и приравнивает мечту к цели. |
| Тапкан түгел, баккан үз итәр. | Не та – мать, что родила, а та, что вырастила. | Мать – это женщина, которая не только родила, но и вырастила и воспитала своего ребёнку. |
21. | Акыл. | Ум. Мудрость. | |
| Фикер кешене әдәплелеккә өйрәтә, адәм баласы алдына килгән каршылыкларны гадел рәвештә хәл итәргә ярдәмгә килә. | Ум помогает воспитать в себе достойное поведение, решать трудности, которые встречаются в жизни. | Умный человек способен поменять свою точку зрения, потому что все подвергает сомнению. Он открыт к получению новых знаний и развитию. Тогда как с глупым бесполезно спорить. Умные люди досконально изучают ситуацию, прежде чем делать выводы. Они обладают хорошим чувством юмора. Их шутки не поверхностны, а с глубоким смыслом. Для умных ошибка - это неудачная попытка. Они учатся на своих промахах и стараются не наступать на те же грабли. У умного человека окружение соответствующее - он общается с равными себе, потому что это позволяет развиваться. Более того, он общается с определенной целью, не тратя свое время. Как говорится, лучше быть умным и глупить, чем быть глупым и умничать. Наличие ума не всегда спасает человека от глупостей, потому что человеку свойственно порой руководствоваться эмоциями и чувствами. А иногда действовать по привычке. Так что ошибаться человек может просто из-за того, что он не привык "включать" разум, когда это нужно. Не все любят думать. Этому тоже нужно учиться и в этом тренировать себя. Мудрость одна из самых важных качеств в человеке. Она приходит с возрастом и зависит от накопленного опыта человека. Мудрый человек умеет слушать и слышать того, кто с ним чем-то делится. Слова его не резки, а даже целительны, как бальзам. Послушаешь мудрого старца, посидишь с ним рядом, и на душе спокойнее становится, появляется вдохновение что-то делать, чего-то достигать. Мудрые люди не рассказывают многое о себе посторонним, чтобы не вызывать зависть. У человека мудрого хорошо развит самоконтроль. В душе он спокоен, поэтому обычно объективен в своих суждениях. Также он обладает здоровым чувством собственного достоинства. Он знает, как люди должны вести себя рядом с ним, и как должен вести себя он сам. Нет обстоятельств, которые могли бы сломить мудрого человека. Во первых, он ищет в ситуациях позитивное. Во вторых, он относится к жизненным ударам, как к урокам, которые способствуют его развитию. |
22. | Сабырлык. | Терпение. | |
| Сабыр төбе – сары алтын. | На донышке терпения – чистое золото. | Терпение дает нам больше сил и возможностей для преодоления сложностей внутреннего и внешнего мира. Благодаря терпению, мы преодолеваем разрушающие чувства– вину и обиду. Мы перестаем суетиться, спешить и можем спокойно и вразумительно объяснить себе и другим происходящее. Можем в состоянии спокойствия и равновесия разрешить сложившуюся ситуацию или продумать план о предстоящем важном деле. |
23. | Хәйлә | Хитрость | |
| Көч үз урынында, куэт үз урынында, ә хәйлә – дошманның бөтен уй-теләген белеп тору. | Сила силой, а хитрость – это умение выяснить, чем живёт и дышит враг. | В мире нас всегда окружают очень разные люди. И много вокруг нас не самые приятные и доброжелательные люди. Много тех, кто желает поживиться нашими ресурсами, возможностями, нашим временем и, как говорится, так и норовят въехать в рай на наших спинах. Быть хитрым – это наша безопасность и наш успех, счастье и благополучие. Не рассказывать всем подряд о своих планах и мечтах, о своих возможностях. И обо всем том, что потом может быть использовано против нас. Чтобы люди нами не пользовались, не использовали нас и не вредили нам в самых разных делах и действиях. |
24. | Тарих. | История. | |
| Тарих ул кешене кисәтә һәм бабаларыбыз кылган яманлыкларны кылмаска өнди. Тарихның яхшы гамәлләреннән үрнәк, начар гамәлләреннән гыйбрәт алырга кирәк. Тагын да ачыклабрак әйтсәк, тарих ул кешене уйланырга мәҗбүр итә һәм бу тормыш беркем өчен дә мәңгелек түгел икәнен искәртә. | История - это удивительная школа жизни, она делает человека человеком. Тот, кто задумывается над уроками истории, старается не повторять ошибок предков. Мудрецы Древней Греции говорили: «Пусть дела святых служат людям примером, а дела грешников – уроком». | У каждого человека имеются родители. Однако для того чтобы чувствовать себя полноценной личностью этого мало. Индивидуум не может существовать вне пределов группы. Каждый человек должен понимать, что у него есть родной язык и земля, а также история и культура. Если ощущение единства пропадёт, то люди просто не смогут мирно сосуществовать. Именно история делает жизнь отдельного гражданина осознанной. Если человек не будет знать своего прошлого, то он не сможет выстроить «светлое» будущее. Изучать прошлое стоит только ввиду того, что если люди не будут знать ошибок предков, то они не смогут исключить их появления в будущем. |
25. | Татулык. | Братство. | |
| Татулык җитми, далалыларга, дустанәлек, бер - берсенә ярдәм кулы сузу, бер - берсен күрмәс булдылар. | Не хватает нам, степнякам, доброго братства, не спешим мы на помощь друг другу. Слишком уж много между нами вражды и ненависти. | Дружба, взаимопомощь, взаимопонимание – вот что сплачивает людей. Вражда и ненависть, наоборот, разъединяет и создаёт трудности в жизни. |
26. | Язмыш. | Судьба. | |
| Ялкын җилдә дулаучан. Кеше күңеле – күк йөзе, әле кара болыт белән каплана, әле чалт аяз. | Душа человека – что небо, то черной тучей затягивается, то сияет ослепительней солнца. | Как день сменяется ночью, а ночь днём, так же и в душе человека после спокойствия может прийти тревога. |
Следующей задачей была подготовка сборника. Для начала я выбрал формат будущего сборника, мой выбор пал на формат A5. Далее необходимо было придумать дизайн обложки. Результат представлен ниже.
Далее я, имея готовую таблицу и дизайн обложки, пошел в типографию и напечатал уже сам сборник.
Я считаю, что по итогу моей работы я смог создать сборник мудрых высказываний, который может быть интересен читателям. В процессе его создания я узнал много нового из истории предков татарского народа и мой интерес к исторической литературе возрос. Мой руководитель проекта посчитал проделанную мною работу большой и полезной. По окончанию работы я считаю, что смог достичь поставленных задач и хорошо выполнил проект. В будущем я планирую продолжить изучать исторические произведения для того, чтобы, изучая прошлое, узнавать что-то новое для себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время нас окружает большое количество трудностей, временами их становится то меньше, то больше. Таким образом мы начинаем задумываться над решениями наших проблем и начинаем их искать. Помочь с этим нам могут общение с людьми, интернет-ресурсы, книги. Я открыл для себя исторические произведения Мусагита Хабибуллина и смог почерпнуть из них что-то полезное для себя. Но эти произведения не привлекают большинство современных читателей, поэтому я решил создать сборник высказываний, из которого они могли бы извлечь для себя что-то ценное, потратив небольшое количество времени. К тому же, в процессе изучения сборника читатель может заинтересоваться первоисточниками, что привлечет большое внимание к историческим произведениям в целом.
Цель исследования: составить сборник мудрых высказываний, используя исторические произведения Мусагита Хабибуллина, посредством прочтения и изучения содержания данных произведений, для читателей, которые хотят найти решения проблем современности в прошлом.
Задачами послужили:
Изучение содержания исторических произведений Мусагита Хабибуллина
Сбор высказываний и их перевод на русский
Объяснение высказываний
Подготовка сборника
При выполнении работы я изучил выбранные мной произведения, собрал высказывания и перевел их, далее объяснил каждое высказывание и создал, на основе проделанной ранее работы, сборник высказываний по историческим произведениям Мусагита Хабибуллина.
ИСТОЧНИКИ
4https://www.sochinyashka.ru/russkiy_jazik/narod-ne-znayushiy-svoego-proshlogo-ne-imeet-budushego.html
5 https://infourok.ru/esse-na-temu-narod-ne-znayushij-svoego-proshlogo-ne- imeet-budushego-m-lomonosov-5377885.htm
САМОАНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для достижения моей цели мне было необходимо прочитать и изучить исторические произведения Мусагита Хабибуллина, далее найти в них мудрые высказывания, перевести и объяснить их. Весь собранный мною материал я представил в книжке-сборнике.
Мной было потрачено большое количество времени на прочтение и изучение книг, что позволило мне создать мой продукт. Также я смог расширить свой словарный запас на татарском языке и углубиться в историю моего народа. Самое главное в моей работе, что я выполнил поставленные мною задачи. Я считаю, что достиг поставленной цели и надеюсь, что моя работа принесет пользу другим.
В процессе создания моего сборника, я научился работать с программой Adobe Photoshop для разработки дизайна, научился создавать таблицы в Microsoft Word. Еще я узнал больше о процессе книгопечатания, для того чтобы изготовить сборник, я сходил в типографию.
В заключении я могу сказать, что мог бы улучшить оформление сборника, включить большее количество высказываний и сделать более точные объяснения высказываний. Но это мой первый подобный опыт, и если мне предстоит провести подобную работу еще раз, то она будет выполнена ещё лучше. Я планирую продолжить изучать для себя исторические произведения и черпать из них пользу.