12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лепехина Татьяна Евгеньевна29
Россия, Воронежская обл., Воронеж






Секрет старых фотографий




t1708085575aa.jpgt1708085575ab.jpg


:

Автор : обучающийся 3 класса «В»

МБОУ гимназии № 6 г. Воронежа

Миронов Владислав

Руководитель : Лепехина Т.Е.





2023 год

Оглавление.

1. Введение.

2. Эксперимент «Секрет старых фотографий».

2.1. Цель эксперимента.

2.2. Оборудование.

2.3. Опыт 1. «Получение раствора».

2.4. Опыт 2. «Изготовление светочувствительной слоя»

2.5. Опыт 3. «Печать негатива с помощью ультрафиолетовой лампы»

2.6. Опыт 4. «Печать негатива с помощью светодиодной лампы»

2.7. Опыт 5. «Печать негатива на ткани»

2.8. Вывод.

3. Заключение.

4. Список литературы.

5.Приложения.



1. Введение.

В настоящее время печать фотографии осуществляется с помощью технических устройств. Но меня заинтересовал вопрос: как печатали первые фотографии?

Цели исследования: получить опытным путём различные фотоотпечатки без применения фотокамеры, используя метод цианотопии.

Задачи исследования:

-  изучить историю возникновения фотографий;

-  изучить метод цианотипии;

-  получить свои неповторимые снимки, фотоотпечатки методом цианотипии.

Гипотеза: при наличии необходимых материалов и создании определённых условий возможно получить фотографии методом цианотипии

Методы исследования: изучение литературы по данное проблеме, поиск Интернет – ресурсов, наблюдение, сравнение, опыт


Одним из первых способов печати фотографии была цианотипия, которую разработал в XIX веке выдающийся британский ученый Джон Фредерик Вильям Гершель.

Цианотипия – бессеребряный фотографический процесс, дающий при фотопечати изображение голубого оттенка. Этот способ пригоден только для контактной печати и фотограмм из-за очень низкой светочувствительности.

С химической точки зрения, процесс цианотипии заключен в том, что под действием света особый раствор образует вещество – берлинскую лазурь. Та часть раствора, которая не подвергалась освещению, вымывается водой в процессе закрепления изображения и приобретает нежно-голубой оттенок.

К слову, первая в мире фото-книга содержала именно цианотопию. Ее автор Анна Аткинс – одна из первых в истории женщин-фотографов - помещала высушенные водоросли на бумагу, обработанную светочувствительным раствором, и экспонировала. Так получилась книга «Британские водоросли: цианотипные оттиски».

Но меня волновал вопрос: можно ли в домашних условиях воспроизвести этот способ фотопечати?

Именно поиски ответа на данный вопрос и натолкнули меня на проведение эксперимента.




2. Эксперимент «Секрет старых фотографий».


2.1. Цель эксперимента.

Цель эксперимента: опытным путем доказать, что в домашних условиях без использования специальных технических устройств можно «напечатать» фотографию.


2.2. Оборудование.

Для проведения эксперимента мне понадобится:

1. гексацианоферрат калия,

2. хлорное железо,

3. цитрат аммония,

4. вода,

5. шприцы 10 мл – 1 шт., 2 мл – 2 шт.,

6. пластиковый стакан с крышкой;

7. пластиковая ложка;

8. перчатки;

9. губка;

10. белая акварельная бумага;

11. белая футболка из хлопка;

12. рисунок на плёнке;

13. высушенные листья растений;

14. рамки для фотографий формата А4 и А6;

15. ультрафиолетовая лампа (медицинская);

16. настольная светодиодная лампа.


2.3. Опыт 1. «Получение раствора».

Для проведения эксперимента необходимо подготовить особый раствор, который при нанесении на бумагу или ткань образует светочувствительный слой. Для этого потребуется изготовить водный раствор трех видов солей:

1. гексацианоферрат калия;

2. хлорного железа;

3. цитрата аммония.

Надеваю на руки перчатки.

В пластиковый стакан с помощью шприца набираю 50 мл. холодной воды, переливаю в емкость с гексацианоферратом калия (~17-18 гр.). Размешиваю раствор пластиковой ложкой до полного растворения соли. Первый компонент готов.

В пластиковый стакан с помощью шприца набираю 50 мл. холодной воды, переливаю в емкость схлорным железом (~16-17 гр.). Тщательно перемешиваю раствор чистой пластиковой ложкой до полного растворения соли. Жидкость при растворении немного нагревается. Для продолжения изготовления раствора необходимо подождать 2-3 минуты, пока он остынет. Затем добавляю в пустой пластиковый стакан цитрат аммония (~ 45 гр.) и переливаю водный раствор хлорного железа. Сразу же начинаю помешивать раствор частой пластиковой ложкой в течение 2 минут. Из красно-коричневого раствор приобретает красивый зеленый цвет! При этом на дно емкости выпадает осадок. Оставляю стаканчик в покое на 5 минут, чтобы осадок осел на дно.

Аккуратно сливаю зеленый раствор так, чтобы весь осадок остался в пластиковом стаканчике. Второй компонент готов.

Оба раствора следует хранить в темном месте.

Вывод:мною изготовлены составные компоненты для создания светочувствительного слоя.


2.4. Опыт 2. «Изготовление светочувствительной слоя»

Для получения цианотипного светочувствительного слоя необходимо смешать в равных количествах первый и второй компоненты и нанести их на в поверхность. Для проведения последующих опытов, мне понадобятся акварельная бумага и ткань.

Создание светочувствительного раствора и его нанесение на бумагу и ткань нужно проводить в полутемном помещении. Солнечный свет или ультрафиолетовые лампы могут засветить светочувствительный слой и опыт не получится.

Надеваю на руки перчатки. С помощью шприцев набираю 2 мл первого компонента и 2 мл второго компонента, смешиваю их в чистом пластиковом стакане. Получившийся раствор с помощью губки наношу на акварельную бумагу и ткань. Оставляю бумагу и ткань до полного высыхания в темном помещении.

После высыхания на бумаге образуется желто-зеленый слой, на ткани сине-зеленый.

Вывод:мною нанесен светочувствительный слой на бумагу и ткань.


Как уже было отмечено выше солнечный свет или ультрафиолетовые лампы могут засветить светочувствительный слой. В ходе проведения опытов 3 и 4 я хочу выяснить какой тип ламп: ультрафиолетовая лампа синего цвета (медицинская) или светодиодная лампа - лучше справляется печатью негатива.


2.5. Опыт 3. «Печать негатива с помощью ультрафиолетовой лампы»

Беру акварельную бумагу с нанесенным на него светочувствительным слоем, вкладываю в фоторамку, на стекло которой предварительно наклеена пленка с изображением из фольги. Помещаю рамку под ультрафиолетовую лампу на 1 час.

Через час бумага приобрела серо-бурый оттенокс едва заметным отпечатком рисунка.

После промывки полученной фотографии изображение полностью исчезло.

Для подтверждения полученного результата, опыт мною проведен повторно. Результат опыта не изменился.

Вывод:для цианотипии ультрафиолетовая лампа (медицинская)не подходит.


2.6. Опыт 4. «Печать негатива с помощью светодиодной лампы»

Беру акварельную бумагу с нанесенным на него светочувствительным слоем, вкладываю в фоторамку, на стекло которой предварительно наклеена пленка с изображением из фольги. Помещаю рамку под светодиодную лампу. Оставляю на 1 час.

Через час бумага,не закрытая рисунком, приобрела голубо-зеленый оттенок. Мою принято решение продолжить опыт до приобретения светочувствительным слоем оттенка берлинской лазури.

Через 6 часов светочувствительный слой приобрел лазурный оттенок.

После промывки полученной фотографии изображение рисунка стало белым, а фон сохранил синий оттенок.

Для подтверждения полученного результата, мною был использован второй негатив. В качестве изображения для печати выбраны высушенные листья растений.Результат опыта не изменился.

Вывод:светодиодная лампа подходит для цианотипии.


2.7. Опыт 5. «Печать негатива на ткани»

Беру футболку с нанесенным на нее светочувствительным слоем. Вкладываю в фоторамку. В качестве изображения для печати выбран высушенный лист. Помещаю рамку под светодиодную лампу. Оставляю на 1 час.

Через час светочувствительный слой приобрел лазурный оттенок.

После промывки полученной фотографии изображение рисунка стало светло-голубым, а фон сохранил синий оттенок.

Вывод:на ткани фотопечать методом цианотипии требует меньше времени.


2.8. Вывод.

В ходе исследовательской работы 1.Были изучены материалы по истории развития фотографии и, в частности,  метода цианотипии. 2.Выявлены химические процессы, лежащие в основе цианотипии. 3.Отработан на практике метод получения цианотипичных изображений аналогичных XIX веку (получение изображения с натурального предмета и с помощью негатива).

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

Печать фотографий методом цианотипии очень увлекательный и познавательный процесс, который можно осуществить в домашних условиях.

Для цианотипии не подходит ультрафиолетовая лампа (медицинская), так как она разрушает светочувствительный слой.

С помощью светодиодной лампы можно получить красивые отпечатки картинок, засушенных растений как на акварельной бумаге, так и на ткани. При этом время изготовления фотографии на ткани в 6 раз меньше, чем на бумаге.

Точность экспонирования зависит от солнечного света. Так, если проводить     опыт в первой половине дня, то отпечаток становится более насыщенным,при вечернем, закатном освещении более бледным и тусклым.

Цианотипия относительно простой, одноступенчатый процесс

с использованием доступных реактивов. Этот метод позволяет печатать изображения различных предметов и изображений на самых разных материалах, в том числе на ткани или дереве


Таким образом, я подтвердил свою гипотезу  и доказал, что при наличии  определённых материалов и при создании необходимых условий, можно получить фотоотпечатки методом цианотипии.



3. Заключение.

По результатам проведенного эксперимента я убедился, что изготовление фотографий методом цианотипии очень интересный, увлекательный и простой процесс, который можно повторить в домашних условиях.

Конечно данный способ не позволяет получить полноценную фотографию, но дает возможность создавать неповторимое изображение



. 4.Список литературы:

1. Литература:

Книга Кристофера Джеймса «Книга альтернативных фотографических процессов", а также второе издание www.ChristopherJames- Studio.com

Книга «Blueprint для cyanotypes». Изучение исторического альтернативный фотографического процесса. Авторы: Малин Фаббри и Гэри Фаббри.

 Книга «Фотографический антикварный авангард» автор: Лиле Рексер

2. Интернет ресурсы:

1. Jump up "Изучение Фото - фотографические процессы -Цианотипия" V & A.. 2012   

2. Jump up "Цианотипия". Народные Фото. 2012-12-12. Источник 2012-12-22.

3. Jump up "Анна Аткинс, британский, 1799-1871". Leegallery.com . Источник 2012-12-22

4. Jump up "Изучение фотографии - Фотографы - Анна Аткинс" V &A.. 2012-11-13.

5. Jump up "Общий вид Ниагарский водопад от моста".

 6. Jump up to: Берковиц, Стивен. "Гибридный Фото – Цианотипия Тонеры" (PDF)

7. Jump up "Цианотипия тонирование: основы".Депутат фотография. Источник 2015

8. Jump up "Цианотипия тонирование: основы" 2015-09-14.

9. Jump up "Моя инструкции для ткани". blueprintsonfabric.com .

10. Jump up Http://www.melaniek.co.uk/storyoflight

 

Автор материала: В. Миронов (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.