В музее тишина..."
Автор публикации: С. Мугтабарова, ученица 5 класса
Исследовательская работа
«В музее тишина…»
(краеведение)
Выполнила ученица 5 класса
МБОУ СОШ с.Урмиязы
Мугтабарова Самира
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ с.Урмиязы
2021 год
Оглавление
Ведение
Предметы быта, посуда и утварь, одежда
Уголок пионера
1.3.История школы
Введение
Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оных постыдное малодушие.
А.С.Пушкин
Каждый из нас должен знать и ценить, историю своей семьи, историю родного края, ведь без прошлого нет будущего. Вспоминаются слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Чтобы понять и прочувствовать, как жили, что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки, во многих школах открываются музеи, краеведческие уголки. И в нашей школе есть такой музей. Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, которые несут в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей – это особая судьба, люди, события.
Что такое школьный музей? Мы считаем, что это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще музеи помогают формированию у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый человек должен знать историю места, где родился и вырос. Изучая историю края, в котором живёшь, мы становимся добрее, духовно богаче.
Цель: исследование школьного музея и определение значимости музея в жизни учащихся МБОУ СОШ с.Урмиязы.
Задачи:
Изучить историю создания школьного музея.
Познакомиться с разделами музея.
Провести анкетирование среди учащихся.
Сделать выводы на основании анкетирования.
Рассказать одноклассникам о школьном музее.
Объект исследования: школьный музей.
Предмет исследования: изучение экспонатов музея.
1.1.История нашего музея
В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собранно все ценное, что создано человечеством за многовековую историю. По праву музей называют исторической памятью народа.
В нашей школе тоже есть музей (приложение 1). Днем его рождения считается 200… год, когда в небольшой комнатке на первом этаже были открыты двери всем желающим. С каждым днем музей пополнялся, расширялся. 1 декабря 2003 года наш музей получил свидетельство за большую поисково-исследовательскую общественно-полезную работу, за создание интересной экспозиции и успехи в воспитании обучающихся (приложение 2).
У истоков создания школьного музея стояла учитель истории и обществознания Иргалина Р.Р. Под ее руководством организовывались рейды с учащимися школы по сбору экспонатов для краеведческого уголка. Жители села отдавали старинную крестьянскую одежду, домашнюю утварь.
1.2. Предметы быта, посуда и утварь, одежда
Весь материал музея оформлен по тематике.
Первый раздел посвящен предметам быта башкирского народа. Предметы быта, которые каждый день использовались в хозяйстве, являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, наши прадеды и прабабушки создавали множество предметов, так необходимых в быту. В нашем музее есть глиняная посуда, посуда из бересты, удивительного природного материала.
А вот на одном из почетных мест красуется самовар. Самовар-это не просто посуда, это центр стола, праздника, гулянья. Раньше в каждом доме был самовар. И это несмотря на свою дороговизну (он стоил дороже коровы
Каждая хозяйка гордилась прялкой.
Она сопровождала женщину на протяжении всей жизни. Прялку бережно передавали из поколения в поколение.
В левом углу выделяются расшитые вручную наволочки, полотенца, ковры… Красивая вышивка говорила о женщине, как о мастерице. Смотришь и удивляешься, какими рукодельницами и мастерицами были наши прабабушки.
1.3. Уголок пионера
В нашем музее можно познакомиться и с атрибутами пионеров. Форма, отрядный флаг, горн и барабан, под звуки которых пионерам повязывали красные галстуки. В этой экспозиции почетное место занимает бюст В.И.Ленина, ведь пионерская организация была тесно связана с его именем. По рассказам дедушки я знаю, что после смерти вождя в 1924 году движение пионеров получило его имя.
Красный галстук был одним из главных символов пионерии. Изучив историю пионеров, я узнала о том, что галстук необходимо было повязывать строго определенным образом - чтобы один кончик получался длиннее, а другой - короче. Это была не пустая прихоть. Согласно официальной трактовке, три конца галстука символизировали три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов.
Все эти атрибуты хранят историю наших бабушек и дедушек, наших родителей.
Не исчезли пионеры,
А в историю ушли.
Сколько совести и веры!
Патриотами росли!
Красный галстук и пилотка,
А на ней блестит значок,
И в рядах ребят достойных
Каждый вынес свой урок.
1.3.История школы
Какова история нашей школы, какой была она в прошлом, какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история школы? На эти вопросы можно найти ответы, изучив раздел, который посвящен нашей школе. Здесь представлены стенды об учителях-ветеранах, фотографии школы и выпускников разных лет. Мы можем окунуться в разные периоды деятельности нашего образовательного учреждения.
1.4. Уголок славы Великой Отечественной войны
Следующий уголок посвящен Великой Отечественной войне. Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет. В этом разделе собран материал о Великой Отечественной войне, о ее солдатах и победителях, о матерях и женах, о тружениках тыла, о детях войны. Наблюдаешь за этими реликвиями и представляешь, что скрывается за каждым из этих предметов, о скольких человеческих судьбах они могут рассказать…
В музее тихо,
Но немые экспонаты
Смогли бы рассказать,
Как шли солдаты
По фронтовым, извилистым дорогам.
И выжить удалось немногим.
В музее тишина,
А ведь когда-то
В боях бывали эти экспонаты-
Свидетели, участники войны
Из лета горького и солнечной весны.
Они молчат, но в памяти хранят
Как погибал за Родину солдат,
Как пил из фляжки
В редкий час привала,
Как тело изможденное страдало.
В печали скорбной каски приуныли…
Нет, о бойцах они не позабыли.
Заключение:
Наш музей является не только помещением, где хранятся вещи, связанные с историей и обычаями башкирского народа. Он является местом, который обучает нас и обогащает знаниями о культуре родного села и быте народа, воспитывает в нас любовь к историко-культурному наследию родины, любовь к родному языку, формируя духовные и нравственные ценности. Мы пришли к выводу, что роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. Музей хранит, изучает, показывает документы, предметы, которые помогают нам больше узнать о том, как развивалось наше село, как одевались люди в старые времена, какие ценности они ставили на первое место. Благодаря нашему музею мы имеем возможность узнать историю, испытания, через которые проходили наши предки, чтоб сделать какие либо открытия, а значит, это поможет нам ценить их достижения, которыми мы так легко и беззаботно пользуемся сейчас.
Анкетирование о школьном музее
Есть ли музей в нашей школе?__________________________
Как вы думаете, нужен ли музей школе?___________________
Считаете ли вы, что проблема сохранения традиций башкирского народа является актуальной для современности?__________________________________
Будет ли способствовать работа школьного музея улучшению нравственного климата в школе?_______________________________________________
В опросе приняло участие 30 человек .
Были заданы вопросы, проанализировав которые мы получили ответы, представленные в диаграммах. Приложение 1
Анализ ответов на поставленные вопросы убедил нас, что создание краеведческого музея в школе необходимо: время неумолимо стирает и материальные и духовные ценности народов нашего края, которые исторически являлись основой нравственного воспитания. Ведь именно школа была и остается культурным центром села.
Как выяснилось, большинство из нас любят посещать музеи. Интересно посмотреть на исторические вещи, послушать о жизни наших предков, хоть немного прикоснуться к прошлому.