12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нуртдинова Айсылу Рафаиловна369
учитель русского языка и литературы высшей категории
Россия






Исследовательская работа

«В музее тишина…»

(краеведение)



Выполнила ученица 5 класса

МБОУ СОШ с.Урмиязы

Мугтабарова Самира

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ с.Урмиязы


2021 год













Оглавление

Ведение


Предметы быта, посуда и утварь, одежда

Уголок пионера

1.3.История школы
























Введение

Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оных постыдное малодушие.

            А.С.Пушкин

Каждый из нас должен знать и ценить, историю своей семьи, историю родного края, ведь без прошлого нет будущего. Вспоминаются слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего».

Чтобы понять и прочувствовать, как жили, что переживали и чему радовались наши далекие предки, наши прабабушки и прадедушки, во многих школах открываются музеи, краеведческие уголки. И в нашей школе есть такой музей. Школьные музеи – хранители памяти. Именно в них собраны материалы, которые несут в себе отголоски истории тех мест, где они созданы. Каждый музей – это особая судьба, люди, события.
Что такое школьный музей? Мы считаем, что это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще музеи помогают формированию у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый человек должен знать историю места, где родился и вырос. Изучая историю края, в котором живёшь, мы становимся добрее, духовно богаче.

Цель: исследование школьного музея и определение значимости музея в жизни учащихся МБОУ СОШ с.Урмиязы.

Задачи:

Изучить историю создания школьного музея.

Познакомиться с разделами музея.

Провести анкетирование среди учащихся.

Сделать выводы на основании анкетирования.

Рассказать одноклассникам о школьном музее.

Объект исследования: школьный музей.

Предмет исследования: изучение экспонатов музея.


1.1.История нашего музея

В наше время музеи являются культурно-историческими центрами, в которых собранно все ценное, что создано человечеством за многовековую историю. По праву  музей называют исторической памятью народа.

В нашей школе тоже есть музей (приложение 1). Днем его рождения считается 200… год, когда в небольшой комнатке на первом этаже были открыты двери всем желающим. С каждым днем музей пополнялся, расширялся. 1 декабря 2003 года наш музей получил свидетельство за большую поисково-исследовательскую общественно-полезную работу, за создание интересной экспозиции и успехи в воспитании обучающихся (приложение 2).

У истоков создания школьного музея стояла учитель истории и обществознания Иргалина Р.Р. Под ее руководством организовывались рейды с учащимися школы по сбору экспонатов для краеведческого уголка. Жители села отдавали старинную крестьянскую одежду, домашнюю утварь.











1.2. Предметы быта, посуда и утварь, одежда

Весь материал  музея оформлен по тематике.

Первый раздел посвящен предметам быта башкирского народа. Предметы быта, которые каждый день использовались в хозяйстве, являют собой сочетание красоты и практичности. Используя природные материалы, наши прадеды и прабабушки создавали множество предметов, так необходимых в быту. В нашем музее есть глиняная посуда, посуда из бересты, удивительного природного материала.

А вот на одном из почетных мест красуется самовар. Самовар-это не просто посуда, это центр стола, праздника, гулянья. Раньше в каждом доме был самовар. И это несмотря на свою дороговизну (он стоил дороже коровы

Каждая хозяйка гордилась прялкой.

Она сопровождала женщину на протяжении всей жизни. Прялку бережно передавали из поколения в поколение. 

В левом углу выделяются расшитые вручную наволочки, полотенца, ковры… Красивая вышивка говорила о женщине, как о мастерице. Смотришь и удивляешься, какими рукодельницами и мастерицами были наши прабабушки.












1.3. Уголок пионера

В нашем музее можно познакомиться и с атрибутами пионеров. Форма, отрядный флаг, горн и барабан, под звуки которых пионерам повязывали красные галстуки. В этой экспозиции почетное место занимает бюст В.И.Ленина, ведь пионерская организация была тесно связана с его именем. По рассказам дедушки я знаю, что после смерти вождя в 1924 году движение пионеров получило его имя.

Красный галстук был одним из главных символов пионерии. Изучив историю пионеров, я узнала о том, что галстук необходимо было повязывать строго определенным образом - чтобы один кончик получался длиннее, а другой - короче. Это была не пустая прихоть. Согласно официальной трактовке, три конца галстука символизировали три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов.

Все эти атрибуты хранят историю наших бабушек и дедушек, наших родителей.

Не исчезли пионеры,
А в историю ушли.
Сколько совести и веры!
Патриотами росли!

Красный галстук и пилотка,
А на ней блестит значок,
И в рядах ребят достойных
Каждый вынес свой урок.





1.3.История школы

Какова история нашей школы, какой была она в прошлом, какими достижениями, замечательными людьми, традициями богата история школы? На эти вопросы можно найти ответы, изучив раздел, который посвящен нашей школе. Здесь представлены стенды об учителях-ветеранах, фотографии школы и выпускников разных лет. Мы можем окунуться в разные периоды деятельности нашего образовательного учреждения.





























1.4. Уголок славы Великой Отечественной войны

Следующий уголок посвящен Великой Отечественной войне. Принцип построения данной экспозиции – тематический. Здесь представляются сведения об участниках Великой Отечественной войны. Под стендом в витрине размещены предметы разного типа, раскрывающие тему Великой Отечественной войны: фотографии, медали и ордена, реликвии, одежда, вырезки из газет. В этом разделе собран материал о Великой Отечественной войне, о ее солдатах и победителях, о матерях и женах, о тружениках тыла, о детях войны. Наблюдаешь за этими реликвиями и представляешь, что скрывается за  каждым  из этих предметов, о скольких человеческих судьбах они могут рассказать…

В музее тихо,

Но немые экспонаты

Смогли бы рассказать,

Как шли солдаты

По фронтовым, извилистым дорогам.

И выжить удалось немногим.

В музее тишина,

А ведь когда-то

В боях бывали эти экспонаты-

Свидетели, участники войны

Из лета горького и солнечной весны.

Они молчат, но в памяти хранят

Как погибал за Родину солдат,

Как пил из фляжки

В редкий час привала,

Как тело изможденное страдало.

В печали скорбной каски приуныли…

Нет, о бойцах они не позабыли.

Заключение:

Наш музей является не только помещением, где хранятся вещи, связанные с историей и обычаями башкирского народа. Он является местом, который обучает нас и обогащает знаниями о культуре родного села и быте народа, воспитывает в нас любовь к историко-культурному наследию родины, любовь к родному языку, формируя духовные и нравственные ценности. Мы пришли к выводу, что роль школьного музея в развитии военно-патриотического воспитания учащихся играет огромную роль. Музей хранит, изучает, показывает документы, предметы, которые помогают нам больше узнать о том, как развивалось наше село, как одевались люди в старые времена, какие ценности они ставили на первое место. Благодаря нашему музею мы имеем возможность узнать историю, испытания, через которые проходили наши предки, чтоб сделать какие либо открытия, а значит, это поможет нам ценить их достижения, которыми мы так легко и беззаботно пользуемся сейчас.



















Анкетирование о школьном музее

Есть ли музей в нашей школе?__________________________

Как вы думаете, нужен ли музей школе?___________________

Считаете ли вы, что проблема сохранения традиций башкирского народа является актуальной для современности?__________________________________

Будет ли способствовать работа школьного музея улучшению нравственного климата в школе?_______________________________________________



В опросе приняло участие 30 человек .

Были заданы вопросы, проанализировав которые мы получили ответы, представленные в диаграммах. Приложение 1

Анализ ответов на поставленные вопросы убедил нас, что создание краеведческого музея в школе необходимо: время неумолимо стирает и материальные и духовные ценности народов нашего края, которые исторически являлись основой нравственного воспитания. Ведь именно школа была и остается культурным центром села.

Как выяснилось, большинство из нас любят посещать музеи. Интересно посмотреть на исторические вещи, послушать о жизни наших предков, хоть немного прикоснуться к прошлому.



Автор материала: С. Мугтабарова (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.