12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алиева Эсмира Гахримановна2877
Алиева Эсмира,30 лет стаж работы.первая кв. категория «Музыка, как книга, делает нас лучше, умнее и добрее» На свете есть много различных профессий И в каждом есть прелесть своя. Но нет благородней, нужней и чудесней Чем та, кем рабо
Россия, Саратовская обл., Саратов

Презентация «Танцуем вместе»

МБОУ «Прогимназия№15» Проект: «Танцуем вместе» Тема проекта: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей у дошкольников». Автор проекта: музыкальный руководитель Алиева Эсмира Гахримановна 2018г

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей и подготовительной группы. Вид проекта: долгосрочный, творческий. Срок реализации проекта: с сентября 2017г. по май 2018 г.

Актуальность: Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества – являются музыкальные движения. Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Выдающиеся педагоги – Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина – считали, что чем раньше побуждать у ребенка способности к к выполнению творческих заданий тем лучше. Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально- ритмическим и танцевальным движениям. Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога.

Проблема: В процессе педагогической деятельности выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений, предлагаемых программой музыкального воспитания в прогимназии, который влияет на развитие творческих способностей старших дошкольников. При этом, в качестве средства подготовки детей, выступает обу чение. Наблюдения выявляют, что дошкольники, которых обучают по традиционной методике, в подавляющем большинстве случаев оказываются неспособными выполнять творческие задания. Причина в том, что в процессе обучения дети механически заучивают движения, не осмысливая их, без яркой выразительности исполнения. Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями. Самостоятельно дошкольники этого сделать не могут. Требуется целенаправленное обучение, в процессе которого дети должны познакомиться не только с отдельными движениями, но и с принципами их изменения.

Вывод: Обучение детей музыкально-ритмическому и танцевальному творчеству в условиях прогимназии, необходимо проводить с учетом разделения детей по их творческим способностям ,а так же, по подгруппам, необходимо комбинировать формы, методы, способы и приемы обучения. Для решения этих проблем мною был создан проект «Учимся танцевать» по теме: «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей старших дошкольников».

Цель проекта: Определить уровень развития у старших и младших дошкольников творческих способностей через развитие музыкально- ритмических и танцевальных движений.

Задачи: 1. Выявить, какими знаниями, умениями и навыками владеют дошкольники для выполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений на первом этапе проекта. 2. Проследить изменения показателей музыкально-ритмических и танцевальных движений в период действия проекта. 3. Определить уровень развития творческих способностей у дошкольников на заключительном (итоговом) этапе проекта.

Ожидаемые результаты: Переход к более развернутым и сложным танцевальным композициям, с использованием которых, можно продолжать развитие детского творчества в танце. Проявление самостоятельности и творческой инициативы у дошкольников.

Этапы реализации проекта: 1 этап - Диагностико - организационный (сентябрь 2017 г.): - изучение проблемы, постановка цели и задач. Подбор и изучение методической литературы и интернет - ресурсов; Определение первоначального уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников; Разработка форм и методов работы. 2 этап – Организационно – практический (октябрь 2017 г. по апрель 2018г.): Организация и проведение разнообразных форм и видов музыкально-ритмической деятельности с учетом возрастных особенностей старших дошкольников.

Этапы реализации проекта: 3 этап – Итогово – аналитический (май 2018 г.): Проведение повторного среза уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей старших дошкольников, подведение итогов; Анализ проекта и разработка перспективы развития проекта; Творческий отчет по проекту в виде проведения праздников «Путешествуем по Дагестану» в старшей группе и «Выпуск в школу» в старшей группе;

Модель реализации проекта: Работа с детьми Работа с педагогами Музыкальные занятия Самостоятельная музыкальная деятельность Праздники и развлечения Танцевальный кружок Индивидуальные консультации Педагогические советы Изготовление атрибутов и пособий Открытые занятия, утренники Организация подготовки костюмов

Содержание проекта: На первом этапе проекта проводилось изучение проблемы, постановка цели и задач, подбор методического материала. Основная задача первого этапа – выявление первоначального уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей: при помощи таких методов исследования как наблюдение, беседа с детьми (определение предпочтения музыкально – ритмической деятельности)

Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей : Музыкально-ритмические движения: Высокий: знает словесное обозначение движений, самостоятельно выполняет движения. Средний: путается в словесных обозначениях, выполняет движения частично с педагогом. Низкий: не называет движения, выполняет их только с педагогом. Танцевальные движения: Высокий: самостоятельное исполнение, движения яркие, выразительные. Средний: знает движения, движения невыразительные. Низкий: выполняет движения только с педагогом.

Критерии уровня сформированности музыкально-ритмических и танцевальных способностей : Артистизм/ творчество: Высокий: самостоятельно придумывает движения, оригинальность движений, активно участвует в совместных обсуждениях решений в поисках выразительности. Средний: придумывает новые движения, меняет их при помощи педагога. Низкий: действует на установку педагога (найди, измени, придумай). В процессе определения уровня сформированности музыкально – ритмических и танцевальных способностей получены следующие результаты:

Вывод: Результаты диагностики свидетельствуют о том, что уровень музыкально- ритмической и танцевальной деятельности на первом этапе, соответствует критическому. На основании полученных результатов диагностики, было принято решение организовать работу танцевального кружка «Радуга», для развития осознанного отношения у детей к средствам танцевальной выразительности, овладения танцевальными движениями, а следовательно развития творческих способностей у старших дошкольников. Программа танцевального кружка «Радуга» ставит своей целью – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать развитию творческих способностей старших дошкольников через танцевальную и музыкально – ритмическую деятельность. Главными условиями развития детей на занятиях кружка являются: - поддержка интереса и желания заниматься; - сочетание игровых и творческих моментов; -доброжелательная обстановка.

Программа танцевального кружка «Горцы и горянки» Периодичность занятий: 2 раза в неделю во второй половине дня Возраст: Старшая ,средняя, 2мл. группы Педагогический анализ (диагностика) 2 раза в год Продолжительность занятий:ст.гр25-30 минут, сред.гр.25-20минут, 2мл.гр 15-12минут Сентябрь Май

Методы и приемы Наглядный Практический Слуховой Словесный Просмотр видеозаписей Показ движений Показ иллюстраций Игра Упражнения Самостоятельная деятельность Творческие домашние задания Слушание музыки Анализ средств музыкальной выразительности Сравнение, сопоставление Разъяснение, пояснение Вопросы, беседы Художественное слово

Структура и содержание занятия в танцевальном кружке «Горцы и горянки»: Занятие танцевального кружка Вводная часть Приветствие Ритмопластика, упражнения на ориентировку в пространстве) Основная часть Разучивание танцевальных движений и шагов Разучивание танца Игры и творческие задания) Заключительная часть Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и укрепление осанки. Пальчиковая гимнастика. Прощание

Модель интеграции образовательных областей при реализации проекта: Музыка Художественное творчество Физическая культура Социализация Коммуникация Здоровье Познание

Интеграция образовательных областей: Физическая культура Развитие детского творчества. Приобщение к танцевальному искусству. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Художественное творчество Развитие физических качеств для музыкально- ритмической деятельности. Социализация Формирование представлений о танцевальной культуре и искусстве. Развитие игровой деятельности. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности к окружающему сообществу. Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми и детьми. Здоровье Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Релаксация. Познание Расширение кругозора детей. Сенсорное развитие. Формирование целостной картины мира в сфере творчества. М У З Ы К А

Ресурсное обеспечение проекта Программа танцевального кружка «Горцы и горянки» Методическая литература (программы и методические пособия, региональный компонент) Технический материал Музыкальный зал Дидактический и наглядный материал Конспекты занятий, сценарии праздников Фото и видео материалы (презентации)

Ресурсное обеспечение проекта: Программа танцевального кружка «Горцы и горянки»: направленность программы, ее принципы, цель и задачи, перспективное планирование, календарное планирование и т.д.. Методическая литература: - Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой и др. – М.: Учитель, 2012. - Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» – М.: Просвещение, 1981. - С.Л.Слуцкая «Танцевальная мозаика». Хореография в детском саду – М.: ЛИНКА- ПРЕСС,2006. - А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000. - Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» - М.: Гном и Д, 2002. - С.И.Бекина, Т.П. Ломова «Музыка и движение». Упражнения, игры, пляски для детей 5-6, 6-7 лет. – М., 1984. - М.А.Михайлова «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» –М.: Ярославль «Академия развития», 2004. - М.Ю.Картушина «Логоритмические занятия в детском саду – М.: ТЦ Сфера,2003. - Н.В.Зарецкая «Танцы для детей старшего дошкольного возраста. Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс, 2005. Региональная образовательная программа дошкольного образования Республики Дагестан «Научно-методическое обеспечение содержания этнокультурного образования в ДОО в соответствии с ФГОС ДО» – Г.М. Магомедов. Байрамбеков М. М., Агарагимова В. К. Система комплексных занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народным искус-ством Дагестана. Махачкала : Юпитер, 2004 Фольклор и литература народов Дагестана: Хрестоматия для до-школьных учреждений / сост. Р. Х. Гасанова, Ш. А. Мирзоев. Махачкала : Из-дательство «Лотос», 2005.

Перспектива развития проекта: Развитие у дошкольников музыкально – ритмических и танцевальных способностей позволяет перейти к более развернутым и сложным композициям, используя которые, можно продолжать развитие детского творчества в танце. Полученный багаж знаний, умений и навыков в области танцевального искусства позволит детям развить творческую инициативу, поддержать интерес к музыкальной деятельности в дальнейшем.

Фотоальбом: