12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шевцова Екатерина Сергеевна51

Урок «Рельеф земной поверхности»

Рельеф земной поверхности. Выполнила учитель географии высшей квалификационной категории ГБПОУ ОКГ «Столица» отделение Саратовское Шевцова Е.С.

Цель: Изучение процессов, формирующих рельеф Земли. Сформирование представления о разнообразии рельефа Земли. Умение устанавливать связи, сравнивать объекты и явления. Выполнение измерений высоты холма с помощью простейшего инструмента-нивелир. Задачи: Оборудование: наглядное пособие нивелир, карта местности, рулетка, шпагат, колышки (ветки), тетрадь. Учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/под общей редакцией В.П. Дронова. – М.:Вентана-Граф,2013. Изучить с помощью учебника основные процессы формирования рельефа Земли и сформировать представление о его разнообразии. Научиться устанавливать связи в сравнении объектов и явлений, путем самостоятельного выполнение измерений высоты холма с помощью простейшего инструмента-нивелир. Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время используя рекомендации «Дневник географа-следопыта» стр.56-57

Планируемые результаты. Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание основных принципов и правил отношения к окружающей среде, правил поведения в природе и в чрезвычайных ситуациях, знакомство с профессиями геоморфолога и геодезиста. Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять цели и задачи, умение проводить поиск информации, анализ. Взаимодействие с людьми и коллективом; высказывание суждений, оперирование фактами. Познавательные: формирование представления у учащихся о рельефе Земли, об основных видах рельефа Земли, абсолютной и относительной высоте местности; выявление основных закономерностей размещения форм рельефа по земной поверхности. Регулятивные: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; развитие творческих способностей (выполнение проекта «Простейший нивелир»), способность к формированию навыков исследовательской деятельности. Коммуникативные: организовывать совместное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; работа индивидуальная и в группе, индивидуально и в парах. Предметные: умение объяснять особенности основных форм рельефа, условий формирования основных форм рельефа, горного рельефа, предмет изучения науки геодезии, определять основные виды форм рельефа, определять абсолютную и относительную высоту местности (с помощью самостоятельно сделанного прибора).

Этапы урока: Повторение пройденного материала I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. II. Поиск решения. III.Самостоятельное применение знаний. ΙV. Итог урока.

Повторение пройденного материала Содержание урока 1. Назовите самые высокие горы на Земле? 2. Назовите самые протяженные горы на Земле? 3. Назовите самую большую по площади равнину Земли? 4. Что такое рельеф? 5. Назовите основные формы рельефа суши? Мирового Океана?

Познавательные УУД Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

    I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. Мы находимся у подножия холма. К какой форме рельефа относится холм? Приведите свои гипотезы? Равнина-возвышенность. Определите на глаз от места замера (выбрать предварительно учителем у подножья холма) какую высоту в метрах будет иметь холм, если расстояние от вас до ближайшего объекта(дерево, пень, камень) примерно 100 метров. (или сравнить с ростом человека) Учащиеся поверяют своими шагами расстояние от объекта до места замера.

Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи. Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов.

II. Поиск решения Учебник: Летягин А.А. География. Начальный курс. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/под общей редакцией В.П. Дронова. – М.:Вентана-Граф,2013.

II. Поиск решения. Творческий проект «Нивелир»

II. Поиск решения. Настраиваем заранее самодельный нивелир высотой 1 метр, состоящий из двух реек, соединенных под углом 90 градусов, отвеса. Устанавливаем нивелир так, чтобы отвес находился в вертикальном направлении и совпадал с красной меткой на рейке. В таком положении устанавливаем нивелир у подножья холма. Направляем взгляд вдоль верхней рейки нивелира и отмечаем точку склона, находящуюся на уровне линии визирования. В этой точке забиваем колышек и переносим к нему нивелир. Для удобства, точности и быстроты замеров можно использовать по 2 нивелира на разных сторонах склона. Результаты нивелиров на одинаковых участках не совпаду, поэтому следует это оговорить заранее. Будем повторять эти действия до тех пор, пока колышек не окажется на вершине холма. За показаниями каждого нивелира наблюдают два ученика (один визирует, другой вбивает колышки), периодически меняясь через каждые 5-10 метров, чтобы в практической работе поучаствовал весь класс или группа. Умножив число сделанных измерений на высоту нивелира (1м), получим величину относительной высоты холма.

II. Поиск решения. Пока четверо учащихся производят замеры, оставшиеся ученики, определяют крутизну холма и изображают ее на схеме. Для этого оставленные колышки на одной высоте соединяют шпагатом или веревкой, производя замеры не в высоту, а по ширине холма. Таким образом создается визуальное представление о горизонталях.

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

III.Самостоятельное применение знаний. Определить диаметр холма в метрах и составить схему горизонталей изучаемого холма. Все записи ведутся в дневнике географа-следопыта.

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Регулятивные: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; развитие творческих способностей (выполнение проекта «Простейший нивелир»), способность к формированию навыков исследовательской деятельности.

ΙV. Итог урока. Вопросы: – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? Самооценивание. Кто получил отметку? За что? 3. Домашнее задание: параграф 10, Составить фотоколлаж «Горы мира» стр. 57., стр.57 просмотреть видеоролики и составить краткую информацию о каждом (по желанию)