12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Милагина Марина Васильевна876
учитель истории и обществознания, географии и духовного краеведения
Россия, Московская обл., Волоколамский район

Презентация по истории России 6 класс «Русь при Владимире Святославовиче»

Русь при Владимире Святославовиче Милагина Марина Васильевна МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамский район Московская область

Ярополк Олег Владимир Святослав

После смерти Святослава между его детьми сидевшими в разных городах началась война. Ярополк опирался на варягов, служивших еще его отцу Святославу. А Олег пополнил свою дружину крестьянами, что отразилось в былине о Микуле Силяниновиче. «Наконец Ярополк послушался Свенельда и пошел на брата в древлянскую землю. Олег вышел со своею дружиной ему навстречу. Началась битва и киевский князь победил древлянского. Олег со своими воинами бежал в город Овруч. На мосту через ров столпилось множество беглецов. В тесноте люди толкали друг друга с моста в ров. Столкнули и Олега. Тем временем Ярополк вошел в город и велел искать брата. Искали, искали, - и нигде не находили. Тогда Ярополк велел искать брата во рву: с утра до полудня вытаскивали трупы, пока не нашли Олега».

«Тут говорит ведь Вольга Святославович: Ай же, ты, оратай-оратаюшко! Ты поедем-ко со мной во товарищах? А тут ли оратай-оратаюшко Гужики шелковые повыстегнул, Кобылу из сошки повывернул. Они сели на добрых коней, поехали… …Говорит оратай таковы слова: Я оставил сошку во бороздочке Не для-ради прохожего-проезжего: Маломощный-то наедет – взять нечего, А богатый-то наедет – не позарится, - А для ради мужичка да деревенщины, Как бы сошку из земельки повыдернути, Из омешиков бы земельку повытряхнути Да бросить сошку за ракитов куст».

Олег погиб в междоусобной войне, но под стенами Киева появился княжич Владимир и его дядя Добрыня и победили Ярополка. «Ярополк затворился в городе с людьми своими и воеводою Блудом. Тогда Владимир сказал Блуду: «Возьми мою сторону; если мне удастся убить брата, то ты будешь мне вместо отца и получишь от меня большую честь». Тогда Блуд стал говорить Ярополку: «Видишь сколько войска у твоего брата; нам его не пересилить; лучше мирись с ним». Ярополк согласился, а Блуд послал ко Владимиру: «Желание твое исполнено». Ярополк отправился к Владимиру. Когда он входил в двери, 2 варяга прокололи его мечами». Владимир Ярополк

Долгие века живет в народе память о лучших его сынах – богатырях. Много песен, легенд, былин и сказок повествует об их подвигах. Один из таких богатырей – Никита Кожемяка. Кожемяками в старину называли мастеров – обработчиков кожи.

Прискакал во двор киевского князя Владимира гонец. «Беда, - кричит. – Идут на Киев полчища печенегов!».

Вышел врагу навстречу князь Владимир со своим войском. Стали рати в поле против друга – бой не начинают.

Говорит печенежин Владимиру: «Выпустим сильнейших наших богатырей. Пусть бьются один на один. Если мой твоего одолеет три года будем твою землю топтать, дань с киевлян брать».

«А если мой твоего победит?» - спрашивает Владимир. «На три года в степь уйдём, против вас воевать не будем».

Всполошились, зашумели киевляне: «У печенегов гляньте, какой воин. Силы необыкновенной. А нам где такого взять, где его сыскать?»

Стали глашатаи во все концы кричать: «Храбрые молодцы! Кто самый сильный? Кто печенежина одолеет? Выходи!»

Вышел вперёд могучий человек, «Мы, княже, кожемяки – люди сильные. Я с собой четырёх сыновей в твоё войско привёл. Пятый, меньшой, Никитой звать, дома остался. Кожи мнёт. И силён же он! Может одолеет печенежина?»

Пришли к Никите княжеские посланцы: «Силён ты Никитка, сразу 12 кож мнёшь. А сила твоя нынче для другого дела нужна – Киев-град спасать…» - «Ладно», - говорит Никита.

«Ох, опозорит нас Кожемяка – молод очень, не сдюжит!» - думает князь.

«Наш богатырь вашего одним пальцем раздавит», - смеются печенеги.

«Не хвались идучи на рать» - гласит пословица. Победил не печенег, победил киевлянин Никита Кожемяка.

Но коротка у князя память. Празднует Владимир победу, а Никиту Кожемяку и на пир позабыл позвать.

Обиделся Никита, навсегда ушёл из княжеского войска. Живёт-поживает, кожи мнёт … Так прошло немало лет.

Чёрные дни наступили в Киеве: поселился под городом непобедимый шестиглавый Змей. Своими детьми горожане ему дань платили. С плачем ненасытному отдавали.

Трепетали перед ним киевляне. Лишь однажды Змею не повезло. Размачивал Никита Кожемяка двенадцать шкур в Днепре, а Змей захотел их утопить. Так Кожемяка чуть со шкурами самого Змея на берег не вытащил!

Еле ушёл от него Змей и с тех пор ещё злее стал.

А тут пришёл черёд и молодой княжне – дочери Владимировой на верную гибель к Змею идти. Рыдает княгиня-мать, плачет княжна, горюет князь, а что делать? Никто не может Змея одолеть…

Княжна голубя с собой взяла, чтобы, когда Змей её изведёт, вернулся он к родителям, весточку от дочки последнюю передал.

Ждёт своего страшного конца девушка. А Змей ей говорит: «Ты, княжна, роду знатного, красивая и нрава кроткого, я тебя не съем, я на тебе женюсь».

Услыхала княжна, что в живых останется, и решила перехитрить Змея. «Коли мне за тебя замуж идти, хочу знать: есть ли на свете человек, который бы тебя одолел? Не придётся ли мне во вдовах остаться?»

Отвечает Змей: «Живёт в Киеве простой кожемяка, Никитой звать. Он один побороть меня в силах».

Послала княжна с голубем письмо отцу. «Найди Никиту Кожемяку. Он может один змея побороть, меня спасти».

«Голубь вернулся, - рыдает княгиня. – Загубил Змей нашу доченьку…» - «Погоди плакать, - говорит князь, - тут от неё письмо».

Посылает князь к Никите почтенных старцев. «Боюсь, - говорит, - сердится на меня Кожемяка. Так уж вы его уговорите».

Как увидел Никита, что стариков к нему князь прислал, вспомнил старую обиду и не стал их слушать. Так рассердился, что 12 кож надвое разорвал.

«Не простил меня Кожемяка, - жалуется князь. – Вы с ним одних годов, авось поймёте друг друга, упросите его тяжкому горю моему помочь».

И этих послов княжеских не послушался Никита. Не захотел ради неблагодарного князя на смертный бой идти.

«Сегодня Змей мою дочку загубит, завтра и до ваших доберётся, - говорит князь. – Авось малые дети Никиту разжалобят, упросят».

Пожалел Никита малых детей, согласился против Змея на бой пойти.

«Вели, княже, - потребовал он, - чтобы мне 12 возов соломы да 12 бочек смолы привезли. Драться со Змеем пойду». Тут же ему всё и доставили.

Обмотался для защиты Никита соломой, осмолился смолой и пошёл к Змеевой пещере.

«Ты зачем, кожемяка, ко мне пожаловал? Биться или мириться?» - «Чего уж там мириться, биться с тобой, с душегубом!»

Никита одну голову Змею отсёк, до тот другой головой большой кусок смолы у Кожемяки оторвал.

Срубил Никита другую голову, а четыре-то шипят, пасти зубастые открывают. Почти всю соломенную защиту с него сорвали.

Так распалился Змей, что побежал к Днепру водицы напиться, в реке охладиться.

А Никита Кожемяка, покуда Змей к реке бегал, заново соломой обмотался и смолой осмолился.

Долго бились… Но пришёл Змею конец. Задрожали горы на которых Киев стоит, когда Никита вогнал Змея в Землю.

А в другой былине говорится, что запряг Никита Змея в плуг Крепости необыкновенной. Плуг землю выворачивает – высокий вал вырастает. До сих пор встречаются у Киева остатки оборонительных насыпей. Народ называет их «змеёвыми».

«Ай да Никита! Ай до Кожемяка! – кричит народ. - Слава храброму киевскому богатырю Никите Кожемяке, на долгие века слава!»

Владимир, как и каждый князь много пировал со своею дружиной, насчитывавшей три-четыре сотни человек, но в отличии от других он приказывал ставить на княжьем дворе столы для народа. Все могли прийти к праздничному столу. Время княжения Владимира воспето в былинах. Самого князя былины называют Владимир Красное Солнышко.

Первым государственным делом князя Владимира стала защита Руси от кочевников – печенегов. На опасных южных рубежах Руси создается мощная оборонительная система крепостей. Крепости имели два ряда валов и стен с башнями и полыми резонаторами – специальными устройствами для того, чтобы услышать подкоп. На важных крепостях строили башни для сигнальных костров: если появятся печенеги на башне зажигали костер, его было видно с другой башни, там тоже зажигали костер – и так до Киева. Гонцам надо было скакать 2 дня, а при помощи таких огней через несколько минут князь знал, что враг у границ Руси.

Вторым государственным делом князя Владимира стало крещение Руси. В 10 веке Киевская Русь считалась в Западной Европе «Дикой страной». Еще в 980 году Владимир приказал свести всех идолов в капище на берегу Днепра и объявил Перуна главным богом. Но потерпел неудачу. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям.

Князь Владимир Мусульманин

Католики

Иудей

Православный

Страшный суд

Крещение князя Владимира

В. Васнецов. Крещение В 988 г. по приказу князя киевлян загнали в воды Днепра и византийские священники разом их крестили . Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов во главе с Перуном. Новая религия стала распространяться по всей Руси. Но еще несколько веков жители Руси продолжали одновременно поклоняться и Христу и языческим богам. По свидетельству летописей, Владимир после крещения сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго. По приказу князя бедным людям стали раздавать бесплатно пищу и одежду. До принятия христианства Владимир имел несколько жен, но, обвенчавшись с принцессой Анной, стал примерным семьянином.

Значение принятия христианства для Руси: Запрещены жертвоприношения, многоженство, кровная вражда Помощь убогим и нищим Письменность, образование, церковное искусство Русь стала равной странам Европы Тесные связи с Византией Укрепление государства, изменения быта и нравов, развитие культуры