12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Милагина Марина Васильевна876 учитель истории и обществознания, географии и духовного краеведения Россия, Московская обл., Волоколамский район |
Презентация по истории России «Культура Киевской Руси», 6 класс
Культура Древней Руси Милагина Марина Васильевна МОУ «Шестаковская ООШ» Волоколамский район Московская область
Люди Древней Руси не только выращивали хлеб, воевали, но и строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготовляли прекрасные ювелирные изделия, слагали поэмы, сказки, песни, открывали школы, собирали книги. Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян: древние мифы и сказания, резьба по дереву и камню, искусство кузнецов и ювелиров. Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество – песни, сказки, былины. Любимые былинные герои - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В. Васнецов. Богатыри
Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия. Его отличает не сила, а мужество, удаль, находчивость, хитроумие. Алёша Попович, едва родившись, просит у матери благословенья погулять по белу свету, пеленать его не пеленами, а кольчугою; он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей. Алеша Попович
Самый яркий былинный сюжет - бой Алёши Поповича с Тугарином. Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём. Одолев Тугарина, Алёша Попович рассёк его труп, разметал по чистому полю .
Добрыня Никитич часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу. Часто Добрыня вызывается исполнять поручения, от которых отказываются другие богатыри. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира. Он умён, образован, ловок, отлично стреляет, плавает, играет на гуслях, поёт. Добрыня Никитич
Илья Муромец - богатырь, народный заступник. Считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом. По ряду версий, у героя был реальный прототип, - историческое лицо, жившее около 1188 г., хотя русские летописи не упоминают его имени. Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд крестьян и ремесленников (Микула Селянинович, Никита Кожемяко). В. Васнецов. Илья Муромец Илья Муромец. Реконструкция Герасимова
Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Кирилл и Мефодий
С принятием христианства на Руси началось книгописание. Книги были религиозными, или это были летописи. Первые книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была выписана по строгим правилам – уставу. Кириллица
Начало нового абзаца украшалось инициалом - затейливой заглавной буквой выполненной в виде людей, животных, или сложного орнамента. В их раскраске преобладал красный цвет, поэтому отступ в начале абзаца называется красной строкой.
Книги украшались небольшими картинками – миниатюрами.
На Руси было много грамотных людей, особенно среди городского населения. При церквях и монастырях открывались школы. Грамоте с XI века обучали и девочек. Люди обменивались информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались березовой корой – берестой. Бересту подчищали, обрезали края и распаривали для прочности.
Писала – костяные, металлические или деревянные стержни для письма на бересте. Один конец затачивался, другим заглаживали текст. Более 700 лет пролежали берестяные листы рядом с древней мостовой. На них новгородский мальчик Онфим обучался грамоте, а когда уставал – забавлялся рисованием.
Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Из дерева строили крестьянские избы, княжеские терема и городские крепости. Их украшали башенками, резьбой по дереву. А в конце X века после принятия христианства на Руси началось каменное строительство. Первые сооружения из камня были построены византийскими мастерами. Жилая изба в Ладоге Жилища в городе Владимире
Десятинная церковь - одна из первых христианских церквей в Киеве. Вскоре после крещения Руси, Владимир решил построить храм в честь Пресвятой Богородицы. Из Византии были приглашены мастера. Шесть лет они трудились над постройкой храма. Двадцать пять глав украшали его снаружи, а внутри было множество столпов из мрамора, яшмы, драгоценных камней. Десятинная церковь
Владимир отдал в церковь всё, что привёз из Корсуня: иконы, сосуды, кресты. На содержание церкви князь стал отчислять десятую часть своих доходов - десятину, после чего церковь стали называть Десятинной. В.Верещагин Закладка Десятинной церкви
Место расположения Десятинной церкви в Киеве
Эту икону князь Владимир вывез из Корсуни и поставил в Десятинной церкви. В 1500 году, во время взятия Киева ханом Менгли-Гиреем, один татарин, содрав с иконы ризу и украшения, бросил ее в Днепр. Через некоторое время ее увидели плывущей по реке Свислочи. Приставшую к берегу икону, окруженную необычайным светом, торжественно перенесли в церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, находившуюся в замке минских удельных князей. С тех пор её стали называть Минской. Минская икона Пресвятой Богородицы
При князе Ярославе Мудром был заложен главный храм города и государства - 13-главый, Софийский собор. Софийский собор в Киеве: реконструкция и современный вид
Стены Софийского собора внутри покрыты фресками и мозаикой. На них, кроме церковных сюжетов изображены картины повседневной жизни – пляски ряженых, охота на медведя. Богоматерь Оранта. XI век Святитель Василий Великий. XI век
Благовещение. Мозаика на столбах. XI век
Русские доспехи и оружие Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами: копья, мечи, щиты, кольчуги.
Ожерелье Потир Бармы Высоким уровнем отличалось искусство русских ювелиров – мастеров обработки драгоценных металлов и камней.
Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника. Эмаль – промежутки между перегородками заполнялись эмалью и изделие обжигали. Скань – орнамент наносился тонкой проволокой, которую напаивали на поверхность.
Таким образом, древнерусское искусство отличалось высоким уровнем развития. При этом Русь творчески перерабатывала достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные традиции.