12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Милагина Марина Васильевна876
учитель истории и обществознания, географии и духовного краеведения
Россия, Московская обл., Волоколамский район

Обучающие карточки на уроке истории на примере урока в 9 классе «Либеральные реформы 60-70 гг. в России»

Либеральные реформы 60 - 70-х годов 19 века

Земская реформа 1864 года

Стр. 124 - 125 Что такое земства? Кто имел право голоса при выборе земств? На какие части делились избиратели? Кого относили к каждой курии? Деление земских органов. Чем занимались земства? Кто контролировал земства? Недостатки земской реформы.

Дворяне Крестьяне Купцы Духовенство Прочие Уездное земское собрание 42% 38% 10% 6,5% 3% Уездных земских управах 55,5% 31% 13,6% Губернских земских учреждениях 74% 10,6% 15% Сословный состав земских собраний

Земства – выборные органы местного управления. Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии: землевладельцев ( недвижимое имущество на 15 тыс. рублей, владельцы торговых или промышленных предприятий), городских избирателей (купцы, владельцы предприятий и торговых заведений с оборотом не менее 6 тыс. рублей), выборные от сельских обществ (имущественного ценза не было). Земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Вопросы: строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие торговли и промышленности. Контроль – губернатор. Недостатки: преимущество дворян в составе земств, ограничен круг вопросов.

Городская реформа 1870 года

Основные органы управления городами. Кто мог избирать и на какие группы делились избиратели? Чем занималось городское самоуправление? Кто контролировал их деятельность? Стр. 125 - 126 Появились выборные городские думы и городские управы. Три курии избирателей (мужчины с 25 лет): крупные владельцы домов, промышленных и торговых предприятий (1\3 налогов в казну), мелкие налогоплательщики (1\3 налогов в казну), остальные налогоплательщики. Вопросы: благоустройство города, развитие торговли, промышленности, образования и медицины. Контроль - государство.

Судебная реформа 1864 года

Принципы построения суда. Две системы судов. Присяжные заседатели. Принцип гласности судов. Состязательность в судах. Стр. 126 -127

Принципы буржуазного права: равенство сословий перед законом, гласность, независимость судей, состязательность обвинения и защиты, выборность судебных органов. Созданы две системы судов – мировые и общие. Уголовные дела рассматривали присяжные заседатели. Гласность: суды проводились открыто (публика, отчеты в газетах). Состязательность: прокурор – обвинитель, адвокат – защитник.

Военные реформы

Причины военных реформ. Как изменился порядок пополнения армии? Кто подлежал призыву в армию? Каков стал срок службы? Кто освобождался от призыва в армию? Какие изменения произошли в армии? Каковы результаты военных реформ? Стр. 127 - 128

Причины: отставание в военной области, сокращение военных расходов. Вместо рекрутских наборов вводилась всесословная воинская повинность. Призывались лица всех сословий с 20 лет (позже с 21 года). Срок службы: сухопутные войска 15 лет (9 лет в запасе), во флоте 10 лет (3 года в запасе), лица с образованием – от 4 лет до 6 месяцев. Освобождались от службы: единственные сыновья и кормильцы, народы Севера, Кавказа, Сибири, Средней Азии. Отменены телесные наказания, улучшилось питание, шло перевооружение армии, расширялась сель военных училищ и солдатских школ.

Реформы образования 1864 года

Типы начальных школ и срок обучения в них. Деление гимназий и их различия, кого принимали. Женское образование. Стр. 128 - 129

Начальные школы: государственные, земские, церковно-приходские, воскресные. Срок обучения не превышал трёх лет. Гимназии: классические – готовили для поступления в вузы, изучались древние языки, срок обучения 7 – 8 лет, реальные – математика, естествознание, технические предметы, срок обучения – 7 лет, продолжали учебу в технических ВУЗах. В гимназию принимались все сословия, но плата за обучение высокая. Появились женские гимназии, высшие женские курсы в Москве.