12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Архипова Валентина Александровна223
Россия, Калужская обл., Калуга

Презентация «Приемы критического мышления на разных этапах урока»

Методы и приемы на стадии вызова

Архипова В.А. учитель математики

Уроки по технологии критического мышления строятся по особому сценарию. Одним из важнейших этапов урока по ТРКМ — этап вызова.  Критическое предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное. Ученик должен научиться не просто воспринимать информацию, а относится к ней критически: анализировать, сравнивать, оценивать, выбирать, уметь доказывать свой выбор.

Этап урока "Вызов" предназначен для того, чтобы: Вызвать в памяти учащихся ту информацию, которая пригодится на данном уроке; Проявить интерес к новой теме; Пробудить активность учащихся Стадия вызова на уроке призвана решать следующие задачи: сформировать положительную мотивацию; вызвать интерес учащихся к новой теме; сформировать главные цели урока; наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке; активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Приемы для стадии вызова на уроке Верно — не верно. На стадии рефлексии необходимо возвращаются к этим вопросам,корректируют ответы в связи с полученной информацией. Кластер — прием, который помогает систематизировать ЗУН. Задается ключевое слово. Учащиеся называют факты, термины, даты, относящиеся к этому слову. Инсерт —это прием маркированного чтения (уже знают, то, что явилось новым, то, что идет вразрез с их знанием и то, что требует уточнений, пояснений). Таблица, анализируется в ходе урока и дети возвращаются к ней уже на стадии рефлексии. Толстые и тонкие вопросы — не только помогают актуализировать знания по теме, но и учат расставлять приоритеты и составлять разные типы вопросов. Тонкие вопросы для этого приема — требуют кратких ответов: Что? Когда? Где? Почему? Толстые вопросы предполагают размышление, аргументацию, приведение доказательств и примеров: Объясните, почему..?, В чем различие..? Что, если..?

Ассоциации. Называется тема урока или предлагается рисунок. Учащиеся высказывают свои мнения — какие ассоциации вызывает эта тема? Мозговой штурм — один из вариантов создания "банка идей". Собираются и записываются все мнения учащихся, даже самые фантастические. Корзина идей — в условную "корзину" тезисно записываются все соображения и предположения учащихся по заявленной теме. На этапе рефлексии учащиеся вновь возвращаются в корзине и систематизируют накопленные ЗУН. Перепутанные цепочки. Учитель предлагает ряд перепутанную последовательность событий, действий. Ключевые слова. Учитель перечисляет ключевые слова, относящиеся к новой теме. Учащиеся пытаются предположить, о чем пойдет речь на уроке, какие вопросы будут рассматриваться.

РефлЕксия как завершающий этап урока: виды, методы, приемы, примеры

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям: 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. 2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою уникальность и индивидуальность, потому что каждый ребёнок проявляет себя в тех способах деятельности, которые свойственны его индивидуальности.

Важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – это подготовка к развитию необходимых современной личности качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности. Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки не отчаивается, а оценивает ситуацию и ставит перед собой новые цели и задачи, и успешно решает их. Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

А что же такое рефлЕксия? Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Рефлексия позволяет приучить ученика самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни критического мышления.

Для чего нужна рефлексия? Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Виды 1) По содержанию может быть: символическая, устная и письменная. 2) По форме деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная. 3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д. 4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял - не понял, какие затруднения испытывал).

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. 2. Рефлексия деятельности. 3. Рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния Приемы рефлексии эмоционального состояния. Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. «Наряди ёлочку». «Цветик – семицветик»

Рефлексия деятельности Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

ПРИЕМЫ «Лесенка успеха» «Знаки» -подчеркни более рациональный способ «Восхождение на пик знаний» - нарисуйте себя на вершине горы «Дерево успеха» зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

«Рефлексивная мишень» - на доске мишень Облако "тегов" сегодня я узнал... было трудно… я понял, что… я научился… я смог… было интересно узнать, что… меня удивило… мне захотелось… и т.д. Графическая: Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой. Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно

Рефлексия содержания учебного предмета Рефлексия результатов мыслительной работы, практических действий. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

«Корзина идей» -учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. «Пометки на полях» (инсерт, маркировка) используется при работе с текстом, с новой информацией. V + — ? Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста

"Синквейн". Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме. Пример: Уравнение. Сложное,трудное. Думать,решать,записывать. Я решу это уравнение. Равенство

Рефлексивные сочинения Сначала мы рассуждали так… Потом мы столкнулись с проблемой… Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)… Мы увидели (поняли)…Значит… Теперь мы будем… Кластер Бортовой журнал Обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. № Ключевые понятия Толкование Графическая форма 1       2