12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна3196
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк

Практико-ориентированные технологии на уроках истории как путь к современному уроку (выступление на педсовете)

О.И. Фурлова Практико- ориентированные технологии - путь к современному уроку

Правильный путь такой: усвой то, что сделали твои предшественники, и …иди дальше Л.Н. Толстой В условиях постоянного роста информации в рамках нового стандарта главное не столько передаваемые знания, сколько те умения, которые сформированы у учеников. «Главное – не то, чему учил, а то – чему научил». Содержание предмета становится средством для развития личности. Главные элементы практико-ориентированных технологий: проектная деятельность; информационно-коммуникационные технологии; - технология критического мышления.

Цель проектной деятельности – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его Цель проектной деятельности – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии через проживание «ситуации успеха». Организация проектной и исследовательской деятельности может быть разной. На уроке – это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки.

Проблемный диалог способствует развитию всех групп универсальных умений. Ученик приучается планировать свои действия, а это прежде всего – организационные умения. Доказывая свою точку зрения, принимая или отвергая другую, ученики учатся договариваться, а это – коммуникативные умения. Для оценки информации или ее отбора надо вспоминать, что известно по той или иной проблеме, о том или ином понятии – это система развития интеллектуальных умений. В случае, если приходится разбираться в системе нравственных ценностей – это развитие оценочных умений.

Проникновение компьютера во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ним становится частью общей культуры человека. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Это аналитическое мышление. ТРКМ предполагает обязательные технологические этапы (стадии): 1 фаза – Вызов – пробуждение имеющихся знаний, побуждение к получению новой информации. 2 фаза – Осмысление содержания или реализация смысла – получение новой информации. 3 фаза – Рефлексия – осмысление, рождение нового знания.

…Познание начинается с удивления, — сказал кто-то из древних.

Урок начинается с составления учащимися ассоциативного ряда понятий, ощущений, прямо связанных с заявленной темой.

Часто на своих уроках в дополнение к теме придумываю отдельное имя-название урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока.

Имя-название урока «Тихая революция» Тема урока: «Реформы П.А.Столыпина» « Я не знаю зачем и кому это нужно» или «Три цвета гражданской войны» Тема урока: «Гражданская война и иностранная интервенция»

Решение творческих задач. Использование афоризмов и эпиграмм, работа с эпиграфом "Эпиграф урока: « Столыпин нанес монархии, или по крайней мере династии, более сильный удар, чем все революционеры, вместе взятые». В.В. Вернадский. Какое отношение к теме имеет данное высказывание? Тема урока «Тихая революция» Погружение в предмет

Прием выделения главного существенного - «сути дела» Тема «Тихая революция» «Но нельзя убить идеи, которой одушевлено Правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться». П.А.Столыпин Тема «Отечественная война 1812 года» Война двенадцатого года Настала – кто нам тут помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский Бог… «Евгений Онегин», А.С. Пушкин Выделение в содержание учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, так называемой «сути дела»

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.   Работа с документами, составление кластера

Рефлексия Решение альтернатив в работе с историческими источниками Задания на соотнесение

Прием Синквейн СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Заголовок – ключевое слово + Два прилагательных + три глагола + фраза, несущая смысловую нагрузку + вывод резюме Столыпин Честный, талантливый Успокаивает, реформирует, управляет Спаситель русской деревни Одинокий реформатор

Прием «Написание эссе». Цель: - развитие умения аргументировано отстаивать свою позицию. Задание создать презентацию к своему устному выступлению активизирует познавательную активность ученика, помогает сформировать у него навыки самообразования Технология многофункциональна и может быть использована как инструмент, позволяющий работать с различной аудиторией обучающихся, в разных формах, на разных уровнях образования.