12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Холупенко Андрей Леонидович110
Учитель русского языка и литературы
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Интеллект-карта как способ формирования УУД на уроке литературы

Интеллект-карта как способ формирования УУД на уроке литературы На материале стихотворения И.А.Бунина «Костёр»

Цели мастер-класса Показать особенности применения интеллект- карты Объяснить, какие при этом задействованы виды УУД

Прочтите стихотворение Бунина «Костёр». Создайте в произвольной форме интеллект-карту «Модель пространства произведения».

И. А. Бунин «Костёр»

Учитывайте при моделировании пространства! Цвета Отношение к объектам: верхнее, нижнее, внешнее, внутреннее , зеркальное и т.д. Форма(круг, бесконечность, бесформенное, иная форма)

Что нужно для создания интеллект-карты? Решите , сколько у вас в произведении пространств. Выберите главное пространство, расположите его в центре. Нарисуйте его форму, раскрасьте, напишите ключевые слова. Нарисуйте рядом другие пространства, покажите их связь при помощи стрелочек, линий. Объясните устно, почему вы это так нарисовали.

Образец интеллект-карты

ЛЮБОВЬ запущённый «замок» речка сад дом ДЕРЕВНЯ

Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные Виды УУД

Что даёт интеллект карта? генерировать идеи написать цели общее видение проекта разбираться в тексте

Долина Я Я Я Я

Возможная интерпретация интеллект-карты Треугольник – символ божественного бытия, озаряющего мир (костёр) Треугольник –гора-верхний мир Долина- нижний мир, который подлежит преображению Глобус как символ бытия в целом Я – пространство лирического героя

На основании расшифровки интеллект-карты делаем выводы относительно идеи стихотворения (возможный вариант) Тема этого стихотворения очевидна. Она отражена в заголовке - «Костёр». Тем не менее, даже вне контекста данная тема выглядит многозначной метафорой или даже символом. Словосочетания «дол заколдованный» и «лисьи, глухие места» подчёркивают одиночество лирического героя в мире реальном и соответствующим образом маркируют пространство «нижнего мира». Костёр же есть то, что возносит «я» лирического героя в запредельность мира горнего. И там он уже не одинок. Треугольник вершиной вверх – древний культурологический символ Создателя Вселенной, Бога. Таким образом, идея стихотворения , выраженная нашей интеллект- картой, очевидна: даже наедине с природой человек совсем не одинок. В природе , выражаясь словами Тютчева, «есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Костёр в этом стихотворении есть как бы символ, связующий человека земного и человека небесного. (Естественно, что этот вариант идеи - далеко не единственный. Как и вариант данной интеллект – карты. Это просто одна из возможностей интерпретации материала, которая зависит как от учеников, так и от учителя).