12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Китова Анастасия Васильевна40
Россия, Красноярский край, Бакчет

Разработка урока по теме «Оттепель» в духовной жизни»

Тема урока: Интегрированный урок (история, литература) .11 класс Учителя: "Оттепель" в духовной жизни

Первое послесталинское десятилетие было ознаменовано серьезными переменами в духовной жизни. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «ОТТЕПЕЛЬЮ», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в то же время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «ОТТЕПЕЛЬ», за которой мог вновь последовать легкий морозец. На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы

Задание для учащихся: Заполнить таблицу Автор Произведение Ответить на вопрос «Что означала политика «ОТТЕПЕЛИ» в духовной жизни? Пришли иные времена, взошли иные имена

...Честно писать – это значит не думать о выражении лиц высоких и невысоких читателей... В. Померанцев Автор Произведение В. Овечкин «Районные будни», (1953-1955 г.) Ж. «Новый мир», очерк В. Померанцев «Об искренности в литературе», статья Ф. Абрамов «Люди колхозной деревни в повседневной прозе», статья И. Эренбург «ОТТЕПЕЛЬ», повесть Л. Леонов «Русский лес» (1953 г.), роман. «Времена года» (1953 г.), роман В. Панова «Сентиментальный роман» (1958 г.), роман Д. Гранин «Искатели» (1954 г.), роман В. Дудинцев «Не хлебом единым» (1956 г.), роман Ф. Абрамов «Братья и сестры» (1958 г.), роман Рождение нового направления в советской литературе - ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО. 2. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Начало духовного раскрепощения. Необходимость существования различных литературных школ и направлений 1. Проверь себя

Однако власть признала публикацию этих работ «вредной» и отстранила А. Твардовского от руководства журналом. Попытки А. Фадеева добиться изменения стиля руководства Союза писателей и его отношений с ЦК КПСС привели к опале. А затем и к гибели писателя. Искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии», а литераторов, даже самых признанных, низвели до уровня мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью» (Из предсмертного письма А. Фадеева) А.А.Фадеев

Власть искала новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Ответственность за «перегибы» была возложена на Сталина, Берию, Жданова, Молотова, Маленкова. В мае 1958 г. вышло постановление ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и от «Всего сердца», в которых признавались несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясниковского. Н.С.Хрущёв

В то же время другие постановления 40-х годов по идеологическим вопросам не отвергались, так как «сыграли огромную художественную роль в развитии художественного творчества по пути социалистического реализма» и «сохраняют актуальное значение» Политика «ОТТЕПЕЛИ» в духовной сфере, таким образом, имела вполне определенные границы

Из выступлений Н.С. Хрущева перед деятелями литературы и искусства Вопросы к документу Вовсе не означает, что теперь после осуждения культа личности наступила пора самотека, что будто бы ослаблены бразды правления, общественный корабль плывет по воле волн и каждый может своевольничать... Нет. Партия проводила и твердо будет проводить выработанный ею ленинский курс, непримиримо выступая против любых идейных шатаний Какие границы творческой свободы установились Н.С. Хрущевым? Выскажите свое понимание того, что Хрущев называет «идейными шатаниями»?

«Дело Пастернака» - яркий пример допустимых пределов «ОТТЕПЕЛИ». В октябре 1958 г. за публикацию на Западе его запрещенного романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии он был исключен из Союза писателей и отказался от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. 30 мая 1960 г. Б. Пастернак умер от тяжелой болезни после продолжительной травли Как больно нам, как стыдно, что меж нас Еще живут и ходят пастернаки. И выжидают свой продажный час. Восхищены тобою не друзья, а желтые продажные писаки... Нельзя простить и оставлять нельзя в литературе нашей пастернакипь Вот здесь, не принимая премий, Не слыша брани и похвал, Он, как бы отрицая время, Сам это время создавал Я. Смеляков, 1968 г.

Выход в свет произведений А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей, стали настоящим потрясением для общества.

Почему рассказ А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» стал «настоящим потрясением для общества»?

Один день Ивана Денисовича Рассказ.

Иллюстрация к повести А.И. Солженицына

Сцена из спектакля «Один день Ивана Денисовича»

Стремясь предотвратить массовый характер антисталинских публикаций, что било не только по сталинизму, но и по всей тоталитарной системе, Хрущев обращал внимание писателей на то, что «это очень опасная тема и трудный материал» и заниматься им надо, «соблюдая чувство меры» Резкой критике за «идеологическую сомнительность», «недооценку руководящей роли партии», «формализм» регулярно подвергались писатели и поэты А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудинцев, Е. Евтушенко, К. Паустовский, М. Хуциев, многие художники, философы, историки. В декабре 1962 г. Н.С. Хрущев, уверовав в свое право судить, какое искусство нужно советскому народу, подверг разносу выставку абстракционистов, открывшуюся в Манеже.

В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы – экспериментаторы Э. Белютин, Юло Соостер, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. На встречах партийного руководства с творческой интеллигенцией в 1962 г. и 1963 г. всем тем, кто в своем творчестве стремился отойти от устаревших догм и канонов, был наклеен ярлык людей извращенных, «у которых мозги набекрень»

Тем не менее в эти годы появилось немало литературных произведений («Судьба человека» М. Шолохова, «Тишина» Бондарева), кинофильмов («Летят журавли» М. Калатозова, «Баллада о солдате» и «Чистое небо» Г. Чухрая), получивших всенародное признание именно благодаря своей жизнеутверждающей силе и оптимизму. Характерной приметой времени стала реабилитация осужденных в сталинские времена художников и писателей (театрального режиссера Всеволода Мейерхольда). Публиковались стихи С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, рассказы М. Зощенко. Зазвучали творения С. Прокофьева и Д. Шостаковича, Стравинского и Бартока. В период «ОТТЕПЕЛИ» началось творчество Ф. Абрамова, В. Астафьева, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, В. Аксенова, В. Войнович

Духовное раскрепощение советских людей в годы «ОТТЕПЕЛИ» не было и не могло быть полным. Либеральные настроения захватили лишь достаточно узкий слой интеллигенции, но именно они готовили почву для грядущей перестройки. Десятилетие, ставшее для страны своего рода эпохой, дало название определенному типу людей, которых называют «шестидесятниками», в последующем в значительной степени реализовавших идеи «ОТТЕПЕЛИ»

Домашнее задание 1. Написать эссе (сочинение – размышление) на тему «Уроки хрущевской «ОТТЕПЕЛИ» в сфере духовной жизни» 2. Прочитать рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» и написать отзыв, сравнив его с рассказом «Один день Ивана Денисовича» или