12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гудина Анна Ивановна18

«Современные технологии логопедической помощи детям раннего возраста»

Гудина Анна Ивановна, учитель-логопед АНОО средняя школа «Бизнес-гимназия» г. Волгоград «Современные технологии логопедической помощи детям раннего возраста»

Что такое речь? Речь – умение, способность человека говорить. Речь – это определённая технология создания, выражения мысли посредством языка. Речь – это действие с использованием звуков, совершаемое человеком для передачи информации. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются! Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Однако если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизация речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. .

Давайте освежим в памяти, как протекает речевое развитие детей раннего возраста  на протяжении первых 3 лет жизни ребенка. Существуют общие для всех детей этапы развития речи, и каждый родитель хочет знать, в каком возрасте ребенок произнесет первое слово, а когда начнет говорить «как взрослый». Развитие речи у каждого малыша – явление достаточно индивидуальное. Рожденный младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет.

Доречевой период не кричит перед кормлением (к концу 1мес.) отсутствие улыбки (к концу 4 мес.) отсутствие или слабо выраженность лепета постепенное затухание начинающегося лепета Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Речевой период отсутствие простых слов отсутствие понимания окружающей речи понимание жестов и мимики, ее попытки общения с окружающем миром Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны не всегда могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами. 

Сегодня наблюдается увеличение числа новорождённых с различными патологиями. Чем раньше начать коррекционную работу с детьми с нарушениями онтогенеза, тем более выраженным будет эффект. Важным направлением развития ребят в возрасте до трёх лет является реализация технологий раннего логопедического вмешательства. Сегодня наблюдается увеличение числа новорождённых с различными патологиями. Чем раньше начать коррекционную работу с детьми с нарушениями онтогенеза, тем более выраженным будет эффект. Важным направлением развития ребят в возрасте до трёх лет является реализация технологий раннего логопедического вмешательства. Нарушение не всегда обнаруживается сразу после рождения, иногда родители узнают о нем, только, когда ребенок находится в дошкольном или даже школьном возрасте. Своевременное выявление и коррекция речевых нарушений имеет первоочередное значение для профилактики этих последствий. Самое главное в ранней диагностике - это не упустить момент! Зачастую, когда мы определяем проблему важно вовремя ее заметить. Логопедическое обследование детей желательно проводить только в присутствии родителей или их законных представителей. Почему? Потому что современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений. Невозможно помочь ребёнку, если позиция близких ему людей лишь пассивная. Ни один ребёнок не может полноценно развиваться вне семьи, и никакой даже самый профессиональный специалист не способен обеспечить ребенку всей полноты впечатлений и представлений об окружающем мире, в какой это смогут сделать родители. Многие из родителей ссылаются на собственную занятость, на отсутствие специальных знаний. Поэтому нашей задачей является помочь родителям в освоении науки воспитания и обучения, привести родителей к осознанию, что они являются важными участниками всей системы коррекционно-педагогической помощи.

Субъекты раннего вмешательства специа- листы ребенок семья

Технологии логопедической работы Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми способностями.       В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Между тем это слово, пришедшее к нам от греков: «технос» – искусство, мастерство; «логос» – учение.

Отличия технологии от методики: Многие педагоги путают понятия «технология» и «методика». Технология не носит предметный характер, она может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания. Технология может быть реализована любым педагогом. Технология включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д. Современная логопедическая практика имеет в своём арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Поиск новых форм и приемов обучения в наше время — явление не только закономерное, но и необходимое.

Современные технологии организации логопедической помощи детям раннего возраста Логопедия – наука относительно молодая и сложная. Наша наука стоит на стыке педагогике, психологии и медицины. Кто-то может сказать, что еще нового можно придумать? Уже хорошо, что мы не натираем язык перцем, не засовываем за щеки орехи, не прижигаем языки каленым железом, как это было в Древние времена. Тем не менее инноватика, какие-то педагогические технологии каждый год внедряются в логопедическую работу. Конечно любые использованные технологий не могут коренным образом изменить весь ход логопедической работы, но могут улучшить результаты вашей работы.

Логопедические технологии Логопедические технологии Инновационные технологии в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в предупреждении и преодолении речевых трудностей у детей раннего возраста. К ним относятся хорошо известные специалистам: Технология логопедического обследования. Технология коррекции звукопроизношения. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология развития интонационной стороны речи. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи. Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Технология логопедического массажа.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ: Инновационные технологии в логопедической практике – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективность методы и инструменты. Это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, помогающие логопеду в работе. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к занятиям, повышение утомляемости. Дети часто становятся нервными, раздражительными, необщительными. Чтобы заинтересовать ребенка, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Нетрадиционные технологии . арт - терапевтические технологии (терапия на основе творчества) . современные технологии логопедического и пальцевого массажа (массаж при помощи предметов и игрушек) современные технологии сенсорного воспитания (терапия основанная на чувствах ребенка: осязание, обоняние, тактильные, слуховые, зрительные) телесноориентированные техники информационные технологии нейропсихологические технологии В конечном итоге пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения разработки.

«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного мировосприятия. В процессе творчества раскрывается внутренний мир ребенка. Через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь человеку дать выход своим сильным эмоциям, стимулировать речь малыша. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания маленького человека через творчество. Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Виды арт-терапии: • музыкотерапия (вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах); • изо-терапия (нетрадиционные техники рисования); • кинезиотерапия (танцетерапия, телесно-ориетированная терапия, логоритмика, психогимнастика); • сказкотерапия; • куклотератия; • креативная игротерапия (песочная терапия); • смехотерапия; • ароматерапия; • цветотерапия (хромотерапия).

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, её ритмической основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты. Коррекционные задачи музыкотерапии: • нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций); • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность); • улучшение общего состояния детей; • стимуляции речевой функции; • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, интонации); • формирование слоговой структуры слова. Элементы музыкотерапии Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие. Также тонизирующие музыкальные произведения возможно использовать во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Техники изо-терапии, используемые для развития речи: • техника «кляксография»; • техника рисования листьями, палочками, камушками и т. п. ; • техника отпечатывания ватой; • техника «оттиск пробками»; • рисование тычком жёсткой полусухой кистью; • рисование ладонями; • пальцевая живопись; • рисование мягкой бумагой; • рисование на стекле; • рисование на манке.

Сказкотерапия Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе. Коррекционные задачи сказкотерапии: • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка; • совершенствование лексико-грамматических средств языка; • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; • совершенствование звуковой стороны речи; • развитие диалогической и монологической речи; • эффективность игровой мотивации детской речи; Элементы сказкотерапии: • сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом; • создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка; • приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Куклотерапия Куклотерапия – это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтный ситуации в коллективной деятельности. Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности. Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

Коррекционная работа предполагает: Коррекционная работа предполагает: Воздействие педагога на ребёнка с помощью куклы; Непосредственное взаимодействие ребёнка с куклой; Лечебные этюды; Лечебные спектакли. В логопедической пальчиковой гимнастике дети могут надеть кукол на пальчики, которые помогали лучше усвоить материал. Куклы совершенствуют у детей мелкую моторику, массажируют мышцы пальцев, помогают активизировать речь. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить. Диагностика показала: у детей улучшилась память, речь, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию. Посредством куклотерапии гасилась агрессивность.

Песочная терапия Песочная терапия - метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы. Песочная терапия способствует: • совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; • обогащению словарного запаса; • развитию связной речи; • побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; • развитию фантазии и образного мышления.

Смехотерапия Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям. Особенно полезно смеяться деткам, тем более что рассмешить крох будет не проблема, их умиляют практически все смешные ситуации: кривлянье, игра с ними в прятки, а также многое другое. Тут главное найти к крохи индивидуальный подход и тогда вы заметите целебный результат смеха. Для детей это, порой, единственная возможность коррекции различных отклонений в психоэмоциональном и речевом развитии.

Ароматерапия Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. Дети - чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии позволит поддерживать хорошее настроение у детей, а также помогает излечить простудные заболевания и нарушения сна. Виды ароматерапии: • ванны; • распыление; • ингаляциия; • массаж.

Дети больше всего любят теплые, сладковатые запахи. Однако в силу того, что их организм находится еще в состоянии развития, применять средства ароматерапии для них следует совсем в минимальных дозировках. Ароматы лаван­ды и розмарина действуют успокаивающе и устраняют со­стояние стресса, запахи лимона и эвкалипта возбуждают не­рвную систему и повышают работоспособность. Эфирное масло садового чабреца прекрасно действует на нервную систему. Это должно занять достойное место в лечебной педа­гогике, особенно в работе с гиперактивными детьми. Исследования: Гиперактивным детям давали вдохнуть аромат мяты, а детям вялым, паретичным - запах лимона. В Результате дети допускали меньше ошибок на занятии, были наиболее внимательны и сконцентрированы. Ароматерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеансы показаны для ослабленных, угнетенных или, на­оборот, перевозбужденных лиц.

Цветотерапия (Хромотерапия) Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета. Период преддошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. Стимуляция интеллектуального и эмоционального развития детей раннего возраста цветотерапевтическими средствами оправдана и эффективна. Работа с цветом способствует решению многих задач: • повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость; • обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей; • знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.

В детях, даже самых маленьких, природой заложена определенная реакция на тот или иной цвет. На настроение, поведение и даже состояние здоровья влияет не только цвет окружающего пространства, но и цвет одежды, в которой находится ребенок. Присутствие какого-либо цвета в жизни ребенка (например, красного) может бодрить, улучшать настроение, в то же время его переизбыток может вызвать состояние перевозбуждения, повышенной двигательной активности. Цветотерапия, несомненно, способствует: • улучшению психологического микроклимата дома и в детском коллективе; • стимуляции интеллектуального и эмоционального развития малышей; • улучшает аппетит (оранжевый, красный) или снижает (зеленый); • приобретению детьми навыков психофизической релаксации. Цветотерапия незаменима при использовании в детских учреждениях и детских комнат.

Телесноориентированные техники: Весь детский опыт связан с развитием и совершенствованием произвольных движений (одеваться, есть, ходить, играть, и, конечно же, говорить). Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи. • биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (Сопряженная гимнастика); • растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; • упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; • дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Биоэнергопластика Биоэнергопластика –это содружественное взаимодействие руки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.  Практика подтверждает эффективность этих технологий.  Это достигается благодаря комплексному подходу с использованием различных приёмов, в том числе и этих: одновременная работа над всеми нарушенными звуками; имитация руками артикуляционных упражнений; обыгрывание артикуляционных упражнений; опора на кинестетические ощущения ребёнка; использование  нетрадиционной Су-джок-терапии; воздействие на эмоциональную сферу ребёнка. На первых этапах дети знакомятся с артикуляционными упражнениями, выполняют самомассаж кистей рук, затем вводится одна рука (у правши – правая, у левши – левая), и только потом добавляется вторая рука. Педагог следит за ритмичным выполнением. С этой целью применяются счет, музыка, стихи.

Логоритмика Логоритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Это - коктейль из движений, речи и музыки. Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только-только начинают говорить, то есть детям раннего возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание.

Степ-технологии В основе технологии лежит танцевальная игра, производная от Степ-аэробики. В сочетании с речевым текстом похожа на логоритмику. Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз  по специальной доске (платформе), высота которой может меняться в зависимости от возраста и уровня сложности упражнения. Танцевальная игра основанная на степе оказывает сильное влияние на развитие личности, помогает снять напряжение, повышает самооценку, развивает координацию движений, чувство ритма, укрепляет физическое и речевое дыхание, а самое главное способствует развитию речи. Начиная с 1 — 1,5 года. Упражнения можно подбираться в зависимости от возрастных особенностей. Для маленьких детей возможны занятия в форме игры. В речевой степ-аэробике необходимо правильное выполнение упражнений в сочетании с дыхательной гимнастикой и речевым материалом. В огороде шум-шум-шум, Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум, Прыг-прыг-прыг по пням, по пням, Съел морковку — ням-ням-ням!

Дыхательную гимнастику можно выполнять стоя на степе, или за степом. Для маленьких детей характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Дыхательную гимнастику можно выполнять стоя на степе, или за степом. Для маленьких детей характерны различные несовершенства речевого дыхания: слабый вдох и выдох, неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха, толчкообразный выдох и др. поэтому регулярные дыхательные упражнения для детей полезны не только как общеоздоровительное средство, но и как одно из условий формирования правильной, красивой речи. Решая коррекционные задачи, в процесс выполнения общеразвивающих упражнений на степах, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, подобранных с учетом сюжета занятия, рабочей программой. Освоению каждого упражнения способствуют стихотворные строчки, которые приучают ребенка выполнять задания в определенном ритме, координируя движения и речь. Для детей с речевыми расстройствами этот прием особенно важен, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто ускорен, или, наоборот, замедлен. 

Логопедический массаж Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств. Цель логопедического массажа не только укрепление или расслабление артикуляционных мышц, но и стимуляция мышечных ощущений, что способствует четкости кинестетического восприятия. Кинестетическое чувство сопровождает работу всех мышц. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков. Выполнение приёмов логопедического массажа требует чёткой диагностики состояния мышечного тонуса не только мышц, участвующих в артикуляции, но также мышц лица и шеи. К основным видам логопедического массажа относятся: • классический ручной; • точечный; • аппаратный.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняется логопедом. Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц. Пальцевый массаж • массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; • прищепочный массаж; • массаж орехами, каштанами; • массаж шестигранными карандашами; • массаж чётками; • массаж травяными мешочками; • массаж камнями; • массаж зондами, зондозаменителями; • массаж приборами Су-Джок терапии. Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами.

Технологии сенсорного развития Сенсорное развитие ребёнка ‑ это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Цель: сенсорное развитие детей раннего возраста при помощи использования современных технологий. Одним из таких средств обучения в настоящее время, как считают российские и зарубежные педагоги, являются конструкторы фирмы LEGO DACTA, обладающие рядом характеристик, значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей, многофункциональностью, современными техническими и эстетическими характеристиками, использованием их в различных целях.

Лего-технологии ЛЕГО-технологии обеспечивают высокое качество коррекционной работы с детьми, позволяют организовывать игровую, исследовательскую и творческую деятельность с детьми, даже с самыми маленькими, и обогащают предметно-пространственную развивающую среду в ДОУ и семье. Применение ЛЕГО на логопедических занятиях позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует: активизация словаря (пассивного и активного); развитию лексико-грамматических средств речи в рамках определенных тем и возраста; формированию грамматической составляющей речи; формированию и развитию правильного длительного выдоха. постановке и автоматизации звуков в ходе игры (выстраивание “волшебных” ступенек, лесенок, дорожек); развитию и совершенствованию высших психических функций; тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционный логопедический процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, она не вызывает у них негатива, приучает детей к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению коррекционного материала. Чем разнообразнее будут приёмы логопедического воздействия на детей с речевой патологией, тем более успешным будет формирование речи.

Здоровьесберегающая технология Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по Стрельниковой, Бутейко, тренажёр Фролова, гимнастика, заимствованная из хатха-йоги, и другие. Все они построены на глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания, задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание. Дыхательная система детей не совершенна: чем меньше ребенок, тем уже его дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, поэтому нельзя бездумно следовать какой-нибудь из новых техник. Маленькие дети требуют более тщательного и серьёзного подхода: 1. Учёта эффективности каждого упражнения; 2. Уровень сложности выполнения, доступность маленькому ребёнку. 3. Включение в систему упражнений для разных типов дыхания: - брюшного; - рёберного; - ключичного; - полного; Правильное речевое дыхание – это основа нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного, сильного выдоха, направленной воздушной струи. Поэтому дыхательная гимнастика занимает важное место и в логопедической работе.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. • нормализации и оптимизации работы дыхательной системы в целом; • активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует повышает внимание и улучшает память; • в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе; • улучшает речевое дыхание и звучность речи; • устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи. Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке, но не менее 2 раз в день. Часики. Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперёд-назад произносить ТИК-ТАК, дыхание спокойное, ровное. (6-7 раз) Дудочка. Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звуков П-Ф-Ф-Ф (4 раза) Петушок. Стоя прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Руки поднять в стороны – вдохнуть, похлопать руками по бёдрам со звуками КУ-КА-РЕ-КУ – выдохнуть. (4 раза) Каша кипит. Сидя на стульчике, одну руку положить на живот, другую – на грудь. Втянуть живот и набрать воздух (вдох), опустить грудь (выдох) и произносить на выдохе громко звук Ф-Ф-Ф. (4 раза) Паровозик. Ходить, делая попеременно движения руками и приговаривая ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ (20 секунд) Весёлый мячик. Стоя прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диаметр до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперёд со звуком У-Х-Х (выдох), догнать мяч (4-5 раз)

МИОГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Традиционный комплекс артикуляционной гимнастики не всегда эффективен для целенаправленного формирования или восстановления отдельных мышц, страдающих нарушением по типу гипотонии. Миогимнастика -это гимнастика для недостаточно или неправильно функционирующих групп жевательных и мимических мышц, разработанная ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области и ротовой полости.  Эти упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствующих развитию навыка правильного глотания, укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая нарушения в развитии звуковой стороны речи, предотвращая зубочелюстную деформацию. Лошадки или Конфета. Цоканье языком (30 сек) в удобном для ребёнка положения (сидя, стоя) Заводим машину. Произнесение звука Д-Д-Д (до 30 с.) Почистим зубки. Кончиком языка водить («чистить», «гладить») по верхним и нижним зубам вправо-влево (4-5 раз) Поцелуйчик. Вытянуть вперёд губы и чмокнуть  (4-5 раз) Улыбочка. Растянуть губы как можно шире, вернуться в исходное положение губ (4-5 раз) Надуем шарик. Надуть щёки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулачками (4-5р)

Компьютерные технологии «Волшебная ручка» Еще одна современная электронная технология обучения, активно используемая нашей в работе с детьми – «Волшебная ручка» и серия книг, которая входит в комплекте с электронным устройством в виде ручки. В ручку уже "закачано" содержание обучающих книг. Чтобы электронное устройство "распознало" каждую книгу, нужно лишь дотронуться им до логотипа на первой странице. При касании текста "ручка" прочитает его вслух. С книгами серии Волшебная ручка дети смогут: ∙ читать или слушать книги серии самостоятельно, ∙ отвечать на вопросы и с помощью ручки проверять правильность ответов, ∙ узнавать значения новых слов, ∙ слушать небольшие музыкал