12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина80
Россия, п. Игра

Применение ТРИЗ в ДОУ

Теория решения изобретательских задач

Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926 - 24.09.1998)

Что это? ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач является набором алгоритмов и методов. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

Возможности применения элементов ТРИЗ- технологии в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель- создание условий для свободного выхода мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка. Цель- создание условий для свободного выхода мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка. Метод «Мозговой штурм»

Правила мозгового штурма: 1)исключение всякой критики; 2) поощрение самых невероятных идей; 3) большое количество ответов, предложений; 4) чужие идеи можно улучшать.

Метод «Синектика» Фантастическая аналогия. Прямая аналогия. Личностная аналогия (эмпатия).

Личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке.

Метод морфологического анализа  Цель - создать условия, расширяющие область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта. Суть метода - с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы постараться получить все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.

Метод морфологического анализа  ? ? ? ? ?

Произвольно выберем из каждого столбца по одной характеристике и соединим воедино. Могут получиться очень интересные образы. Например, Иван-царевич – вредный подросток, одетый в праздничный наряд, проживающий в детском саду и передвигающийся на лыжах. Возраст Место      жительства Средство  передвижения Стиль     одежды Характер Ребёнок Дворец Конь Спортивный костюм Добрый Подросток Многоэтажный дом Автомобиль Праздничный наряд Вредный Юноша Лес Ролики Строгий костюм Нытик Старик Детский сад Лыжи Шорты и майка Весельчак и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. Возможные варианты характеристик по выделенным критериям

МФО Метод фокальных объектов (МФО) - к определённому объекту «примеряются» свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Цель МФО – установление ассоциаций с различными случайными объектами.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений. Например: стол метеорит круглый искрящийся кухонный горячий пластмассовый стремительный Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства. Например, машина: стремительная – быстро едет; горячая – везет горячий хлеб; искрящаяся – летающая тарелка;

Системный оператор Н/С Н/С Н/С С С С П/С П/С П/С прошлое настоящее будущее где С – система, т.е.объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.

домашняя утварь бытовая техника бытовая техника веник пылесос скоростной аппарат по уборке помещений прутья и  верёвка, скрепляющая и удерживающая прутья вместе корпус, шланг, щётка, колёсики, шнур с вилкой, кнопка для включения составляющие пылесоса в будущее полностью зависят от фантазии и воображения детей прошлое настоящее будущее растение леса растение леса саженец дерево пень корни, тонкий невысокий ствол, ветви корни, высокий толстый ствол, ветви, листья, плоды корни, сухой обрубок ствола - прошлое настоящее будущее

ММЧ Для развития творческого воображения преподаватели ТРИЗ предложили описание принципиально новой игры – «Маленькие человечки» (моделирование маленькими человечками). Игра позволяет объяснить и смоделировать внутреннее строение предметов и веществ, даёт возможность изучать основы физического и химического взаимодействия между ними.

Человечки твердого вещества (предмета) крепко держатся за руки, чтобы их разъединить нужно, приложить какое-то действие. Человечки жидкого тела стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других (например, отлить из стакана воду). Человечки газообразных веществ неусидчивы, любят прыгать, бегать, летать, и поэтому они много и независимо друг от друга путешествуют. Лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.

Составление загадок - отрицания

Модель 1 1. Придумать, о чем будет загадка, 2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4), 3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка. Добавляем слова-связки и получаем загадку: Ласковый, но не солнышко, Теплый, но не свитер, Усатый, но не сом.

Модель 2 Модель 2 Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами. Получилась загадка: Охотится, но не волк, Умеет прыгать, но не мяч, Урчит, но не мотор.

Модель 3 Модель 3 Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка: Похож на игрушку, но живой, Похож на льва, но без гривы, Похож на сову, но не летает.

Приемы ТРИЗ в творческом рассказывании: «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы; «Коллаж из сказок» - Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок ; «Знакомые герои в новых обстоятельствах»-создание условий, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства; «Спасательные ситуации в сказках» - такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок.

Таким образом использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе познавательного дошкольников способствует: - активизации познавательной деятельности детей; - созданию мотивационных установок на проявление творчества; - созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); -повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.