12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Евгеньевна Вострякова32
Россия, Карелия респ., Петрозаводск

Презентация к уроку "Рынок. Спрос и предложение"

«Рынок. Спрос и Предложение» «Обществознание, включая экономику и право» Вострякова Ирина Евгеньевна

Основные понятия Рынок — совокупность товарно-денежных отношений, возникающих в результате купли-продажи товаров, услуг и работ, как механизм, позволяющий определять соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. Основные субъекты рыночного хозяйства: Домашние хозяйства; Фирмы (предприниматели); Государство.

Условия возникновения рынка: Наличие общественного разделения труда и специализации. Общественное разделение труда означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическим и благами. Экономическая обособленность субъектов рыночного хозяйства. Только сам производитель решает, что производить, как производить, кому и где продавать созданную продукцию.

Классификация рынков Классификация стран по структуре хозяйства: • страны с натуральным хозяйством; • страны — экспортеры сырья; • промышленно развивающиеся страны; • промышленно развитые страны. Классификация рынков по территориальному охвату: • внутренний; • национальный; • мировой. Классификация рынков по товарно-отраслевой детализации: • машины и оборудование; • минеральное сырье и топливо; • сельскохозяйственное сырье, продовольственные и лесные товары.

Классификация рынков. Классификация стран и ресурсов по уровню доходов и характеру их распределения: • с низким уровнем доходов; • очень высоким уровнем доходов; • низким, средним и высоким уровнем доходов; • преимущественно средним уровнем доходов. Классификация рынков товаров по сфере общественного производства: • материальное производство; • духовное производство. Классификация рынков по характеру конечного назначения товаров: • потребительское; • производственное.

Механизм рыночного ценообразования Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Факторы формирования цен Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Тактический фактор выражается в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры.

Спрос и предложение Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Закон спроса показывает связь между ценами и количеством товаров и услуг, которые могут быть приобретены при данной цене. Он говорит о том, что при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем по высокой. • высокая цена может служить и часто служит непреодолимым препятствием для совершения покупки; • действие принципа убывающей предельной полезности; • действие эффекта дохода: при более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара; • действие эффекта замещения.

Рисунок1. Кривая спроса

Неценовые факторы спроса 1. Изменение доходов; 2. Изменение вкусов и предпочтений покупателей; 3. Более высокое качество продукции; 4. Изменение цен на другие товары; 5. Ожидания потребителей.

Спрос и предложение Предложение — это то количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретное время и в конкретном месте. Если объем спроса падает при росте цен, то объем предложения при этом возрастает.

Рисунок 2. Кривая предложения

Факторы предложения Издержки производства; Рост себестоимости; Конкуренция; Ожидания производителей; Повышение или понижение таможенных пошлин; Изменения цен на ресурсы; Изменение моды на тот или иной товар.

Эластичность Эластичность — мера реагирования одной переменной на изменение другой. Эластичность спроса. Особую важность представляет зависимость спроса от цены, или ценовая эластичность. Она описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Если цена и спрос всегда движутся в противоположных направлениях, то эластичность спроса по цене всегда отрицательна. Если колебания цены приводят к значительным изменениям количества покупаемой продукции, то спрос принято называть эластичным. Если колебания цены сопровождаются незначительным изменением количества продаж, то спрос является неэластичным.

Факторы ценовой эластичности спроса • Наличие или отсутствие товаров - заменителей; • Удельный вес данного продукта в доходе потребителей; • Величина дохода; • Качество товара. Предметы первой необходимости — хлеб, соль, молоко, неотложные медицинские услуги и т.д. — является неэластичным.

Эластичность предложения Факторы эластичности предложения: Степень загрузки производственных мощностей; Размер товарных запасов; способность к новым инвестициям и т.д.

Эластичность предложения Фактор времени 1. Мгновенный (рыночный) период; 2. Короткий (краткосрочный) период; 3. Длительный (долгосрочный) период.

Рыночное равновесие Рыночное равновесие — такое состояние спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести по данной цене и в данный момент, соответствует тому объему предложения данного экономического блага, которое производители готовы продать по данной цене и в данный момент времени.