12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скопинцева Ю.В.17
Лучшие учителя - дети
Россия, Краснодарский край, Анапа

Использование вербальных и альтернативных средств коммуникации в обучении общению ребенка с РАС

«Использование вербальных и альтернативных средств коммуникации в обучении общению ребенка с РАС» Скопинцева Юлия Валентиновна Учитель ГКОУ школы № 27 г.-к. Анапа

Как помочь аутичному ребенку Установление дистанции общения –ребенок может физически не выносить приближения, не форсируйте процесс общения. «Укорачивайте» дистанцию постепенно. Найдите минимальную дистанцию, которую он терпит. Если ребенок прячется, не пытайтесь выманить или вывести его насильно из «убежища». Очень осторожно проверьте, как он относится к прикосновениям. Проверьте, можно ли с ним физически взаимодействовать (если разрешает дотрагиваться, возьмите за руки, поиграйте в «ладушки»). Будьте осторожны – то, что ребенок разрешил сегодня, не обязательно «пройдёт» в следующий раз.

Налаживание первоначального контакта: Проверьте, возможен ли «глазной» контакт. Избегайте прямого взгляда, коротко «касайтесь» глазами его лица. Чтобы «зацепить» внимание ребенка, используйте сначала несловесные способы (попробуйте привлечь внимание звуками, бросать мяч об пол, наблюдая за его реакцией. Налаживание совместной деятельности (наблюдайте за действиями ребенка, начните повторять его действия совершенно автономно. Постепенно подключайтесь к действиям ребенка, пробуйте с ним конструировать, складывать кубики, сортировать предметы. Выполняйте с ним действия по подражанию – сначала сами копируйте его действия, чтобы он понял, что вы это делаете намеренно, а потом покажите свои (можно что-то взять, поменять местами, помахать рукой). «Зеркальный» контакт может быть для ребенка приемлемей прямого – пусть ребенок повторяет ваши действия, наблюдая за вами и за собой в зеркало. «Перекликайтесь» с ребенком звуками (постукивания, шорохи, звучащие игрушки). Попробуйте вступить в словесный контакт (обращает ли внимание на речь, откликается ли на имя), говорите шепотом, низким голосом, нараспев, почти беззвучно, чтобы ребенок угадывал слова по артикуляции.

Начальный этап работы: установление контакта с ребенком Использование игрушек из мягких материалов, которые можно гладить, мять, скручивать, растягивать, сенсорные развивающие книги. В процессе игры с подобными предметами педагог незаметно подключается к действиям ребенка.

Формирование жестов и иных способов несловесного общения: Учите ребенка следить взглядом за перемещающимся предметом, игрушкой, укажите на неё пальцем. Следите вместе с ребенком за раскачивающимся предметом, покажите рукой траекторию вашего взгляда, направьте рукой его взгляд. Учите указательным жестом, располагайте предметы на разном расстоянии, спрашивая, где предмет. Играйте в мяч, просите жестом «дай», формируйте понимание жестов до свидания, да или нет, на, иди ко мне. Привязывайте жесты к ситуациям. Покажите ребенку смысл мимических выражений (радость – улыбнитесь, похлопайте в ладоши, грусть – горько вздохните). Пусть ребенок повторяет ваши выражения лица, жесты, позы, глядя в зеркало. По возможности формируйте жесты прикосновения, чтобы ребенок дотрагивался до вас. Шагайте, взявшись за руки, кружитесь.

Совместная деятельность (конструирование, игры со звучащими, светящимися, заводными игрушками), действия по подражанию

Стереотипные игры - ситуация повторения знакомых действий комфортна для ребенка и доставляет удовольствие, это можно использовать как основу взаимодействия с ребенком. Вникните в структуру стереотипной игры, выделите цикл повторяющихся действий, прислушивайтесь к бормотанию ребенка. В нужный момент подайте ему нужный предмет, обратите на себя внимание, стремитесь завоевать доверие ребенка. На следующем этапе постарайтесь внести в игру новую сюжетную линию, позволяйте возвращаться ему к своей игре во время занятия. Если у ребенка возникла аффективная вспышка, а причину понять и устранить невозможно, предложите ему любимую игру. Параллельно начинайте предлагать сенсорные игры (игры с красками, с водой, с мыльными пузырями, со светом и тенями, со льдом, с крупами, с пластичными материалами, со звуком и ритмами.

Альтернативная коммуникация Обеспечение детей средствами альтернативной коммуникации может существенно повысить уровень их социализации, улучшить качество жизни, развить самоуважение и почувствовать себя личностью. Оптимальными системами дополнительной коммуникации для детей с РАС могут стать жестовая система, система обучения глобальному чтению, использование системы карточек как дополнительная поддержка на этапе формирования активной речи. Обучение детей альтернативной коммуникации происходит при соблюдении определенных условий и по выработанным основным научным принципам: «от более реального к более абстрактному» (реальный предмет-фотография-картинка-пиктограмма); совмещение различных систем коммуникации — жестов, картинок, реальных предметов и написанного слова; постоянная поддержка мотивации; выход за пределы занятия в реальную жизнь.

Использование коммуникативных альбомов в обучении детей с РАС

Совместное рисование - ещё один способ развить средства коммуникации, побуждает ребенка к активным действиям, дает новые возможности для знакомства с окружающим миром и переносить новые знания в реальную жизнь. 1 этап: налаживание эмоционального контакта и развитие интереса к новому виду деятельности (рисуем значимые для ребенка изображения) 2 этап: рисование «по заказу» ребенка (рисуем то, что нравится, закрепляя интерес). 3 этап: постепенное введение новых материалов для рисования, добавление новых деталей, изменение положения в пространстве. 4 этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям («забывайте» дорисовать важную деталь, предложите дорисовать самому) 5 этап: введение сюжета (сюжет должен быть близок опыту ребенка). 6 этап: перенос сюжета в другие ситуации (проигрывание сюжета с использованием игрушек и предметов, использование полученных знаний в других видах деятельности (лепке, конструировании).