12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ищук Вероника Юрьевна22

Урок литературы в 6 классе. Подготовка проекта "Страна высоких вдохновений", посвященного пейзажной лирике.

Тема урока: Р.Р. Подготовка проекта «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике (6 класс)

Вам нужно: Вам нужно: 1. Изучить презентацию. 2. Прочитать материалы учебника стр. 158-168. 3. Посмотреть и прослушать дополнительные материалы: видеоурок «Родная природа в поэзии поэтов 20в.» (ссылка дана на уроки из «Инфоурок» - единый каталог образовательных услуг), прослушать чтение стихотворений: Блок «О, как безумно за окном…», Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» https://www.youtube.com/watch?v=kFHdl1pU2vw, Есенин «Пороша» https://www.youtube.com/watch?v=bmuAVbJEWt4 4. Д\З: подготовить проект «Страна высоких вдохновений» (проект готовим 1 из предложенных).

Родная природа привлекала всегда поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности. Родная природа привлекала всегда поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта – это вера в народ и его возможности. Такими поэтами-певцами русской природы стали: Сергей Александрович Есенин, Александр Александрович Блок, Анна Андреевна Ахматова, Николай Михайлович Рубцов.

Александр Александрович Блок (1880-1921) Александр Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он открыл поэзию 20 века. Родился в Петербурге в дворянской профессорской семье. Детство и юность прошли в доме деда А.Н. Бекетова, профессора-ботаника. Учился сначала во Введенской гимназии, потом на историко-филологическом факультете Петербургского университета. Увлекался театром и философией. Он обладал особым талантом слышать музыку жизни. Основные темы лирики: любовь, Россия, природа. «Стоит передо мной моя тема, тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь…»

А.А.Блок «Летний вечер» Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дремотой розовой объята Трава некошеной межи. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей – красный диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и в луговые дали, Навстречу ночи и луне!

Сергей Александрович Есенин (1895-1925) К вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни. Рязанская земля взрастила его поэтический талант. Главной темой стихов поэта стала Родина и родная природа. «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине», - писал поэт. Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, певцом родной земли. Березка, любимый образ поэта, так же дорог нам, как и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «Голубую Русь». Вся словесная живопись Есенина подчинена единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и животворящую силу природы.

С.А. Есенин «Пороша» Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку. Скачет конь, простору много, Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) Анна Андреевна Ахматова (Горенко) прожила долгую и трудную жизнь. Это был необыкновенно талантливый, красивый, величественный, цельный и скоромный человек. Выросла в семье русских интеллигентов, дальнейшая жизнь связана с Петербургом. В 1912 году она появилась в литературных кругах вместе со своим мужем, молодым поэтом Николаем Гумилевым. В ее жизни было много трагических моментов: расстрел Гумилева, клевета и брань в ее адрес, отлучение от литературы, полуголодное существование, арест сына Льва и мужа в годы сталинских репрессий, постоянная слежка… - все это она пережила со своей страной и своим народом. Стихи Ахматовой – это стихи о любви, о Родине и о родной природе.

А.А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

Николай Михайлович Рубцов (1936-1971) Судьба лирического героя и судьба Родины связаны в творчестве Рубцова «самой жгучей и самой смертной связью». Рубцов родился в селе Емецк Архангельской области. В годы войны оказался в детском доме. Мечта о море определила будущее поэта. В 1952 году он отправляется к морю в Архангельск. До службы в армии работает на заводе на заводе в Ленинграде. Военную службу проходил на Северном флоте, где началась его литературная жизнь. Учился в литературном институте им. Горького в Москве. Стихи Рубцова задушевные, мелодичные. Основные мотивы творчества – Родина, природа, русская душа. Любимые образы – свет, звезда, огонек.

Н.М. Рубцов «Звезда полей» Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал родину мою… Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит под золотом осенним, Она горит над зимним серебром… Звезда полей горит, на угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней. И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

Вывод: Что сближает эти стихотворения разных поэтов? - Великолепное, удивительно яркое восприятие природы, тематика, мысль о неразрывной связи человека и природы, высокое мастерство автора. - А сейчас давайте посмотрим, какие проекты вы можете сделать по данной теме и как их подготовить? Работая над мини-проектами, мы попытаемся с вами создать электронный литературный сборник «Страна высоких вдохновений», посвященный пейзажной лирике.

Подготовка проекта по литературе (урок №2) Р.Р. Проект «Страна высоких вдохновений», посвященный пейзажной лирике.

Актуальность проекта Тема природы в русской поэзии актуальна и в наши дни. Русских поэтов на протяжении всех веков привлекает красота родной природы и ее величие. Поэты — особые люди, они наиболее тонко чувствуют красоту окружающего мира. Собственные переживания становятся для них источником творческого вдохновения. Наиболее светлые и прекрасные чувства вызывает в человеке созерцание родной природы. Образы природы — неизменная составляющая русской лирики. Они окрашены любовью и уважением, преклонением перед силой и красотой природы.

Дневник работы над проектом Тема нашего проекта: «Страна высоких вдохновений». Проектный продукт: создание электронного литературного сборника «Страна высоких вдохновений», посвященного пейзажной лирике поэтов 20 века. План работы над проектом: 1. Выбрать тему проекта. 2. Прочитать поэзию: Блока, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова (школьный учебник литературы). 3. Проанализировать биографию и творчество поэтов. 4. Воспользоваться Интернет-ресурсами, материалами учебника литературы. 5. Выполнить проект в виде презентации. 6. Отправить на электронную почту учителя.

Темы проектов: Проект №1. Художественные средства выразительности стихотворения А.А. Блока «О, как безумно за окном..» (эпитеты, метафоры, олицетворения, повторы, сравнения). Для работы над этим проектом можно взять другое стихотворение, из изученных в этой теме. План работы над проектом №1: Слайд 0 – название проекта. Слайд №1: фото поэта и выбранное стихотворение. Слайд №2-3: дать определение терминов: эпитет, метафора, олицетворение, повтор, сравнение (определения берем из учебника стр. 273-280 «Словарь литературоведческих терминов»). Слайд №4-5: таблица Художественные средства выразительности стихотворения (пример таблицы на следующем слайде).

Художественные средства выразительности стихотворения Изобразительно-выразительные средства Примеры из стихотворения эпитеты сравнения олицетворения метафоры повторы

Темы проектов: Проект №2. Образы времени года в стихотворениях поэтов 20 века (А.А. Блок «Летний вечер», С.А. Есенин «»Пороша», А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»). План работы над проектом №2: Слайд 0 – название проекта. Слайд №1-3: фото поэта и стихотворение (3 стихотворения – 3 слайда). Слайд №4-5: таблица Образы времени года в стихотворениях поэтов 20 века (пример таблицы на следующем слайде). Обратите внимание! Цитаты пишем в кавычках, списываем без ошибок из текста, выписываем всё, что касается образа времени года, изображенного поэтом.

Образы времени года в стихотворениях поэтов 20 века Время года Цитаты из стихотворения Весна Зима Лето

Темы проектов: Проект №3. Своеобразие есенинской лирики (стихотворения С.А. Есенина «»Пороша» и «Мелколесье. Степь и дали…»). План работы над проектом №3: Слайд 0 – название проекта. Слайд №1-2: фото поэта и стихотворение (2 стихотворения – 2 слайда). Слайд №3-5: таблица Своеобразие лирики С.А. Есенина (пример таблицы на следующем слайде). Обратите внимание! Цитаты пишем в кавычках, списываем без ошибок из текста, выписываем всё, что касается лирического образа (героя или природы), изображенного поэтом.

Своеобразие лирики С.А. Есенина Есенинские образы Цитаты из стихотворений Образ березы Образ сосны Образ дороги Образ лирического героя

Пример оформления названия проекта Проект по литературе Своеобразие есенинской лирики (стихотворения С.А. Есенина «»Пороша» и «Мелколесье. Степь и дали…»). Выполнил(а): ученик(ца) 6Г кл. МБОУ СОШ №19 Шоткина Милана 2020г.