12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гумерова Татьяна Владимировна14

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках для детей с ТМНР

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках для детей с ТМНР. Учитель начальных классов Гумерова Т.В.

Здоровье - естественное состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Устав Всемирной организации здравоохранения).

Здоровьесберегающих технологиях в работе с детьми с ТМНР При организации образовательной деятельности (проведение занятий/ уроков) необходимо учитывать: - обстановку и гигиенические условия в помещении; -частую смену видов деятельности на занятии; -среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности; - рациональное распределение нагрузки по времени занятия; -использование игровых форм работы; -физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятиях/ уроках; - создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Три подгруппы видов здоровьесберегающих технологий. .   -Организационно – педагогические технологии , определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; -Психолого-педагогические технологии - связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - Учебно-воспитательные технологии – включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий Динамические паузы (физминутка) – вид активного отдыха. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Создают необходимую атмосферу, снижающую напряжение. В нашей школе данный компонент используется на каждом уроке. Рекомендовано проведение двух физминуток на уроке.

Подвижные и спортивные игры. Помимо использования игр, как части физкультурного занятия, на уроках адаптивной физкультуры, подвижные игры можно использовать на коррекционных занятиях (в разделе сенсорное развитие). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, их индивидуальными возможностями, местом и временем ее проведения. Подвижные и спортивные игры. Помимо использования игр, как части физкультурного занятия, на уроках адаптивной физкультуры, подвижные игры можно использовать на коррекционных занятиях (в разделе сенсорное развитие). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, их индивидуальными возможностями, местом и временем ее проведения.

Пальчиковая Гимнастика. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Особенно детям нравится, если пальчиковая гимнастика представлена в стихотворной форме.

Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз. Можно использовать на каждом уроке по 3-5 мин. в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Такую гимнастику можно использовать при помощи мультимедийной установки или расположить в кабинете или на доске наглядный материал, который также позволит работать глазами.

Гимнастика дыхательная. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Чаще всего применяется в начале урока, для того, чтобы настроить детей на учебный процесс.

Релаксация. Проводится в любом подходящем помещении (сенсорная комната). В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку, звуки природы.

Игротерапия. Игры могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности

Самомассаж, точечный самомассаж. Элементы самомассажа можно использовать в любой физкультминутке. Упражнения игрового массажа и самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствует снятию напряжения.

Арттерапия. Лечение искусством, творчеством увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – пластилином, песком, водой, красками помогает снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.

Музыкотерапия. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Музыкотерапию можно использовать на уроках изодеятельности, окружающего природного мира, коррекционно-развивающего занятия.

Применение здоровьесберегающих технологий, используемых при обучении, способствуют обеспечению эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе взаимодействия, общения со сверстниками и взрослыми, оказывают положительное влияние на общее развитие детей.